Лекция 5. Концепции культурно-исторического и социокультурного развития личности, деятельностный подход к проблеме личности

Ст. преподаватель Богдан Е.Г.

Психология личности Модуль 4. РАЗРАБОТКА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

К. Роджерс.

Всякий опыт и переживания в жизни индивида подвергаются различным оценкам: некоторые из них адекватно символизируются в отношении самости, некоторые игнорируются, не осознаются, не имея отношения к удовлетворению потребности, некоторые искажаются в символизации как несовместимые со структурой самости, остальные отрицаются, имея прямое отношение к удовлетворению потребности. Самая главная потребность в самореализации заложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими.

Здоровая структура личности развивается у ребенка, который не вынуждается родителями искажат свой опыт.

1. Содержание побуждений личности в деятельностном подходе: направленность личности (С.Л. Рубинштейн), иерархия мотивов (А.Н. Леонтьев), внутренняя сторона мотивации (Л.И. Божович).

2. Проблема генезиса личности в культурно-историческом и деятельностном подходе (самост.).

3. Проблема сущности и функций Я в структуре личности в субъектно-деятельностном подходе С.Л. Рубинштейна. Становление структуры и функций личности в онтогенезе (А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович).

4. Самосознание личности и его диалогическая природа. Личность как субъект «мотивационного самоотношения».

5. Проблема отношений личности и общества в концепциях Л.С. Выготского, А.Г. Асмолова; С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.Г. Ковалева, Б.Г.Ананьева (самост.).

6. Социализация личности как интериоризация социальных форм поведения (самост.).

7. Концепции культурно-исторического и социокультурного развития личности как методологическая основа деятельности специалиста по социальной работе.

Определение личности у Л.С. Рубинштейна:

Личность есть совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние. Это предполагает участие субъекта.

Структура личности по С.Л. Рубинштейну:

Личность как целостная единица раскрывается через триединство:

• установки и потребности (то, чего хочет человек);

• дарования и способности (то, что может человек);

• закрепленные мотивы и потребности характера (то, что есть человек).

Направленность личности по С.Л. Рубинштейну:

Активность личности проявляется в процессе удовлетворения потребностей.

Потребность - объективная нужда в чем-то, лежащем вне человека, испытываемая им и отраженная в его психике; в ней проявляется связь человека с окружающим миром (смысл).

Динамическая структура направленности личности, по С. Л. Рубинштейну:


Иерархическое строение деятельности (А.Н. Леонтьев):

Определение личности у Л.И. БОЖОВИЧ:

Личность - особое психическое образование, которое выполняет следующие функции: обеспечивает целостность психической жизни и деятельности человека; формирует его внутреннюю позицию; освобождает человека от непосредственного влияния окружающей среды и позволяет ему не только приспосабливаться к ней, но и сознательно преобразовывать и ее, и самого себя.

Понятие «внутренняя позиция» (Л.И. Божович):

Понятие «внутренняя позиция» отражает «новый уровень самосознания, образующийся в результате того, что внешние воздействия, преломляясь через структуру ранее сложившихся у ребенка психологических особенностей, как-то им обобщаются и складываются в особое центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и к окружающим людям.

Проблема сущности и функций Я в структуре личности в субъектно-деятельностном подходе:

Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себяв своих отношениях с окружающим. Потому деятельность человека составляет основу связей (отношений) субъекта с объективным миром, который, изменяя мир, изменяется сам.

Функции Я в структуре личности:

1. Субъект деятельности;

2. Субъект жизни.

4. Самосознание личности и его диалогическая природа. Личность как субъект «мотивационного самоотношения» (С.Л. Рубинштейн):

Самосознание личности–это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в концепции «Я» и оценка личностью этих представлений – самооценка.

• Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни.

• Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта.

Содержание самосознания (образ Я):

• Все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности.

• Но относящимся к "я", человек признает не все, что отразилось в его психике, а только то, что было им пережито в специфическом смысле этого слова, войдя в историю его внутренней жизни.

• «Все - и мысли, и чувства, и желания - человек по большей части в лучшем случае признает своим, в собственное же "я" он включит лишь свойства своей личности… и к ним присоединит мысль, которой отдал все свои силы, и чувства, с которыми срослась вся его жизнь».

Самооценка личности:

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это - как и сознание вообще - не пассивно, не зеркально.

Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно.

Самосознание, включая и то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой.

Самооценка ч еловека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

Самосознание личности и его диалогическая природа по С.Л. Рубинштейну:

Рубинштейн противопоставляет свое понимание самосознания идеалистическому, где оно замкнуто на себе: «самосознание включает отношение к себе, к миру, но не прямое, а опосредованное жизненными проявлениями субъекта, всей жизнью личности».

При этом не сознание вырастает из самосознания, а, наоборот, самосознание проявляется через активность субъекта в отношении к миру.

Самосознание личности и его диалогическая природа по С.Л. Рубинштейну:

С осознанием этого объективного факта – отношение моего «Я» к «Ты» и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем «Я».

При этом человек осознает свою самостоятельность, свою обособленность от окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного "я" через познание других людей.

Ситуация развития личности и самосознания с точки зрения С.Л. Рубинштейна:

Описывается при помощи действия трех основных элементов:

  • объективные причины,
  • особенности субъекта (внутренние условия) и
  • действия принципа детерминизма (объективные причины действуют на субъекта не непосредственно, а преломляясь через его индивидуальные особенности).

Данные составляющие ситуации развития действуют в единстве.

Чем больше развивается личность, чем больше индивид субъективирует объективного, тем ближе он подходит к освоению богатства человеческой культуры, к истинным ценностям.

Уровни организации личности как субъекта жизни по С.Л. Рубинштейну:

Сущность личности по С.Л. Рубинштейну:

• Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается, как другие живые организмы, но и имеет свою собственную историю развития.

• «Линия, ведущая от того, чем человек был на одном этапе своей истории, к тому, чем он стал на следующем, проходит через то, что он сделал. В этом ключ к пониманию развития личности — того как она формируется, совершая свой жизненный путь».

• Однако в центре изучения жизненного пути с позиции субъектного подхода стоит вопрос о том, каким образом личность не просто зависит от индивидуального жизненного пути, не только «шлифуется» и «формируется» личной биографией, но и как она подчиняет жизненный путь своему жизненному замыслу, детерминируя характер собственного развития.

Функция, назначение личности по Л.С. Рубинштейну (мотивация; психическое здоровье и зрелость):

«Субъект жизни» - это «личность, которая активно строит, модифицирует, совершенствует жизненные отношения и тем самым детерминирует индивидуальный жизненный путь». При этом жизненные отношения рассматриваются как «пристрастный смысл объектов и явлений, который открывается в контексте целостной жизнедеятельности человека».

• Категория субъекта жизни конкретизируется через понятие «способ существования» — «это характерный для личности способ построения и воспроизводства жизненных отношений».

Типы отношения к жизни по С.Л. Рубинштейну:

Он выделяет два основных способа существования человека как типы отношения к жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: