Значение ВЭД для экономики, предпосылки ее развития и основные формы в Украине

ТЕМА 15. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УКРАИНЫ

Стратегическим направлением развития для всей транспортной системы должно стать повышение значимости транзитных перевозок.

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ

Затяжной период спада промышленного и сельскохозяйственного производства в 90-е годы, падение жизненного уровня населения привели к снижению грузо- и пассажирооборота в Украине. Отсюда – ухудшение материально-технической базы транспорта.

В последние годы ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Но проблем еще предостаточно, особенно с учетом того обстоятельства, что в Украине развиты все виды транспорта и поэтому требуется обеспечить комплексное развитие отрасли.

В силу своего географического положения Украина является страной с огромным транзитным потенциалом. Однако это не означает, что все пассажиро- и грузопотоки будут автоматически проходить через её территорию. Нас ожидает жесткая конкурентная борьба за транзит.

С целью дальнейшего развития транзитных перевозок в 2002 г. был принят Закон Украины "О комплексной программе утверждения Украины как транзитного государства в 2002-2010 гг.". И сегодня экспорт транспортных услуг (в основном за счет транзита) ежегодно дает около 7% ВВП.

Обновление подвижного состава и транспортной инфраструктуры является задачей стратегического значения для Украины. Успешный рост страны невозможен без стабильной бесперебойной работы транспорта и его способности к саморазвитию. Если не уделять этой проблеме должного внимания, то в ближайшее время состояние транспорта и транспортной инфраструктуры может стать фактором торможения для всей отечественной экономики.

Проблемы развития внешнеэкономической деятельности (ВЭД) являются наиболее актуальными для Украины на современном этапе, более половины ВВП которой реализуется с помощью внешнеэкономических связей, тем более, что наша страна располагает значительным потенциалом для развития внешнеэкономических связей (выгодное расположение, избыток одних и недостаток других природных ресурсов, мощный рынок труда, развитие предприятий и отраслей по принципу взаимодополняемости с предприятиями других стран-республик бывшего СССР).

Внешнеэкономическая деятельность Украины началась с 1991 г., когда Украины вышла из состава СССР и подписала соглашение о создании новой формы политико-экономической интеграции – СНГ, куда вначале вошли Россия, Украина и Беларусь, а со временем присоединились другие страны бывшего Советского Союза.

В первые годы независимости ВЭД Украины была незначительной и нерациональной, т. к. характеризовалась узкой географией, неразвитой структурой и преобладанием импорта над экспортом. Этому способствовали спад производства, гиперинфляция, экономическая нестабильность, слепое копирование чужого опыта, слабая осведомленность мирового сообщества о потенциале и возможностях украинской экономики, разрыв экономических связей в рамках СЭВ. Среди 26 постсоциалистических стран и бывших союзных республик к середине 90-х гг. Украина занимала 20 место за достижения в рыночной трансформации хозяйства.

Принятая в 1996 г. Конституция Украины окончательно определила курс нашей страны на развитие открытой экономики и интегрирование в мировое экономическое пространство. Вместе с этим начавшийся с конца 90-х экономический рост в стране активизировал ВЭД Украины. В настоящее время ВЭД Украины регулируется Законом Украины "О внешнеэкономической деятельности", в котором определены её виды (всего их более 10).

Наиболее важными видами ВЭД Украины являются:

· экспорт и импорт товаров и услуг;

· экспорт и импорт капиталов;

· экспорт и импорт рабочей силы;

· научно-техническое сотрудничество.

Их характеристика и будут рассмотрены далее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: