ISO – признанная в мировом сообществе международная организация по стандартизации. Она координирует усилия в области создания глобальных стандартов типа стандартов качества ISO 900Х (Х – общее обозначение набора, Х = 1, 2, 3, 4), экологических стандартов ISO 14000 и т. д. Стандарты качества ISO 900Х носят общий характер и не зависят от конкретной отрасли промышленности и экономики. Стандарты содержат руководящие указания по управлению качеством и моделям обеспечения качества.
Система ISO 900Х дополняет международные условия купли-продажи ИНКОМТЕРМС-90 в части обеспечения гарантий качества продукции, услуг и информации на всех стадиях производственного процесса.
Многочисленные программные продукты в той или иной степени отражают идеологию ISO 900Х. Среди них распространены следующие модули: Site power – доступ к информации в любое время и быстрый ответ на любой вопрос; Site line – управление промышленным предприятием; Site select – средство конфигурирования заказов комплектации готовой продукции; Site guide – средство моделирования бизнес-процессов на предприятии.
|
|
В настоящее время всего лишь около сотни предприятий в РФ внедрили программные продукты с перечисленными модулями. Однако не все виды деятельности в организации по управлению качеством смоделированы в программных продуктах.
В описании системы ISO 900Х детализируются приведенные общие функции в виде набора мероприятий, которые можно представить как четыре этапа управления качеством:
Этап 1
1. Формулирование главной цели улучшения качества продукции и предполагаемые конечные результаты.
2. Выбор системы оценки качества: авторским способом, способом бенч-маркинг или сравнением со стандартами.
3. Оформление эталонов сравнения и форм отчетности.
Этап 2
4. Составление конкретного плана разработки и внедрения процессов для улучшения качества (время и промежуточные результаты).
5. Определение потребности в ресурсах.
6. Формирование инструкций по применению стандартов, форм отчетности и методике проведения функционального аудита качества продукции.
Этап 3
7. Учет оперативной информации, поступающей от клиентов (жалоб, благодарностей, рекомендаций и т. д.), для корректировки процесса улучшения качества.
8. Постоянное формирование базы данных о процессе управления качеством.
Этап 4
9. Осуществление процедур определения качества и согласование их с требованиями стандарта ISO 900Х.
10. Проведение процедур оценки качества продукции.
11. Составление отчета о проведении оценки качества продукции.
12. Выявление резервов для повышения качества процесса оценки.
Большую роль в повышении качества процесса разработки УР и селективности реальных результатов от его реализации играет организационная сторона при создании творческого коллектива. Руководитель должен формировать стимулирующие условия для эффективной работы коллектива. К этим условиям можно отнести:
|
|
– обеспечение разработчиков полной и своевременной информацией;
– профессиональное проведение в коллективе разработчиков мозговой атаки и фиксация полученных результатов;
– использование опыта и знаний наиболее профессиональных (по решаемой задаче) специалистов;
– разностороннее рассмотрение всех этапов процесса РПУР, а особенно ситуации;
– усиление внимания к преодолению местничества, субъективизма и показухи (сиюминутного эффекта);
– отражение в решениях главных достижений коллектива (в науке, методологии, технологии), признанных авторитетными специалистами;
– осуществление мониторинга решений.