Задачи
Структурно-логические схемы
Дайджест
Аналитический обзор
Эссе
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Занятие 2
Занятие 1
Вопросы для обсуждения
1. Сущность мирового хозяйства. Классификация стран в мировом хозяйстве.
2. Формы международных экономических отношений.
3. Теория сравнительных преимуществ. Торговая политика и ее инструменты.
4. Платежный баланс страны.
1. Международные валютные отношения.
2. Государственное регулирование валютного курса.
3. Стабилизационная политика в открытой экономике.
4. Место России в мировой экономике.
Вопросы к «мозговому штурму» на семинаре
1. Можно ли предположить, что в будущем исчезнут национальные границы и мировое хозяйство будет представлять собой одно большое государство?
2. Попробуйте дать определение глобализации. По-вашему мнению, является ли глобализация объективным процессом? Почему в мире так много антиглобалистов?
3. Угрожает ли суверенитету страны проникновение ТНК в национальную экономику?
|
|
4. Возможно ли в будущем замена государственных границ сферами влияния ТНК? Что в этом случае будет представлять собой защита национальных интересов?
5. Как вы считаете, мировой экономический кризис способствует ускорению, замедлению или не оказывает влияния на глобализацию?
1. Россия и международные экономические организации
1. Состояние платежного баланса Российской Федерации в 2009-2011 гг.
Рефераты/доклады
1. Россия и экономические центры мирового хозяйства.
2. Экономическая безопасность России.
Конкурентоспособность России в современной глобальной экономике.
1. Структура мирового хозяйства.
2. МРТ: сущность, формы и виды.
1. Функция спроса на товар X в стране А имеет вид QDA = 80 - 20р. Функция предложения представлена как Q SА = -70 + 40р. Функции спроса и предложения в стране В представлены, соответственно, как Q DB = 60 - 10р, Q SB = 30 + 20р.
Определите уровень мировой цены (P) и объема продаж (Q) при установлении торговых отношений между странами.
2. Страна А, используя все имеющиеся у нее ресурсы, может произвести 100 единиц товара X или 60 единиц товара Y. Страна В может произвести, соответственно, 80 единиц товара X или 80 единиц товара Y.
А) На выпуске какого товара может специализироваться страна А? Страна В?
Б) Покажите границы, в пределах которых могут устанавливаться цены в торговле между странами?
3. К настоящему моменту платежный баланс имеет следующий «вид»:
Дебет счета текущих операций баланса 78.
Кредит счета текущих операций 88.
Дебет счета движения капитала 108.
Кредит счета движения капитала 90.
Правительство и ЦБ поддерживают режим фиксированного валютного курса. Правительство планирует пригласить на работу иностранцев, причем точно известно, что 30% зарплаты иностранцы будут переводить своим семьям. Центральный банк не может снизить резервы более чем на 10. Можно ли выплатить иностранным работникам грант в размере 10? Какой максимально возможный грант можно выплатить иностранным работникам?
|
|
самостоятельной работы студентов
Изучение данного курса потребует большой самостоятельной работы. Рекомендуется предварительное знакомство студентов с литературой, указанной в программе, что, в свою очередь, облегчает и углубляет понимание лекций и обсуждаемых на семинарах проблем.
Следующее за прослушанными лекциями и работой на семинарских занятиях обращение к соответствующим источникам помогает полнее разобраться в материале курса, выявить и ликвидировать пробелы, сформулировать вопросы к преподавателям, позволяет эффективно выполнять домашние задания и подготовиться к сдаче зачета и экзамена.
Во время подготовки к практическим занятиям студенту следует обратиться к сформулированным к каждому модулю (теме) соответствующим вопросам и заданиям.
Формами самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономика» являются:
- проработка лекционного материала;
- работа над темами для самостоятельного изучения;
- подготовка к семинарскому занятию (проработка вопросов для самостоятельной подготовки к занятию);
- выполнение домашних заданий;
- написание рефератов и эссе по избранной теме;
- подготовка к контрольным мероприятиям (коллоквиуму, зачету и экзамену).
Организация самостоятельной работы предусматривает следующие виды отчетности:
Аналитический обзор - нацеливает на необходимость изучения статистической информации, характеризующей состояние российской и региональной экономики.
Данный вид работы предполагает отражение статистически значимых показателей по исследуемой проблеме, оценку их динамики и выявление складывающихся макроэкономических тенденций. Для наглядности следует использовать графический и табличный материал.
Дайджест - нацеливает на самостоятельный подбор и анализ дополнительной литературы по основным вопросам курса. Работа засчитывается преподавателем, если студент осветил не менее 3-х тематических направлений и представил не менее 5 аннотированных ссылок в рамках каждого направления (1 балл за каждую ссылку). Оформление согласно стандарту Мордовского университета: автор статьи, название, источник, аннотация.
Эссе - целью данного вида работы является выработка навыков в поиске, анализе необходимой информации, сопоставление альтернативных точек зрения и формулирование оригинальных выводов.
Рефераты и доклады – готовятся по той или иной актуальной теме, обозначенной научным руководителем. В данной работе проводится ретроспективный анализ зарубежной и отечественной литературы, анализ экономических явлений и процессов, проводится оценка проблемы, делаются выводы.
Реферат выполняется следующим образом:
· делается подборка литературы по данной проблеме;
· составляется план;
· проводится литературный обзор по проблеме;
· анализируется состояние решаемой проблемы;
· разрабатываются рекомендации и предложения, направленные на решение изучаемой проблемы;
· происходит письменное оформление реферата.
Структурно-логическая схема - сжатое, схематическое изложение темы, акцентирующее внимание на главных, узловых проблемах экономической науки, позволяющее глубже понять и усвоить логику изучаемого материала.
Рейтинговая система оценки знаний студентов.
Рейтинговая система оценки знаний студентов используется с целью стимулирования самостоятельной систематической работы студентов, раскрытия их творческих способностей, дифференциации оценки знаний студентов.
|
|
Знание рейтинговой оценки дает возможность определить ранг студентов в пределах академической группы и др.
Таблица 1- Оценка различных видов работ в баллах
Виды работ | Баллы | |
Выполнение работы | Невыполнение работы | |
1. Посещение занятий. 2. Дайджест 3. Эссе. 4. Аналитический обзор. 5. Реферат. 6. Тест. 7. Итоговая контрольная работа. 8. Устный ответ. 9. Коллоквиум. | до 3 до 3 до 3 до 5 до 3 до 10 до 5 до 5 | -5 -2 -2 -2 -5 -1 -5 |
Таблица 2 Пересчет рейтинга в 4-бальную шкалу оценки
Интервал баллов рейтинга | Оценка |
От 0 до 39 От 41 до 60 От 61до 80 От 81 и выше | Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично |