К стратегическим барьерам входа на рынок относятся

1. Преимущество первого шага и невосполнимые затраты. В случае зна­чительных невосполнимых затрат потенциальные компании-новички войдут на рынок только тогда, когда конъюнктура рынка (по их мне­нию) после этого позволит им прибыльно функционировать. Решение во многом зависит от ожидаемой реакции на стратегию поведения но­вого игрока уже действующих на конкретном рынке хозяйствующих субъектов.

2. Экономия на масштабе. В случае, когда вход на рынок сопровож­дается необходимыми и невосполнимыми затратами, экономия на мас­штабе еще более опасна, потому что компаниям-новичкам необходи­мо обеспечить такую долю рынка, чтобы их средние производственные затраты не превышали затрат действующих на рынке компаний. В ус­ловиях ограниченного спроса и излишних мощностей выход на рынок новых субъектов становится более проблематичным, если у них отсут­ствуют значительные преимущества в затратах над существующими компаниями.

3. Монопольно низкое ценообразование. Используется довольно часто крупными компаниями с целью недопущения на рынок определенно­го товара (услуги) новичков. Крупные компании имеют возможность за счет имеющихся мощностей и резервов, перераспределения доходов ус­танавливать в случае рыночных изменений низкий уровень цены (по­чти на уровне себестоимости), что является существенным барьером для входа на рынок новых субъектов, производственные затраты которых объективно высоки.

4. Использование имеющейся рыночной власти (силы) в антиконкурен­тных целях. Рыночная сила находится в обратном отношении к эластич­ности спроса, так как, при прочих равных условиях, чем больше замени­телей какого-либо товара (услуги), тем эластичнее спрос на него и, соот­ветственно, тем меньшей рыночной властью обладает поставщик (продавец).

Достаточную рыночную силу определяют:

• доступ одного субъекта к технологиям производства соответству­ющего продукта (услуги) при отсутствии свободного доступа для его конкурентов;

• трансакционные издержки;

• наличие нематериальных активов и возможностей использования компаниями прав на промышленную собственность (патенты, ли­цензии, торговые знаки);

• финансовые ресурсы.

5.Антиконкурентное поведение. Антиконкурентное поведение хозяй­ствующих субъектов в ряде случаев может быть барьером входа на ры­нок. Источниками такого поведения являются:

• наличие доминирующего положения одного или нескольких субъектов;

• вертикальные ограничения — методы, применяемые производи­телями или поставщиками в отношении их продукции (услуги) и включающие ограничение географии рынка и участие в эксклю­зивной торговле;

• эксклюзивный контракт, который лишает потребителя или по­ставщика права (либо серьезно ограничивает это право) приоб­ретать у других поставщиков продукцию, или заключать с ними договоры на предоставление услуг, или продавать продукцию (предоставлять услугу) другим покупателям (потребителям);

• горизонтальные соглашения между субъектами одного рынка, ко­торые могут привести к ограничению конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: