Тест № 36 Лекция 36. Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру

Литература

План

Лекция 36. Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру

1. Взаимодействие государства и права с экономикой.

2. Взаимодействие государства и права с политикой.

3. Взаимодействие государства и права с культурой.

1. Конституция Российской Федерации. – М., 2000.

2. Беляев С.Г. Формирование законодательного поля рыночных отношений в России // СПЖ. – 1997. - № 2.

3. Карпузин О.И. Культурная политика России: цели и способы реализации // СПЖ. – 1996. - № 1.

4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.

5. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

6. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

7. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

1. Взаимодействие государства и права с экономикой

Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Право - это система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Экономика - это совокупность производительных сил и производственных отношений, способ производства конкретного общества.

Государство и право — это социально-политические институты, вызванные к жизни экономикой, потребностями ее развития и регулирования.

Воздействие права на экономику:

1. Право есть наиболее адекватная форма экономических отношений. Они могут нормально функционировать только в правовой форме. Все остальные формы (традиционная, религиозная, нравственная, директивно-государственная) не являются оптимальными, поскольку не отвечают потребностям рыночной экономики Таким образом, право - это естественная форма экономических отношений.

2. Право есть способ саморегулирования экономики, так как юридическая свобода - это важнейшее условие для выявления экономической необходимости. Производитель сам регулирует свою деятельность и делает это по праву и благодаря праву, с помощью которого его свобода закреплена и защищена.

Воздействие государства на экономику:

Если право воздействует на экономику изнутри, являясь оптимальной формой экономики и единственно возможной формой рыночной экономики, то государство обеспечивает внешние условия ее функционирования:

- государство выполняет функцию защиты от нападения извне и тем самым охраняет экономическое пространство внутри страны;

- оно обеспечивает единство общества и его стабильность, что является необходимой предпосылкой нормального функционирования и развития экономики;

- государство выступает и субъектом экономических отношений, взяв на себя некоторые экономические функции, например заботу о денежном обращении, имеет бюджет, осуществляет финансирование образования, здравоохранения, науки, культуры и т.д.

Когда воздействие государства на экономику чрезмерно, оно становится негативным. Крайним проявлением такого воздействия является огосударствление экономики, при котором государство становится основным собственником средств производства и берет управление хозяйством на себя. Порочность подобной системы состоит в том, что государство отключает действие экономических механизмов согласования спроса и предложения, порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, фабрик и заводов, ущемляет экономическую свободу, что приводит к возникновению теневой экономики, к коррупции государственного аппарата.

3. Взаимодействие государства и права с политикой

Политика – сложное по содержанию явление и понятие. Реальная политика может проводиться на разных уровнях и в разных масштабах. В плане государственно-правового воздействия особое значение имеет общегосударственная политика. Ее можно кратко определить как стратегический курс развития страны.

В сфере государственной политики выделяют три основные вида деятельности: 1) выработка стратегического курса; 2) выбор стратегического курса; 3) реализация избранного стратегического курса.

В развитых демократических государствах выработкой стратегического курса занимаются партии. Затем избиратели, голосуя на выборах за ту или иную партию и ее кандидатов, осуществляют выбор политического курса, сформулированного в программе партии. Наконец, партия, победившая на выборах, формирует правительство и через него и через своих представителей в законодательных органах проводит в жизнь свою программу через механизм государственной власти.

С учетом этого можно определить оптимальный вариант воздействия государства на политику. Выработка и выбор политического курса осуществляется обществом, а государство выступает эффективным инструментом реализации политики с помощью аппарата и принуждения, через законодательную власть и правосудие. Однако это возможно только в условиях существования гражданского общества. Если же оно отсутствует или находится в неразвитом состоянии, как в РФ, то государство не только реализует, проводит в жизнь политический курс, но и осуществляет выбор этого курса и разрабатывает его, ущемляя тем самым политические права и свободы граждан.

В истории общества государство было первым инструментом, орудием политики, т.к. политика появилась с возникновением государства. И только в Новое время начинают формироваться другие социальные институты: союзы, общественные организации, партии, которые начали участвовать в политической жизни, воздействовать на разработку и осуществление политики. Вместе с государством они стали составлять политическую систему общества.

В свободном демократическом обществе народ выступает субъектом политической власти, а институты гражданского общества – основными средствами разработки политического курса. Через институты гражданского общества (партии, общественные движения и организации, избирательную систему) контролируется государственный аппарат, который является основным инструментом проведения политики в жизнь.

Право воздействует на политику по нескольким направлениям. Прежде всего, посредством публичного права (конституции и конституционных законов) закрепляется политический строй общества, механизм функционирования политической системы (избирательное право, партии и их статус, разделение властей и т.д.), политические свободы граждан. В результате воздействия права на политику все виды политической деятельности осуществляются как права соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств.

Кроме того, право придает легитимность политическим решениям, а также органам государственной власти. Легитимность обеспечивает власти поддержку населения даже в случае принятия ее непопулярных решений. Противодействие власти считается недопустимым, противоправным.

И, наконец, право обеспечивает, гарантирует политические свободы человека, их реализацию.

4. Взаимодействие государства и права с культурой

Термин культура имеет множество значений. В «Современном словаре иностранных слов» (СПб, 1994. – С. 325) он трактуется следующим образом:

1) это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В этом смысле различают материальную и духовную культуру. В более узком смысле термин «культура» относят к сфере духовной жизни;

2) это уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (политическая культура, правовая культура, культура речи и т.д.);

3) это характеристика определенных исторических эпох (культура Древнего мира, средних веков и т.д.), народов или наций (например, русская культура);

4) это степень общественного, умственного и нравственного развития кого-либо (например, культура работников милиции).

В самом общем виде культура – это все то, что создано человеком, результат его творчества. К такого рода ценностям относятся и государство и право. Возникновение государство означало скачок в развитии культуры, который появился в переходе от варварства к цивилизации.

В конце ХХ в. в высокоразвитых странах ценность государства как явления культуры возрастает. Особенно отчетливо эта тенденция проявляется в области становления и защиты прав и свобод человека, его культуры. На государство ложится основной груз заботы об образовании подрастающего поколения, оно способствует развитию общей и профессиональной культуры своих граждан, охраняет и защищает культурные ценности, созданные человечеством.

Наибольшее влияние государство оказывает на политическую культуру общества, партий, политической элиты, граждан. Развитие политической культуры, ее высокий уровень, в свою очередь, создает предпосылки для стабильного функционирования и развития партийной и политической систем общества, законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, государства в целом.

Поддерживая, финансируя и охраняя музеи, библиотеки, театры и другие учреждения культуры, государство способствует развитию духовной культуры.

Оптимальные условия для творчества, для создания новых культурных ценностей и сохранения культурного наследия прошлого, для культурного развития людей создает право. Так, в статье 44 Конституции РФ провозглашается, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

На основе права формируется и правовая культура, субъектами которой выступают общество в целом, государственные органы и должностные лица, социальные группы, политики, граждане. Для России развитие правовой культуры является одной из наиболее актуальных проблем. Это связано с тем, что в течение столетий в нашей стране распространено пренебрежение к праву, принявшее в советский период характер правового нигилизма.

1. Совокупность производительных сил и производственных отношений, способ производства конкретного общества

1. Экономика

2. Политика

3. Культура

2. Естественная, наиболее адекватная форма экономических отношений

1. Религия

2. Мораль

3. Право

3. Способ саморегулирования экономики

1. Право

2. Экономические кризисы

3. Рост производительности труда

4. Крайнее проявление воздействия государства на экономику

1. Централизованное планирование

2. Огосударствление экономики

3. Централизованное распределение

5. Стратегический курс развития страны

1. Программа

2. Направление

3. Политика

6. Субъекты политики, которые в развитых демократических странах занимаются выработкой стратегического курса развития

1. Партия

2. Избиратели

3. Правительство

7. Субъекты политики, которые в развитых демократических странах осуществляют выбор политического курса развития общества и государства

1. Партия

2. Избиратели

3. Правительство

8. Основной инструмент воздействия права на политику

1. Частное право

2. Публичное право

3. Международное право

9. Тип культуры, на которую государство оказывает наибольшее влияние

1. Политическая

2. Экономическая

3. Духовная

10. Статья Конституции РФ, в которой провозглашается право каждого на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры на доступ к культурным ценностям

1. 24

2. 34

3. 44



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: