Статья 338. Оказание содействия политическим партиям и профессиональным союзам иностранных государств

Статья 337-1. Организация деятельности общественного или религиозного объединения, либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма

Статья 337-1 УК РК предусматривает уголовную ответствен­ность за организацию деятельности общественного или рели­гиозного объединения, либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осу­ществлением ими экстремизма.

Данная статья была дополнена Законом РК «О внесении из­менений и дополнений в некоторые законодательные акты Рес­публики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности» от 8 июля 2005 г. № 67'.

Законодатель включил нормы антиэкстремистского харак­тера, впервые дав юридическое определение экстремизму (в ст. 1 Закона РК «О противодействии экстремизму» от 18 февраля 2005 г. даны определения «экстремистской деятельности», «эк­стремизму», «экстремистской организации», «экстремистских материалов».

Общественная опасность данного преступления заключает­ся в осуществлении экстремизма общественными, религиозны­ми или иными организациями, проявления которого создают угрозу основам государственности и национальной безопаснос­ти Республики.

Объектом рассматриваемого преступления является нор­мальная деятельность общественных, религиозных или иных объединений.

Факультативным объектом является нормальная деятель­ность органов правосудия по обеспечению исполнения приго­вора, решения или иного судебного акта.

Объективная сторона данного преступления заключается в организации деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма.

В соответствии со ст. 2 Закона РК «Об общественных объе­динениях» от 31 мая 1996 года общественными объединениями в Республике Казахстан признаются политические партии, про­фессиональные союзы и другие объединения граждан, создан­ные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству. Общественные объеди­нения являются некоммерческими организациями.

Согласно ст. 7 Закона РК «О свободе вероисповедания и ре­лигиозных объединениях»1 от 15 января 1992 года (с изменени­ями и дополнениями, внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия экстремиз­му» от 23 февраля 2005 г. № ЗЗ2) религиозными объединениями в Республике Казахстан признаются местные религиозные объе­динения (общины), религиозные управления (центры), а также духовные учебные заведения и монастыри.

Местными религиозными объединениями (общинами) в Рес­публике Казахстан являются добровольные формирования граждан, образованные в целях совместного удовлетворения религиозных интересов и потребностей.

Религиозные управления (центры) в соответствии со свои­ми уставами (положениями) вправе основывать духовные учеб­ные заведения, монастыри и иные религиозные объединения, действующие на основе своих уставов (положений).

Религиозные объединения в Республике Казахстан, имею­щие руководящие центры вне пределов республики, могут ру­ководствоваться их уставами (положениями), если при этом не нарушается законодательство Республики Казахстан и их уста­вы (положения) зарегистрированы Министерством юстиции Республики Казахстан.

Под организацией деятельности общественного, религиоз­ного или иного объединения, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их дея­тельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экст­ремизма, необходимо понимать совокупность всех действий (в том числе руководство, финансирование, вербовку лиц), направ­ленных на функционирование общественных, религиозных или иных объединений, признанных судом экстремистскими.

В соответствии со ст. 1 Закона РК «О противодействии экст­ремизму» от 18 февраля 2005 г.1 под экстремистскими действи­ями понимается непосредственная реализация действий в экст­ремистских целях, включая публичные призывы к совершению таких действий, пропаганду, агитацию и публичное демонстри­рование символики экстремистских организаций.

Экстремизм — организация и (или) совершение:

1) физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий от имени орга­низаций, признанных в установленном порядке экстремистскими; физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий, преследующих следующие экстремистские цели:

- насильственное изменение конституционного строя, на­ рушение суверенитета Республики Казахстан, целостности, не­прикосновенности и неотчуждаемости ее территории, подрыв национальной безопасности и обороноспособности государства, насильственный захват власти или насильственное удержание
власти, создание, руководство и участие в незаконном воени­зированном формировании, организация вооруженного мяте­жа и участие в нем, разжигание социальной, сословной розни (политический экстремизм);

— разжигание расовой, национальной и родовой розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию (нацио­нальный экстремизм);

- разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию, а также при­менение любой религиозной практики, вызывающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан (религиозный экстремизм).

Под экстремистской организацией следует понимать юри­дическое лицо, объединение физических и (или) юридических лиц, осуществляющие экстремизм и признанные судом экст­ремистскими.

Таким образом, для привлечения лица к уголовной ответ­ственности по ст. 337-1 УК РК необходимо наличие вступив­шего в законную силу решения суда о запрете деятельности или ликвидации общественного или религиозного объединения либо иной организации в связи с осуществлением ими экстремизма.

Так, например, октябре 2004 г. Верховный Суд Республики признал террористическими организации «Аль-Каида», «Ислам­ская партия Восточного Туркестана», «Курдский народный кон­гресс», «Исламское движение Узбекистана» На территории Казахстана запрещена их деягельность. а также деятельность организации с их участием.

15 марта 2005 г. Верховный Суд Казахстана удовлетворил просьбу Генеральной прокуратуры Республики Казахстан о признании ряда международных организаций террористичес­кими и запрете их деятельности на территории Республики. Речь идет об организациях «Асбат аль-Ансар», «Братья-мусульмане», «Талибан», «Боз гурд», «Жамаат моджахедов Центральной Азии», «Лашкар-и-Тайба» и «Общество социальных реформ».

Далее, суд г. Астаны 28 марта 2005 г удовлетворил просьбу Генеральной прокуратуры Казахстана о признании междуна­родной организации «Хизб-ут-Тахрир» экстремистской и зап­ретил ее деятельность на территории республики.

Суд Астаны счел доводы Генпрокуратуры имеющими «пра­вовые основания», поскольку деятельность указанной органи­зации противоречит законодательству Казахстана, в частности, ст. 5 Конституции, согласно которой в республике не допуска­ется деятельность политических партий на религиозной основе.

На территории республики в 2004 г. зафиксировано более 180 фактов распространения листовок и другой печатной про­дукции «Хизб-ут-Тахрир». которые содержали антиконститу­ционные призывы. По данным фактам правоохранительными органами возбуждено 111 уголовных дел.

В настоящее время, по информации Генеральной прокура­туры Казахстана, партия «Хизб-ут-Тахрир» запрещена в Герма­нии, Канаде, Иордании, Пакистане, Сирии, Узбекистане, Рос­сийской Федерации и Кыргызстане.

Согласно законодательству республики, организации и объединения признаются экстремистскими и террористическими только в судебном порядке.

Субъективная сторона преступления характеризуется умыш­ленной формой вины в виде прямого умысла.

Субъектом рассматриваемого состава преступления являет­ся вменяемое, физическое лицо, достигшее 16-летного возрас­та. Необходимо отметить, что в ч. 1 ст. 337-1 УК РК устанавли­вается уголовная ответственность организатора преступных действий.

Вторая часть комментируемой статьи предусматривает от­ветственность за участие в деятельности общественного или религиозного объединения или иной организации, в отноше­нии которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществ­лением ими экстремизма. Причем, закон не разделяет «учас­тие» в деятельности экстремистских общественных или рели­гиозных объединений или иных организаций по степени актив­ности такого участия. Под таковым участием понимается не­посредственное выполнение лицом действий, указанных в ч. 1 рассматриваемой статьи.

Мотивы участия в деятельности общественного или религи­озного объединения или иной организации, в отношении кото­рых имеется вступившее в законную силу решение суда о зап­рете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлени­ем ими экстремизма (как и его организация), многообразны: идеологические, политические, разжигание расовой, националь­ной, родовой, социальной, сословной розни (политический эк­стремизм).

Для квалификации по ч. 2 ст. 337-1 УК РК, помимо общих признаков, субъект преступления должен обладать таким до­полнительным признаком как участник деятельности общест­венного или религиозного объединения или иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в свя­зи с осуществлением ими экстремизма.

По конструкции состав преступления является формальным, т.е. преступление считается оконченным с момента начала пре­ступных действий.

В примечании к ст. 337-1 УК РК законодатель декларирует проявить гуманность к лицу, добровольно прекратившему уча­стие в деятельности общественного или религиозного объеди­нения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их дея­тельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экст­ремизма, если в его действиях не содержится иного состава пре­ступления.

Об эффективности действия правовой нормы, закрепленной в ст. 337-1 УК РК и примечания к ней говорить несколько преж­девременно. Однако наличие в ст. 337-1 УК РК нормативного положения об освобождении от уголовной ответственности лица, добровольно прекратившего участие в деятельности об­щественного или религиозного объединения либо иной орга­низации, в отношении которых имеется вступившее в закон­ную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвида­ции в связи с осуществлением ими экстремизма, свидетельствует о продуманном и взвешенном подходе законодателя к борьбе с экстремизмом.

Уголовная ответственность за оказание содействия полити­ческим партиям и профессиональным союзам иностранных го­сударств предусмотрена ст. 338 УК РК.

Учитывая, что политическая партия создается в целях пред­ставления интересов ее членов в представительных и исполни­тельных органах государственной власти, местного самоуправ­ления и участия в их формировании общественная опасность данного преступления заключается в оказании содействия по­литическим партиям и профессиональным союзам иностран­ных государств, в результате чего возникает реальная угроза национальной безопасности государства.

В соответствии со ст. 5 Конституции РК в республике не допускается деятельность политических партий и профессио­нальных союзов других государств, партий на религиозной ос­нове, а также финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями.

В соответствии с Законом РК «О политических партиях» от 15 июля 2002 г. на территории Республики Казахстан не допус­кается деятельность политических партий других государств.

Объектом рассматриваемого преступления является нор­мальная деятельность органов государственного управления, религиозных или общественных объединений, партий или про­фессиональных союзов.

Объективная сторона преступления выражается в финанси­ровании, либо в предоставлении помещения или имущества, а равно в оказании иного содействия политическим партиям или профессиональным союзам других государств.

Обязательным условием наступления уголовной ответствен­ности является то, что эти деяния повлекли существенное на­рушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интересов общества или государства.

Состав оказания содействия политическим партиям и про­фессиональным союзам иностранных государств материальный. Преступление считается оконченным в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых интере­сов общества или государства.

В случае, если указанные последствия не наступили и при­чиненный вред был признан несущественным, то состав оказа­ния содействия политическим партиям и профессиональным союзам иностранных государств в качестве преступления про­тив порядка управления исключается.

Вред, причиняемый преступлениями данного вида, носит разнообразный характер, для определения его тяжести нет еди­ных критериев. Вопрос о том, является ли причиненный вред существенным и могут ли наступившие последствия считаться тяжкими, вопрос факта и решается с учетом особенностей каж­дого конкретного случая.

Вред может выражаться в причинении не только материаль­ного, но и иного ущерба: в нарушении конституционных прав и свобод граждан; подрыве авторитета органов власти, государ­ственных и общественных организаций; создании помех и сбоев в их работе; нарушении общественного порядка; соверше­нии других тяжких преступлений и т.п.

При решении вопроса о том, является ли причиненное на­рушение существенным, необходимо учитывать степень отри­цательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и раз­мер причиненного им морального, физического или имуще­ственного вреда и т.п.

Существенным нарушением следует признавать нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, по­скольку в соответствии с Конституцией они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодатель­ной и исполнительной власти, местного самоуправления, орга­нов правосудия, вследствие чего нарушение прав и свобод граж­дан влечет и нарушение охраняемых законом интересов обще­ства и государства.

При оценке имущественного вреда, причиненного гражда­нину, в качестве существенного следует учитывать как стоимост­ное выражение имущественного ущерба, упущенной выгоды, так и материальное положение, значимость ущерба для потер­певшего.

Оценивая имущественный вред, причиненный юридическим лицам, в качестве существенного следует учитывать стоимост­ное выражение материального ущерба, его значение для функ­ционирования предприятия, организации, материальные поте­ри (упущенная выгода), связанные с нарушением функциони­рования юридического лица.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления вы­ражается в умышленной форме вины в виде прямого или кос­венного умысла. Лицо сознает, что своими действиями по фи­нансированию, предоставлению помещений или имущества, а равно оказанию иного содействия политическим партиям или профессиональным союзам других государств нарушает права и законные интересы граждан или организаций либо охраняе­мые законом интересы общества или государства, желает или сознательно допускает их наступление.

Субъектом преступления может быть гражданин РК, иност­ранный гражданин и лицо без гражданства, достигшее 16-лет­него возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: