Принципы права и принципы закона. Основные функции права. Проблема эффективности права. Объективное и субъективное право. Объективное и субъективное в праве

Проблемы современного правопонимания. Право как приоритетная ценность в европейской цивилизации. Идеологические начала в природе права. Основные правовые концепции. Идеологические начала в природе права. Основные правовые концепции. Эпистемологические противоречия правовых теорий.

Происхождение права, его признаки. Право как регулятор общественных отношений в условиях имущественной и социальной дифференциации общества. Сущность права. Многозначие термина «право».

ТЕМА 9.

Вопросы для самоподготовки

1.Охарактеризуйте механизмы теплообразования и пути теплоотдачи.

2.Колебания температуры тела в течение дня.

3. Понятие о лихорадке.

4. Виды, периоды, механизм развития лихорадки.

Литература:

Основная:

1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебник. – 2-е изд., исправл. И доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа 2013.512с: ил.- 226- 231

2.Лекция преподавателя.

Дополнительная:

1. Учебно-методическое пособие по «Основам сестринского дела» для студентов т. 1,2 под.ред.Шпирна А.И., Москва, ВУНМЦ 2003 г.482-497с.

Происхождение, понятие и сущность права.

Особенности возникновения права. Большинство ученых считает, что исторически государство и право возникли одновременно. Причины, вызвавшие их к жизни, одни и те же – это результат разложения родового строя.

Еще в период первобытного стада, когда человечество только начало свою историю и делало свои первые шаги по отделению себя из животного мира, стали складываться определенные стереотипы поведения, такие, например, как добросовестный труд, подчинение старшим, охрана детей.

В дальнейшем первобытные группы людей стали стихийно сливаться. Из них, начали формироваться человеческие коллективы, состоявшие из кровных родственников и обладавшие сплоченностью, организованностью и социальной устойчивостью. Формирования эти получили название родов. Их история составила историю родового строя человечества.

Быт и нравственная жизнь родового общества были строго регламентированы обычаями, которые содержали как положительные предписания, так и запреты (табу). Каждый знал, как надо поступать в различных ситуациях. Обычаи закрепляли равенство всех членов рода, уравнительное распределение продуктов, взаимопомощь, кровную месть и т. д. Им было чуждо деление на права и обязанности. Обычаи воспринимались как долг, личная задача, невыполнение которой влекло за собой гнев богов.

Обычаи, моральные и религиозные нормы защищали, прежде всего, коллективный интерес, интерес всего рода. Дальнейшее экономическое развитие первобытного общества привело к появлению прибавочного продукта, что повлекло за собой имущественное расслоение. Первобытные обычаи с их защитой коллективных интересов уже мало отвечали специфике новых формирующихся отношений. Требовалась такая система социального регулирования, которая фиксировала бы определенное соотношение общественных и частных интересов и, главное, закрепляла положение лиц, осуществляющих экономическое и политическое господство в обществе.

В результате появилось право, как реакция общества на объективную необходимость иметь императивный регулятор социальных отношений. Постепенно одни из обычаев утратила свое значение. Другие приспособилась к новым условиям и превратилась в нормы обычного права (законы Хаммурапи, ХII таблиц).

Таким образом, возникновение права – это следствие усложнения общественных взаимосвязей. Право закономерно появляется на этапе перехода общества от присваивающей к производящей экономике. Это естественный результат внутреннего развития регулятивной системы.

Но, как писал Ф. Энгельс, «люди забывают о происхождении права из экономических условий, подобно тому, как они забыли о своем собственном происхождении из животного царства».

Право как особая разновидность социальных норм существенно отличается от первобытных обычаев. Право закрепляет определенное соотношение общественных и личных интересов, имеет свое внешнее выражение и закрепление в виде нормативных актов, прецедентов, нормативных договоров.

Право охраняется и защищается государством.

Понятие и сущность права. Право, как и другие социальные нормы, представляет собой совокупность, систему правил поведения. Приоритет права над другими социальными нормами объясняется, прежде всего, тем, что оно устанавливается государством, его органами, призванными осуществлять управление делами общества.

Право представляет собой систему правил, установленных государством либо принятых в установленном им порядке населением либо негосударственными органами и организациями. В этом принципиальное отличие права от всех остальных социальных норм. Соответственно государство выступает единственным социальным образованием, правомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы.

Право представляет собой упорядоченную, логически стройную систему правил, содержащихся в нормативно-правовых актах и иных письменных источниках.

Определение права дается в ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»: «Право – система общеобязательных правил поведения, устанавливаемых (санкционируемых) и обеспечиваемых государством в целях регулирования общественных отношений».

Одним из основных условий эффективного действия норм права является их согласованность друг с другом. Все действующие нормы права призваны обеспечивать полное и последовательное регулирование общественных отношений.

Все нормы права имеют официальный характер. Они содержатся в письменных документах – нормативно-правовых актах и иных источниках. Устные распоряжения, предписания правотворческих органов или должностных лиц не являются правом.

Правовые нормы предполагают не только их обязательное закрепление в письменных источниках, но и опубликование для широкого круга лиц.

Формальная определенность норм права является их необходимым свойством, атрибутом, поскольку с ним связывается другое свойство права – его общеобязательность.

Общеобязательность права означает, что все лица, кого касаются нормы права, обязаны их неукоснительно соблюдать или исполнять.

Общеобязательность права распространяется и на государство. Один из основных принципов правового государства требует осуществления его деятельности в строгом соответствии с Конституцией страны.

Нормативность в указанном значении представляет собой действие права как регулирующей системы, состоящей из нормативных принципов и предписаний, правил поведения общего характера, распространяющихся на всех и каждого, на любой круг лиц в данном государстве, а также способность права в соответствии с предписаниями закона охватить по фиксированным признакам любой круг явлений и процессов.

Наряду с нормативностью не менее важным свойством права, выражающим его принципиальные особенности, качества, являются определенность содержания и государственная обеспеченность.

Определенность содержания, т. е. одно из существенных проявлений определенности права в целом, представляет собой способность права (главным образом при помощи письменных нормативных документов – законов, иных источников права) предельно точно фиксировать в формализованном виде необходимые стороны и грани детали и подробности внешнего поведения лиц, их поступков, в том числе самым точным образом определять границы внешней свободы, а также последствия нарушения этих границ.

Государственная обеспеченность – прочность, надежность, высокая гарантированность действия права, возможность сделать реальным (главным образом, при помощи государственной власти, его принудительной силы) вводимый порядок прав и обязанностей, «переводить» его в реальные жизненные отношения, что позволяет обществу или личности при помощи юридических механизмов «настоять на своем», добиться реального результата, обозначенного правом.

Понятие права в субъективном и объективном смысле. Право в субъективном смысле – это обеспеченная законом мера возможного поведения граждан или организаций, направленная на достижение целей, связанных с удовлетворением их интересов. Субъективные права связаны с возможностями или свободой поведения, принадлежащих лицам, субъектам, как бы «прикрепленных» к субъектам; отсюда и название – права субъективные. Субъективные юридические права (а также обязанности, ответственность) возникают и действуют на основе законов, общеобязательных норм.

Предпосылкой субъективного права является правоспособность, т. е. общая (абстрактная) способность иметь права. Субъективное право как элемент конкретного правоотношения возникает на основании юридического факта.

Субъективное право включает, как возможность самостоятельно совершать определенные действия (поведения), так и возможность требовать определенного поведения от другого лица, поскольку такое поведение обусловливает осуществление субъективного права.

Юридическая область жизни общества характеризуется тем, что в ней наряду с категорией субъективного права существует объективное право, т. е. особое социальное образование, особый институт общества в целом, существующий в одном ряду (и в тесном взаимодействии) с такими институтами общества, как государство, демократия, мораль.

Объективное право не «прикреплено» к какому-либо субъекту, а существует как объективный факт – действующее наличное образование всего общества. Его называют также позитивным правом. В отличие от морали, обычаев и особенно требований естественного права объективное право является«позитивным», потому что определенные нормы поведения специально создаются (или признаются) людьми и властно утверждаются в общественной жизни в качестве постоянного и непререкаемого императивного критерия для обязательного поведения.

Одна из основных особенностей объективного (позитивного) права как основы юридических прав и обязанностей заключается в том, что оно представляет собой нормативное образование, т. е. состоит из юридических норм, из которых образуется право конкретной страны.

Юридическая норма – это общеобязательное правило поведения, выраженное в законах, иных признаваемых государством источниках и выступающее в качестве основания и критерия правомерно дозволенного с юридической стороны (а также юридически запрещенного и предписанного) поведения субъектов права.

Принципы права: понятие и виды. Принципы права представляют собой основные идеи, исходные положения и ведущие начала процесса формирования, развития и функционирования права.

Они пронизывают собой всю правовую жизнь общества и характеризуют не только сущность, но и содержание права, а также весь процесс его применения.

Имея общеобязательный характер, принципы права способствуют укреплению внутреннего единства и взаимодействия различных отраслей и институтов права, норм права и правовых отношений, субъективного и объективного права.

Принципы права объективно обусловлены экономическим и социально-политическим строем общества, существующим в той или иной стране, социально-классовой природой государства и права, характером политического и государственного режима.

Принципы права присущи любой правовой системе. Как правило, они закрепляются или же прямо в законодательных актах (статьях, преамбулах и т.д.) или заполняют собой содержание правовых норм.

К разряду специально-юридических принципов относят следующие основные начала современных правовых систем или их исходные положения:

· принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед иными социальными нормами;

· принцип подразделения правовой системы государства на публичное и частное право, на относительно самостоятельные отрасли и институты права;

· принцип непротиворечивости норм, составляющих действующую систему права и приоритет закона перед иными нормативно-правовыми актами;

· принцип соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением;

· принцип социальной свободы, выраженный в системе субъективных прав субъектов общественных отношений, равенство перед законом и судом, равноправие;

· принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами законодательства деятельности всех должностных лиц государственных органов;

· принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению;

· принцип юридической ответственности только за виновное противоправное поведение и признание каждого невиновным до тех пор, пока вина его не будет установлена в судебном порядке; презумпция невиновности;

· принцип недопустимости обратной силы законов, устанавливающих новую или более тяжелую юридическую ответственность и гуманность наказания, способствующего исправлению осужденного.

Наряду с общими принципами в юридической литературе выделяются также межотраслевые и отраслевые принципы права.

Межотраслевые принципы охватывают собой две или более отраслей права, являющихся преимущественно смежными (уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и др.). На межотраслевые принципы полностью налагаются и общие правовые принципы. В каждой отдельной отрасли права или же в группе отраслей они приобретают свою специфику.

Отраслевые принципы права распространяются лишь на отдельные отрасли права – конституционное, гражданское, уголовное и т.д. Соответственно на их основе создаются и реализуются лишь нормы, составляющие только данную отрасль права.

Функции права: понятие и классификация. Назначение права в обществе состоит в том, чтобы быть регулятором – определять, упорядочивать и охранять существующие общественные отношения и порядки.

Выделяют следующие функции права как регулятора:

· воспроизводство данной социальной системы;

· утверждение в жизни общества нормативных начал;

· регулятивное правовое воздействие на общественные отношения.

Воспроизводство системы как функция права обусловлено утвердившейся в современной науке теорией систем, когда и все общество, и его подразделения научно интерпретируются как сложные социальные системы. В частности, с представлениями о том, что социальные системы отличаются (или должны отличаться) устойчивостью, непрерывностью существования и действием во времени с вытекающей отсюда необходимостью наличия в социальных системах, в том числе и в обществе в целом, особых механизмов, призванных реализовывать и поддерживать устойчивость и непрерывность функционирования в заданных параметрах общества.

В связи с этим объективное право (в силу его органической связи с законом) наряду с другими институтами человеческой культуры правомерно рассматривать как такого рода механизм.

Такие свойства права как всеобщая нормативность, способность строго фиксировать по содержанию возможное и должное поведение людей и силой государственного принуждения обеспечивать его – все это как бы специально приспособлено для того, чтобы сложившиеся в обществе отношения надежно сохранялись такими, «как они есть», и чтобы они в стабильном и устойчивом виде непрерывно функционировали во времени.

Утверждение в жизни общества нормативных начал имеет объективную потребность, поскольку любое человеческое сообщество нуждается не просто в известной организованности и упорядоченности существующих в нем отношений, но и в том, что бы это соответствовало законам природы и одновременно законам существования и функционирования человеческого сообщества, разумно формируемых начал целесообразности. А все это включает необходимость известного ритма, цикличности, повторяемости и главное, что бы они вошли в саму плоть жизни людей, стали законом в человеческом бытии.

Регулятивное назначение права выражено в том, чтобы в соответствии с указанной объективной потребностью внести в общественную жизнь оптимальную нормативность для жизни сообщества.

В связи с необходимостью обеспечения нормативных начал в жизни общества само право предстает в виде нормативной регулирующей системы, имеющей глубокое правовое содержание и построенной на единых правовых принципах и общих положениях.

Регулятивное воздействие права ограничено определенными направлениями. Главные из них вытекают из решающего предназначения права: быть общеобязательным критерием правомерного поведения и в этом отношении оптимальной формой для определения и сохранения границ свободы людей.

Достижение указанной задачи предполагает развитие и эффективное функционирование всех отраслей объективного права, как тех, которые преимущественно направлены на точное и строгое фиксирование через систему прав и обязанностей границ поведения (конституционное право, гражданское право, ряд институтов административного и трудового права), так и тех, которые обеспечивают «сохранение границ» в свободном поведении людей. А значит – охрану и защиту правопорядка, в том числе с помощью мер гражданской, административной, уголовной ответственности, а также процедур и порядка применения юридических санкций.

Типы права: различные подходы. Типология права – это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции следующих подходов.

В рамках первого (формационного) главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода, решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.

В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.

Достоинство:

- продуктивна идея разделения права на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество.

Слабая сторона:

- формационный подход не позволяет в должной мере учесть конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юриди­ческую специфику права.

В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями выделяют такие типы права:

1) национальные правовые системы (это конкретно-историческая совокупность права – юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства);

2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования).

Различают следующие правовые семьи общественного права: романо-германская, общего права, мусульманская, индусская и др.

Достоинство данной типологии заключается в том, что выделены национально-исторические, конкретно-географические и технико-юри­дические признаки, которые весьма определенно характеризуют право.

Слабой стороной является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов в природе права.

Основные теории правопонимания. Современные теории права не имеют единого понимания сущности права, что обусловливается такими факторами, как сложность права, многообразие его проявлений в обществе; влияние на процессы познания сущности права правовой идеологии и классовой борьбы; наличие различных исходных философских и методологических оснований.

Наиболее значимыми в истории политико-правовой мысли являются трактовки права, данные представителями естественной, психологической, исторической, позитивистской, социологической теорией права, философией права и марксизмом.

Согласно теории естественного права (Гоббс, Локк, Монтескье и др.), в обществе существует два права: естественное и благоприобретенное. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым.

Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них других лиц, в том числе и государства, является правонарушением либо вовсе преступлением. Благоприобретенные права устанавливаются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. В основе этого права лежат естественные права человека. Закон признается правовым постольку, поскольку он соответствует, развивает и конкретизирует естественные права человека. Несправедливый закон не создает право - таков основополагающий принцип данной теории.

Два вида права признают и представители психологической теории права, основоположником которой является российский правовед Л.И. Петражицкий. Согласно этой теории право представляет психическую деятельность человека, его правовые, «императивно-атрибутивные» эмоции, чувства, оценки, переживания. Человек чувствует свою волю связанной притязаниями других лиц, ожидающих от него исполнение определенной обязанности. Именно такие психологические переживания определяют конкретные акты поведения человека и выступают его действительным, реальным правом.

В обществе существует также официальное право, установленное государством в виде законов и иных нормативно-правовых актов. Законы могут влиять на интуитивное право человека, на процессы формирования его воли. Тем не менее они не всегда доминируют в принимаемых индивидуумом решениях. Последний может принимать во внимание иные социальные нормы и действовать вопреки установлениям официального права. Поэтому действующее в обществе право значительно шире установленных государством нормативных предписаний и включает в себя всю совокупность психических переживаний человека, и не только его.

В позитивистской теории правом признаются только правила должного поведения, устанавливаемые законом и иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми государственными органами. «Закон есть закон», который нужно исполнять в любом случае, независимо от психологических переживаний человека и его естественных прав.

Требование законности, т.е. неукоснительного исполнения действующих нормативно-правовых актов относится ко всем без всякого исключения государственным органам, должностным лицам, гражданам и иным субъектам конкретных правоотношений. К лицам, не выполняющим предписания законов, иных нормативно-правовых актов, применяются меры государственного принуждения.

Представители этой теории весьма негативно относятся ко всяким попыткам искать право вне официально установленных государством нормативно-правовых предписаний.

В отличие от позитивистов историческая школа (Савиньи, Пухта и др.) понимала право как продукт народного духа, сознания народа, который живет и проявляется во взаимоотношениях его представителей. Право, как и язык, представляет собой неотъемлемый компонент народа или нации и развивается по аналогичным законам. В языке, отмечал Савиньи, наблюдается та же независимость от случайности и свободного выбора со стороны отдельных лиц, т.е. то же происхождение из деятельности общего народного духа, действующего в отдельных лицах. Только здесь все это более наглядно и бесспорно, чем в праве.

Образование права осуществляется путем постепенного раскрытия народного духа в историческом процессе. Народный дух определяет особенности народного правосознания, а оно выливается в нормы права. Наиболее полным и последовательным источником развития народного духа являются народные обычаи. Законы также отражают народное правосознание. Но в них народное правосознание выражается постольку, поскольку правильно воспринимается и последовательно проводится законодателем.

Поэтому главная задача законодателя состоит в выявлении и закреплении в законах народного духа.

Представители социологической школы права также полагают, что право не следует искать в законах или психологических переживаниях личности. Право, по их мнению, - это реальная жизнь, воплощенная в конкретных решениях в сфере предпринимательской деятельности, во взаимоотношениях работников и предпринимателей, иных лиц и социальных групп. При этом поиск «живого» права ведется в двух направлениях.

Одни авторы считают, что в обществе существует множество правовых систем, поскольку государство не в состоянии предусмотреть все необходимые для общества и его компонентов нормы права. Каждая коллективная общность людей, будь то спортивный клуб, торговое общество, профсоюзы или нация, может иметь и имеет свое право. Так, народ, нация создают свои обычаи и традиции, профсоюзы - профсоюзное право, причем негосударственные правовые системы могут создавать сильную конкуренцию праву, установленному государством.

Представители другого направления «живое» право видят в свободе судейского усмотрения при разрешении конкретных дел. Разумное и точное решение юридических казусов представляется им большим правом, нежели абстрактные нормы с их абстрактной справедливостью.

Изменения в системе общественных отношений судья осознает значительно быстрее законодателя и неизбежно должен выходить за рамки закона, который не соответствует «живому» праву, действующим в обществе отношениям. По мнению сторонников этого направления, судья сперва выносит решение, руководствуясь своими представлениями, а затем подбирает принятому решению соответствующую правовую аргументацию.

Принципиально иную трактовку права, его сущности дают основоположники марксизма. Рассматривая общество как органически целостное образование, действующее и развивающееся по объективным, не зависимым от воли людей законам, К. Маркс и Ф. Энгельс весьма четко и последовательно различали право и закон.

Право они понимали как меру свободы членов общества. Каждый класс в силу его особого положения в системе экономических отношений общества имеет свою меру свободы, свое право. Однако не всякий класс способен выразить свое право в системе общеобязательных норм, в законе. Такой способностью обладал лишь класс, который экономически и политически господствовал в обществе. С помощью закона этот класс закреплял собственные интересы и потребности и пытался их выдать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы.

Все ранее существовавшие государства закрепляли и проводили в жизнь право эксплуататорских классов: рабовладельцев, феодалов, помещиков и буржуазии. Рабы и крестьяне не были способны по объективным и субъективным причинам взять государственную власть в свои руки и реализовать свое право в форме законов. Только пролетариат может осознать свои классовые интересы, объединиться в борьбе за свои экономические и политические права и взять государственную власть в свои руки. Лишь при этом условии он обеспечит полное и последовательное проведение пролетарской меры свободы, пролетарского права в форме законов. Пролетарское право одновременно будет правом всех трудящихся в обществе масс, т.е. более демократичным, нежели буржуазное и любое иное эксплуататорское право.

Однако пролетарское права, по-прежнему не будет всеобщим. Провозглашенное им равенство в экономической сфере реально будет осуществлено на более высоком этапе развития общества, обладающего производительными силами, способными в полной мере удовлетворить потребности всех своих членов. Но в таком обществе не будет классов. Соответственно, отпадет потребность и в государстве, и в присущем ему способе закрепления общеобязательных правил в форме закона или иных нормативно-правовых актов.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие сущности права.

2. В чем специфика эмпирического и рационалистического подхода к определению сущности права?

3. В чем специфика марксистского подхода к определению сущности права? Насколько он объективен?

4. Выделите волевую, охранительную и регулятивную сущность права. Какие аспекты сущности можно еще выделить?

5. от каких факторов социально-экономического, политического, исторического, религиозного и культурного порядка зависит сущность права?

6. Как сущность права связана с типом государства и права?

7. Определите содержание права.

8. Почему в случае применения неравного масштаба к неравным людямисчезает право?

9. Содержание каких отраслей права раскрывает принцип: «Запрещено все, что не разрешено»?

10.В какой сфере права действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено»?

11. Что такое объективное и субъективное право? их взаимодействие?

12. Дайте определение признаков права.

13. Назовите основные признаки права, раскройте их значение.

l4. Что такое функции права и как они связаны с функциями государства?

15. На примере конкретных отраслей определите суть регулятивной статической и динамической функции права?

16. Определите основные пути осуществления регулятивной функции права. 17.В чем специфика охранительной функции права? Приведите примеры из законодательной базы Республики Беларусь.

18. Дайте понятие принципов права.

19.В чем их роль в правовой системе?

20. Какие существуют подходы в истории юридической мысли и правовых систем к проблеме принципов права?

21. Назовите основные общеправовые принципы права.

22. назовите межотраслевые и отраслевые принципы права и проиллюстрируйте на конкретных примерах.

23.В чем специфика классового, общесоциального, национального и религиозного подходов к сущности права?

24. назовите основные исторические типы права. от чего они зависят?

25. в чем специфика формационного и цивилизационного подхода к типологии права?

26.В чем суть концепции «развитое и неразвитое право»?

27.В чем историческая ценность права, как она меняется на протяжении истории?

28. Можно ли говорить о прогрессивном развитии права? В чем оно проявляется?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: