Развертывание требований потребителя в характеристики и параметры продукции методом QFD

(Более подробную информацию смотрите в лекциях по «Инструментам управления качеством» доцента Г.В. Ефимовой)

Полностью развернутая функция качества включает четыре этапа отслеживания «голоса потребителя» при создании продукта, соответствующих самым начальным стадиям его жизненного цикла: планированию и разработке:

v Планирование продукта (Product Planning).

v Проектирование продукта — этап, который при применении QFD как правило носит название развертывание проекта (Design Deployment), предусматривающее воплощение выбранных на предыдущем этапе характеристик продукта при его проектировании.

v Проектирование процесса (Process Planning).

v Проектирование производства (Production Planning).

Этап 1 – Планирование продукта

Производитель в результате своей деятельности на первой фазе, предшествующей планированию продукта, определяет и уточняет требования потребителя. Только после этого он переходит ко второй фазе планирования продукта, целью которого является:

· идентификация требований потребителя;

· определение возможностей производителя для конкуренции;

· определение общих характеристик продукта;

· определение целей производителя;

· определение вопросов для дальнейшего изучения.

На этом этапе требования и пожелания потребителя с помощью матричной диаграммы трансформируются в характеристики (параметры качества) продукта. В то же время по окончанию преобразования проводится сравнительный анализ трансформированного продукта с аналогичными продуктами предполагаемых конкурентов. Конечным результатом 1-го этапа должна быть идентификация важнейших характеристик продукта, соответствующих ожиданиям потребителя и обеспечивающих его конкурентоспособность на рынке. Эти характеристики должны быть трансформированы на следующем этапе QFD в проект продукта с помощью другой матричной диаграммы, представляющей собой также Дом Качества. Первый этап является наиболее важным и ответственным этапом QFD, требующим кропотливой и скрупулезной работы. Этот этап заканчивается созданием Матрицы Планирования Продукта.

Этап 2 – Проектирование продукта

Проектирование или развертывание проекта продукта предусматривает идентификацию наиболее критичных частей и компонент создаваемого продукта (при его спецификации или деталировке), которые обеспечивают воплощение параметров качества, выявленных в результате выполнения 1-го этапа (анализа пожеланий потребителя), в проект продукта. В результате этого этапа должен быть выбран тот проект, который в наибольшей степени отвечает ожидаемым ценностям продукта для потребителя. При этом для частей и компонент продукта, которые наиболее критичны к требованиям рынка, принятый проект должен обязательно предусматривать возможные пути улучшения их параметров качества и дальнейшего проведения соответствующих работ, обеспечивающих оперативную корректировку свойств продукта в зависимости от реакции рынка на его появление.

Этап 3 – Проектирование процесса

На этом этапе свойства (параметры качества) спроектированного продукта трансформируются в конкретные технологические операции, обеспечивающие получение продукта с заданными свойствами, Этот этап QFD предусматривает идентификацию критичных параметров каждой операции и выбор методов их контроля. На этапе разработки технологического процесса изготовления продукта обязательно должна быть разработана система контроля технологического процесса и предусмотрены пути дальнейшего улучшения процесса в соответствии с реакцией рынка на готовый продукт.

Этап 4 – Проектирование производства

На этом этапе разрабатываются производственные инструкции и выбираются инструменты контроля качества производства продукта с тем, чтобы каждый оператор имел четкое представление о том, что и как должно контролироваться в ходе выполнения процесса. Инструкции также должны предусматривать возможность совершенствования работы оператора в зависимости от того, сколько замеров должно производиться и как часто они должны делаться, какие измерительные инструменты должны при этом применяться.

Необходимо подчеркнуть, что матрица в виде Дома Качества позволяет не только формализовать процедуру установления соответствия и значимости связей между входной информацией и выходными характеристиками создаваемого продукта на каждом этапе (уровне) развертывания функции качества с учетом пожеланий потребителя, но также принимать обоснованные решения (на основе фактов) по управлению качеством процессов создания продукта, ожидаемого потребителем.

Матричные диаграммы, создаваемые в процессе четырехэтапного развертывания функции качества, позволяют формализовать поиск между концепциями различных уровней системы. При переходе от этапа к этапу «голос потребителя» систематически ниспадает вначале к проектированию требуемого продукта, затем к соответствующему технологическому процессу его изготовления и контролирующей системе и, наконец, к инструкциям и соответствующим семи инструментам контроля качества, необходимых операторам для выполнения процесса. На каждом этапе QFD создается свой Дом Качества, в котором часть компонент как предыдущей матричной диаграммы становятся что в новой диаграмме. Цели переходят от одного Дома Качества к другому, чтобы быть уверенным в том, что ценность продукта (с точки зрения потребителя) не будет потеряна при переходе от одного этапа к другому. При выборе компонент как для входа что последующего этапа QFD необходимо быть очень разборчивыми. Дело в том, что число компонент что, выбранных из компонент как предыдущей диаграммы, должно быть таким, чтобы обеспечить управляемость вновь создаваемой матричной диаграммы по размеру. Поэтому, используя принцип Парето при отборе компонент как для входных компонент что Дома Качества следующего этапа, выбирают наиболее критичные к пожеланиям потребителя компоненты. К ним относятся новые (для создаваемого продукта), важные или трудновыполнимые. В этом заключается высокий риск потери части параметров качества при развертывании функции качества от этапа к этапу. В процессе совершенствования продукта это означает следующее: учитывая требования потребителя и определяя соответствующие характеристики проекта, часть из которых перейдут на следующий этап, необходимо спроектировать наилучший продукт и процесс его изготовления, т.е. такой продукт, который в наибольшей степени соответствовал бы ожиданиям потребителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: