Предмет и система коммерческого права

Предмет регулирования- коммерческая, торговая деятельность. Они синонимы. Есть ошибки в применении термин в коммерции и предпринимательства. О коммерции обычно говорят применительно к любой деятельности предпринимательской. Это исходит из изъянов ГК – ст. 50 делит организации на коммерческие и некоммерческие организации. Те, кто является гражданином и занимается коммерческой деятельностью – он индивидуальный предприниматель. А организация, занимающаяся предпринимательством – уже коммерческая. Коммерческая организация – занимается предпринимательством и получает прибыль. Причем от товаров, работ и услуг. Что впринципе отличает предпринимательское право от коммерческого, поскольку предпринимательство чуть шире, чем коммерция.

В большинстве зарубежных институтов наука и предмет называется коммерческое право. Поэтому российские ученые решили не менять традиции, чтобы зарубежные коллеги понимали о чем идет речь.

Коммерческое право регулирует большую сферу и блок, касающийся торговли. Особенности предмета в особенностях самого торгового оборота. Смысл- перемещение товаров на возмездной основе из сферы производства в сферу потребления и доведение до потребителя. Цивилистика не оперирует понятиями торговый оборот, торговое посредничество. Предметом коммерческого права является такой объект как товар. В цивилистике понятие товар употребляется, но его сущность не раскрывается.

Есть особые сущностные различия, которые требуют своего отдельного регулирования.

Выделяется специфичная черта – гибкость, приспосабливаемость к условиям и потребностям общества, более полный учет обычаев торгового оборота, требование беспрепятственности совершения сделок, строгие условия ответсвтенности (в том числе без вины), особый состав участников, собственный предмет регулирования (не совпадающий с гражданским правом).

Характеризуется свободой и точностью совершения сделок. Свобода – не только свобода договора, но и освобождение от излишних формальностей при совершении сделок, которая восполняется добросовестностью, как условием ведения торгов.

Точность исполнения обусловливает быстроту совершения сделок и предупреждает излишние споры.

Соответственно это все отделяет коммерческое право от гражданского.

Коммерческое право возникло на несколько тысяч лет раньше, чем гражданское право. В России есть попытки цивилистики подмять под себя коммерческое. А объединение этих категорий свидетельствует о снижение эффективности и рационального использования коммерческого права.

Коммерческое и предпринимательское – коммерция и торговля являются видом предпринимательства. Но это вовсе не значит,что это синонимы. Это дисциплины, которые строятся на разных основаниях. Коммерция – строится на частно-правовых основания, в то время как предпринимательское строится на публичных началах и регулируется в единстве. А это принципиально разные подходы и различные дисциплины.

Коммерческая логистика – наука об управлении перевозками, складированию и другими операциями в процессе доведения материальных ресурсов до конечного пункта. Начала логистики были разработаны американцами для регулирования доставки вооружений и боеприпасов в Европу во время второй мировой войны. Надо было им очень точно определить и обеспечить доведение по срокам и по видам этих запасов в пункты назначения. Военные, инженеры и математики разработали систему общих правил. Позже все это начало развиваться. Правила логистики получили при этом дальнейшее развитие.

Это совокупность неправовых способов организации материального снабжения, хранения и их транспортировки, обеспечение их согласованности и экономичности. В этой науке не говорится об учете требований законодательства. Не предусматривается применение договора и других правовых средств. Использование приемов логистики без учета правовых требований само по себе не может быть эффективным.

Коммерция – это колесница. Впряжено туда прикладная экономика, менеджмент, правовое регулирование. Нормальное поступательное движение возможно только с взаимодействием этих сил.

Менеджмент – это теория и практика управления. Состоит он в использовании таких методов регулирования как определение стратегии, разработки планов,установление правил и процедур работ, распределение компетенции, принятии управленческих решений и других. Успехи менеджмента на западе требуют его использования и у нас.

Экономика же предполагает использование терминов – стоимость, доход, сравнительная выгода, спрос. Экономика отделяется от менеджмента, хотя они по сути одинаковы.

Применение экономических методов позволяет просчитать и заранее предвидеть последствия принимаемых решений. То есть результаты хозяйственной деятельности в их ключевом значении, а именно достижение прибыли и наоборот несении убытков. Юристы и менеджеры не в состоянии сделать такие расчеты.

Но есть некие препятствия – несовместимость понятийного аппарата и несогласованность категорий и их эффективного использования Экономисты понятия не имеют о юридических тонкостях и понятиях. Эти дисциплины пока не в состоянии обеспечить взаимосвязь вырабатываемых ими знаний, согласованность предлагаемых способов и приемов деятельности. Причина и в цченых,которые изолированно ведут свои разработки и не пытаются скорректировать их с другими областями, что негативно сказывается на предпринимательстве. Для исключения барьеров между смежными науками нужны согласованные действия. Имеются исследования методолога Щедровинского Г.П., который предложил приемы совмещения разноотраслевого знания при изучении сложных социальных объектов. Им разработаны прием построения конфигурирующих моделей, совмещающих представления и понятия разных наук при анализе наук. Это построение моделей конфигураторов – совмещение разноотраслевых знаний. Отсутствие согласованности между управленческой и юридических наук.

Предмет коммерческого права- правовое регулирование торгово-предпринимательской коммерческой деятельности.

Коммерческая деятельность- деятельность людей по передвижению на возмездной основе товаров от пользователей к потребителю.

Участники-

Купец посредник (у Шершеневича). Коммерческий оборот начинается с акта покупки для последующей продажи. Торговый оборот начинаетс с продажи изготовителем произведенного им товара (по мнению Б.И. Пугинского). Если не будет продажи, то не будет и никакого движения. Что собственно говоря здесь меняется в этой позиции? Дело в том,что товар может реализоваться изготовителем потребителю напрямую без участия посредника, что тоже будет являться торговым оборотом именно в этом порядке.

Отсутствие у предпринимателей навыков работы ведет к тому, что созданный товар не может быть продан. Возникают кризисные ситуации. Заработную плату в таком случае пытаются давать кастрюлями и лампочками.

В качестве обязательных участников торгового оборота будут являться субъекты осуществляющие деятельность по сбыту и посреднических звеньев по продвижению товаров, действия организаций приобретателей и снабжения необходимыми ресурсами. Все эти участник, а не одни лишь действия посредников составляют предмет коммерческого права. Процесс розничной торговли никогда не включался в процесс коммерческой деятельности. Партионная торговля по своим целям, содержанию и правилам принципиально отличается от розничных продаж. Коммерция обеспечивает продвижение товара. Гражданин- сам по себе не является участником продвижения товара, он потребитель, а не предприниматель. Искусственно включать его в коммерцию нельзя. Розничная торговля не нуждается в регулировании. Правила розничной торговли предусмотрены законодательством о защите потребителей.

Никакое право невозможно без публичных элементов, однако его основу определяет частное право. Публично-правовое воздействие является фрагментарным, не изменяя частноправового смысла коммерческого права. Иногда коммерческому праву приходится выходить за приделы частноправового действия. Это связано с особой экономической ситуацией, сложившейся на территории страны. Нам предстоит построить рынок, правовое содействие в создании и действии рынка- особая задача.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: