Парадигмы политического знания
Парадигма – это специфическая логическая, мыслительная модель, определяющая способы восприятия и интерпретации действительности.
В истории политической мысли использовались различные общие парадигмы, и, прежде всего теологическая (религиозная), натуралистическая, социальная, рационально-критическая.
Теологическая парадигма – сверхъестественное объяснение государственной власти, истоки которой в Божественной воле и религиозных кодексах (святых писаниях, заветах пророков и т. д.).
Натуралистическая парадигма – рассмотрение человека как части природы и объяснение политики природной средой: географическими факторами, биологической конструкцией, врожденными психическими свойствами.
Социальная парадигма – истолковывает политику через влияние на нее других сфер общества: экономики, социальной структуры, права, культуры.
Рационально-критическая парадигма – раскрытие внутренней природы политики, ее элементов и их взаимодействия, выявление лежащих в основе динамики политической жизни конфликтов.
|
|
Парадигмы конфликтов и консенсусов, где политика рассматривается и выявляет себя через конфликты или же отражает связь политической мысли с философическими системами в том или ином историческом времени.
Смена парадигм – естественный процесс в науке.
1. Теоретико-познавательная – адекватное отражение политической реальности, исследование мира реальной политики, описание и выявление его закономерностей, анализ природы властных отношений, государства, формирование комплекса знаний о политических событиях и процессах, наиболее эффективных формах развития общества.
2. Методологическая – использование знаний, накопленных наукой в целях дальнейшего исследования политической жизни, применение знаний о политике в качестве теоретической основы прикладных политических наук.
3. Рационализаторская – усовершенствование политической жизни, политических институтов, отношений, политико-управленческих решений и т. д., необходимость создания или ликвидации тех или иных политических институтов, актуальность политических реформ и реорганизаций, разработка оптимальных моделей управления государством и эффективных технологий разрешения социально-политических конфликтов.
4. Диагностическая – определение соответствия политических программ, курсов тенденциям современного общества и его реальному развитию.
5. Социализирующая – приобретение навыков анализа политической жизни, оценки власти и властвующих, формирование современной политической культуры, выработка норм позитивных отношений в рамках политического плюрализма (множественности позиций и взглядов), умение понимать свои права, декларировать свою гражданскую позицию.
Тема 2
История политических учений и особенности российской политической традиции