Таблица 23.1
Критерии для оценки комплексного риска дефекта
4.1 В соответствии с методикой, изложенной в разделе 3, каждый дефект и причину дефекта оценивают экспертно по трем критериям:
- значимость;
- вероятность возникновения;
- вероятность обнаружения.
Примечание — Члены DFMEA-команды должны иметь единое мнение по системе и критериям экспертных оценок. Эти критерии и шкалы оценок должны оставаться постоянными при модификации конструкции.
4.2 При выставлении членами DFMEA-команды балла значимости дефекта S за основу может быть взята приведенная ниже таблица 23.1.
До начала работы DFMEA-команд эта таблица должна быть пересмотрена и изложена с учетом специфики данного предприятия. Возможна разработка нескольких таблиц для различных видов конструкций.
При составлении таких таблиц следует иметь в виду, что по мере снижения значимости дефектов при описании последствий следует переходить от терминов безопасности и экологии к терминам утраты основных функций объекта, далее к терминам потерь (на устранение дефекта и др.), далее к терминам неудовольствия/неудобства потребителя, включая в число потребителей и персонал, участвующий в процессе изготовления, а также персонал, обслуживающий технический объект в эксплуатации.
|
|
Примечание — Экономические потери рекомендуется соизмерять со стоимостью самого технического объекта.
Последствие | Критерий значимости последствия | Балл S |
Опасное без предупреждения | Очень высокий ранг значимости, когда вид потенциального дефекта ухудшает безопасность работы транспортного средства и/или вызывает несоответствие обязательным требованиям безопасности и экологии без предупреждения | |
Опасное с предупреждением | Весьма высокий ранг значимости, когда вид потенциального дефекта ухудшает безопасность работы транспортного средства или вызывает несоответствие обязательным требованиям безопасности и экологии с предупреждением | |
Очень важное | Транспортное средство/узел неработоспособно с потерей основной функции | |
Важное | Транспортное средство/узел работоспособно, но снижен уровень эффективности. Потребитель неудовлетворен | |
Умеренное | Транспортное средство/узел работоспособно, но системы комфорта/удобства неработоспособны. Потребитель испытывает дискомфорт | |
Слабое | Транспортное средство/узел работоспособно, но система(ы) комфорта/удобства работают малоэффективно. Потребитель испытывает некоторое неудовлетворение | |
Очень слабое | Отделка и шумность изделия не соответствуют ожиданиям потребителя. Дефект замечает большинство потребителей | |
Незначительное | Отделка/шумность изделия не соответствуют ожиданиям потребителя. Дефект замечает средний потребитель | |
Очень незначительное | Отделка/шумность изделия не соответствуют ожиданиям потребителя. Дефект замечают придирчивые потребители | |
Отсутствует | Нет последствия | |
Примечание — «Опасное с предупреждением» — такое последствие, о возможности наступления которого потребитель (пользователь, оператор) предупреждается заранее световым, звуковым или другим индикатором. В ряде случаев предотвратить наступление дефекта с его последствием невозможно или технически нецелесообразно, но легко осуществить предупреждение о наступлении в ближайшее время такого дефекта (например, износ колодок тормозов, падение уровня тормозной жидкости т. п.) |
4.3 При экспертном выставлении балла возникновения О за основу может быть взята приведенная ниже таблица 23.2.
|
|