Статья 337-1. Организация деятельности общественного или религиозного объединения, либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма
Статья 337-1 УК РК предусматривает уголовную ответственность за организацию деятельности общественного или религиозного объединения, либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма.
Данная статья была дополнена Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности» от 8 июля 2005 г. № 67'.
Законодатель включил нормы антиэкстремистского характера, впервые дав юридическое определение экстремизму (в ст. 1 Закона РК «О противодействии экстремизму» от 18 февраля 2005 г. даны определения «экстремистской деятельности», «экстремизму», «экстремистской организации», «экстремистских материалов».
Общественная опасность данного преступления заключается в осуществлении экстремизма общественными, религиозными или иными организациями, проявления которого создают угрозу основам государственности и национальной безопасности Республики.
Объектом рассматриваемого преступления является нормальная деятельность общественных, религиозных или иных объединений.
Факультативным объектом является нормальная деятельность органов правосудия по обеспечению исполнения приговора, решения или иного судебного акта.
Объективная сторона данного преступления заключается в организации деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма.
В соответствии со ст. 2 Закона РК «Об общественных объединениях» от 31 мая 1996 года общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. Общественные объединения являются некоммерческими организациями.
Согласно ст. 7 Закона РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях»1 от 15 января 1992 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремизму» от 23 февраля 2005 г. № ЗЗ2) религиозными объединениями в Республике Казахстан признаются местные религиозные объединения (общины), религиозные управления (центры), а также духовные учебные заведения и монастыри.
Местными религиозными объединениями (общинами) в Республике Казахстан являются добровольные формирования граждан, образованные в целях совместного удовлетворения религиозных интересов и потребностей.
Религиозные управления (центры) в соответствии со своими уставами (положениями) вправе основывать духовные учебные заведения, монастыри и иные религиозные объединения, действующие на основе своих уставов (положений).
Религиозные объединения в Республике Казахстан, имеющие руководящие центры вне пределов республики, могут руководствоваться их уставами (положениями), если при этом не нарушается законодательство Республики Казахстан и их уставы (положения) зарегистрированы Министерством юстиции Республики Казахстан.
Под организацией деятельности общественного, религиозного или иного объединения, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма, необходимо понимать совокупность всех действий (в том числе руководство, финансирование, вербовку лиц), направленных на функционирование общественных, религиозных или иных объединений, признанных судом экстремистскими.
В соответствии со ст. 1 Закона РК «О противодействии экстремизму» от 18 февраля 2005 г.1 под экстремистскими действиями понимается непосредственная реализация действий в экстремистских целях, включая публичные призывы к совершению таких действий, пропаганду, агитацию и публичное демонстрирование символики экстремистских организаций.
Экстремизм — организация и (или) совершение:
1) физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий от имени организаций, признанных в установленном порядке экстремистскими; физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий, преследующих следующие экстремистские цели:
- насильственное изменение конституционного строя, на рушение суверенитета Республики Казахстан, целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости ее территории, подрыв национальной безопасности и обороноспособности государства, насильственный захват власти или насильственное удержание
власти, создание, руководство и участие в незаконном военизированном формировании, организация вооруженного мятежа и участие в нем, разжигание социальной, сословной розни (политический экстремизм);
— разжигание расовой, национальной и родовой розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию (национальный экстремизм);
- разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан (религиозный экстремизм).
Под экстремистской организацией следует понимать юридическое лицо, объединение физических и (или) юридических лиц, осуществляющие экстремизм и признанные судом экстремистскими.
Таким образом, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 337-1 УК РК необходимо наличие вступившего в законную силу решения суда о запрете деятельности или ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации в связи с осуществлением ими экстремизма.
Так, например, октябре 2004 г. Верховный Суд Республики признал террористическими организации «Аль-Каида», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Курдский народный конгресс», «Исламское движение Узбекистана» На территории Казахстана запрещена их деягельность. а также деятельность организации с их участием.
15 марта 2005 г. Верховный Суд Казахстана удовлетворил просьбу Генеральной прокуратуры Республики Казахстан о признании ряда международных организаций террористическими и запрете их деятельности на территории Республики. Речь идет об организациях «Асбат аль-Ансар», «Братья-мусульмане», «Талибан», «Боз гурд», «Жамаат моджахедов Центральной Азии», «Лашкар-и-Тайба» и «Общество социальных реформ».
Далее, суд г. Астаны 28 марта 2005 г удовлетворил просьбу Генеральной прокуратуры Казахстана о признании международной организации «Хизб-ут-Тахрир» экстремистской и запретил ее деятельность на территории республики.
Суд Астаны счел доводы Генпрокуратуры имеющими «правовые основания», поскольку деятельность указанной организации противоречит законодательству Казахстана, в частности, ст. 5 Конституции, согласно которой в республике не допускается деятельность политических партий на религиозной основе.
На территории республики в 2004 г. зафиксировано более 180 фактов распространения листовок и другой печатной продукции «Хизб-ут-Тахрир». которые содержали антиконституционные призывы. По данным фактам правоохранительными органами возбуждено 111 уголовных дел.
В настоящее время, по информации Генеральной прокуратуры Казахстана, партия «Хизб-ут-Тахрир» запрещена в Германии, Канаде, Иордании, Пакистане, Сирии, Узбекистане, Российской Федерации и Кыргызстане.
Согласно законодательству республики, организации и объединения признаются экстремистскими и террористическими только в судебном порядке.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла.
Субъектом рассматриваемого состава преступления является вменяемое, физическое лицо, достигшее 16-летного возраста. Необходимо отметить, что в ч. 1 ст. 337-1 УК РК устанавливается уголовная ответственность организатора преступных действий.
Вторая часть комментируемой статьи предусматривает ответственность за участие в деятельности общественного или религиозного объединения или иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма. Причем, закон не разделяет «участие» в деятельности экстремистских общественных или религиозных объединений или иных организаций по степени активности такого участия. Под таковым участием понимается непосредственное выполнение лицом действий, указанных в ч. 1 рассматриваемой статьи.
Мотивы участия в деятельности общественного или религиозного объединения или иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма (как и его организация), многообразны: идеологические, политические, разжигание расовой, национальной, родовой, социальной, сословной розни (политический экстремизм).
Для квалификации по ч. 2 ст. 337-1 УК РК, помимо общих признаков, субъект преступления должен обладать таким дополнительным признаком как участник деятельности общественного или религиозного объединения или иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма.
По конструкции состав преступления является формальным, т.е. преступление считается оконченным с момента начала преступных действий.
В примечании к ст. 337-1 УК РК законодатель декларирует проявить гуманность к лицу, добровольно прекратившему участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Об эффективности действия правовой нормы, закрепленной в ст. 337-1 УК РК и примечания к ней говорить несколько преждевременно. Однако наличие в ст. 337-1 УК РК нормативного положения об освобождении от уголовной ответственности лица, добровольно прекратившего участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма, свидетельствует о продуманном и взвешенном подходе законодателя к борьбе с экстремизмом.
Уголовная ответственность за оказание содействия политическим партиям и профессиональным союзам иностранных государств предусмотрена ст. 338 УК РК.
Учитывая, что политическая партия создается в целях представления интересов ее членов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании общественная опасность данного преступления заключается в оказании содействия политическим партиям и профессиональным союзам иностранных государств, в результате чего возникает реальная угроза национальной безопасности государства.
В соответствии со ст. 5 Конституции РК в республике не допускается деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями.
В соответствии с Законом РК «О политических партиях» от 15 июля 2002 г. на территории Республики Казахстан не допускается деятельность политических партий других государств.
Объектом рассматриваемого преступления является нормальная деятельность органов государственного управления, религиозных или общественных объединений, партий или профессиональных союзов.
Объективная сторона преступления выражается в финансировании, либо в предоставлении помещения или имущества, а равно в оказании иного содействия политическим партиям или профессиональным союзам других государств.
Обязательным условием наступления уголовной ответственности является то, что эти деяния повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества или государства.
Состав оказания содействия политическим партиям и профессиональным союзам иностранных государств материальный. Преступление считается оконченным в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества или государства.
В случае, если указанные последствия не наступили и причиненный вред был признан несущественным, то состав оказания содействия политическим партиям и профессиональным союзам иностранных государств в качестве преступления против порядка управления исключается.
Вред, причиняемый преступлениями данного вида, носит разнообразный характер, для определения его тяжести нет единых критериев. Вопрос о том, является ли причиненный вред существенным и могут ли наступившие последствия считаться тяжкими, вопрос факта и решается с учетом особенностей каждого конкретного случая.
Вред может выражаться в причинении не только материального, но и иного ущерба: в нарушении конституционных прав и свобод граждан; подрыве авторитета органов власти, государственных и общественных организаций; создании помех и сбоев в их работе; нарушении общественного порядка; совершении других тяжких преступлений и т.п.
При решении вопроса о том, является ли причиненное нарушение существенным, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п.
Существенным нарушением следует признавать нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, поскольку в соответствии с Конституцией они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, органов правосудия, вследствие чего нарушение прав и свобод граждан влечет и нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.
При оценке имущественного вреда, причиненного гражданину, в качестве существенного следует учитывать как стоимостное выражение имущественного ущерба, упущенной выгоды, так и материальное положение, значимость ущерба для потерпевшего.
Оценивая имущественный вред, причиненный юридическим лицам, в качестве существенного следует учитывать стоимостное выражение материального ущерба, его значение для функционирования предприятия, организации, материальные потери (упущенная выгода), связанные с нарушением функционирования юридического лица.
Субъективная сторона рассматриваемого преступления выражается в умышленной форме вины в виде прямого или косвенного умысла. Лицо сознает, что своими действиями по финансированию, предоставлению помещений или имущества, а равно оказанию иного содействия политическим партиям или профессиональным союзам других государств нарушает права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, желает или сознательно допускает их наступление.
Субъектом преступления может быть гражданин РК, иностранный гражданин и лицо без гражданства, достигшее 16-летнего возраста.