Статья 198. Заведомо ложная реклама

За заведомо ложную рекламу предусмотрена уголовная от­ветственность в ст. 198 УК РК.

Объектом рассматриваемого преступления являются обще­ственные отношения в процессе размещения, производства и распространения рекламы на рынках товаров, услуг, работ, обес­печивающие нормальную предпринимательскую деятельность.

Предметом преступления выступает реклама, то есть откры­тое оповещение о товарах, услугах, которое проводится с ис­пользованием различных средств: отдельных изданий (проспек­ты, каталоги, плакаты, листовки), периодической печати (статьи, объявления, вкладыши), кино, телевидения, радио, на­ружной прямой почтовой рекламы.

С объективной стороны данное преступление выражается в действиях по использованию рекламодателем в рекламе заве­домо ложной информации относительно товаров, работ и услуг, а также их изготовителей, исполнителей или продавцов, причи­нивших крупный ущерб.

Заведомо ложная реклама является одной из разновиднос­тей недобросовестной конкуренции. Информация, содержаща­яся в рекламе, может быть признана ложной, если сведения о юридическом или физическом лице, товарах, работах, услугах не соответствуют действительности (свойства, количество, тех­нические параметры и т. д.), либо, наоборот, их преувеличива­ют и вводят в заблуждение потребителя.

Производитель (изготовитель) — это предприятие, организа­ция, учреждение или гражданин, производящие товар для реа­лизации.

Исполнитель — это предприятие, организация, учреждение или гражданин, выполняющие работы или оказывающие услуги.

Продавец — это предприятие, организация, учреждение или гражданин, реализующие товары по договору купли-продажи.

Состав данного преступления материальный, следователь­но, оно считается оконченным с момента причинения крупно­го ущерба. Крупный ущерб определяется аналогично порядку, оговоренному в примечании к ст. 189 УК РК.

Субъект преступления — специальный: рекламодатель, про­изводитель или распространитель рекламы. Рекламодатель яв­ляется источником информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы; рекламопроизводитель полностью или частично приводит рекламную информа­цию в готовой для распространения форме; рекламораспространитель распространяет или размещает ее путем предоставле­ния или использования имущества, в том числе технических средств, радиовещания, телевизионного вещания, а также ка­налов связи, эфирного времени и иными способами.

Субъективная сторона анализируемого преступления харак­теризуется умышленной формой вины. Умысел может быть как прямым, так и косвенным. Лицо сознает, что использует в рек­ламе заведомо ложную информацию, предвидит причинение крупного ущерба и желает (прямой умысел) либо сознательно допускает или безразлично относится к его наступлению (кос­венный умысел). Корыстный мотив является обязательным при­знаком субъективной стороны.

Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Уго­ловный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс и Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан» от 21 декабря 2002 г. изменения внесены только в санкцию ст. 198 УК РК. Санкция указанной нормы дополнена словами «либо ограниче­ние свободы на срок до двух лет». Так, наряду с предусмотренны­ми ранее наказаниями, такими как штраф, привлечение к об­щественным работам, арест, исправительные работы и лише­ние свободы, применяемых за совершение рассматриваемого преступления, законодатель включил еще такой вид наказания, как ограничение свободы1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: