Возникновение учения о темпераменте

Структура темперамента по В.М. Русалову


Предметная пластичность означает вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию. Социальная пластичность — это сдержанность или расторможенность в общении, широта социальных программ, естественность взаимодействия. Предметный темп - - это скорость моторно-двигательных операций. Социальный темп - - ре-чедвигательная активность, способность вербализации. Предметная эмоциональность — это мера чувствительности к расхождению реального результата и желаемого. Высокая чувствительность к несовпадению выражается в преобладании негативных эмоций, а низкая чувствительность — в присутствии положительных эмоциональных переживаний. Социальная эмоциональность характеризует ощущение уверенности в процессе общения, эмоциональную сензитивность, меру тревоги по поводу неудач в общении.
Пронумерованные блоки обозначают качества темперамента, проявляющиеся в сфере предметной и коммуникативной деятельности. Данная концепция детально разработана и располагает диагностическим методом — опросником структуры темперамента (ОСТ) (18).
Исследование вклада среды и наследственности в темперамент обнаружило сильное материнское влияние на такие его характеристики, как экстраверсия, невротизм и психотизм, то есть наиболее существенное в структуре личности (ориентированность на внешний или внутренний мир, уровень тревожности и психического здоровья) в основном переходит к ребенку любого пола от матери. Но половые различия все же существуют: такие особенности, как мягкость—жесткость, сексуальная удовлетворенность, наследуются женщинами чаще, чем мужчинами. То есть девочки больше похожи на своих матерей по этим признакам, чем мальчики, хотя и те и другие по темпераменту ближе к матери чем к отцу (15).

ГУМОРАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА
Основу учения о типах темперамента заложил Гиппократ, который, используя гуморальный подход, выделил четыре типа “красиса” (в переводе с греческого — смешения), т. е. соотношения в организме четырех жидкостей (соков): крови, желтой и черной желчи и слизи. Каждая жидкость имеет свои свойства (кровь — тепло, слизь — холод, желтая желчь — сухость, черная желчь — влажность), и поэтому преобладание одной из них определяет состояние организма, его склонность к тем или иным заболеваниям.
Древнегреческий философ Аристотель, живший чуть позже Гиппократа, видел причину различий между людьми не в преобладании того или иного сока, а в различиях состава важнейшего из этих соков — крови. Он заметил, что способность к свертыванию крови у разных животных не одинаковая. Большая быстрота свертывания обусловливается, по его мнению, преобладанием твердых, или земляных, частиц, меньшая — преобладанием водных, или жидких, частиц. Жидкая кровь холодная и предрасполагает к страху, кровь же, богатая плотными веществами, отличается теплотой и предрасполагает к гневу.
Гален, живший во II веке нашей эры, дал первую развернутую клас-сификацию темпераментов, базировавшуюся на все тех же гуморальных представлениях Гиппократа о “красисе”. Она включала 13 типов темперамента, в том числе и те, о которых речь шла выше. С его точки зрения, преобладание желтой желчи (по-латыни chole — холе) свидетельствует о холерическом темпераменте, преобладание крови (sanguis — сангвис) — о сангвиническом темпераменте, преобладание черной желчи (melanos chole — меланос холе) — о меланхолическом темпераменте, а преобладание слизи (phlegma — флегма) — о флегматическом темпераменте.
Психологические характеристики темперамента у древних врачей почти отсутствовали; В основном эти характеристики касались организма и даже от-дельных органов. Например, Гален говорил о темпераменте отдельных частей тела: сердца, печени; мозга.
Развитие в эпоху Возрождения анатомии и физиологии придало новое направление объяснению типов темперамента. Их все больше стали связывать с особенностями строения тела.
Например, ряд ученых в основу деления темпераментов кроме физических свойств крови положили различие тканей и ширину просвета сосудов. Легкая кровь, рыхлые ткани и умеренно расширенные сосуды облегчают, по мысли этих ученых, течение жизненных процессов и порождают сангвинический темпера-мент. При значительной плотности в тканях кровь задерживается в сосудах, пульс делается сильнее и быстрее, общая теплота тела возрастает, что приводит к возникновению холерического темперамента. При плотной крови и узких сосудах в ткани возникает только жидкая, водянистая часть крови, благодаря чему возникает флегмагический темперамент, характеризующийся малой теплотой и бледным цветом кожи. Наконец, плотная, темная кровь с узкими порами тканей и широким просветом сосудов ведет к образованию меланхолического темперамента.
Эта теория в несколько измененном виде сохранялась вплоть до конца XIX — начала XX века. Так, П. Ф. Лесгафт считал, что в происхождении темпераментов очень важную роль играет широта просвета и толщина стенок сосудов: у холериков — малый просвет и толстые стенки, что приводит к быстрому и сильному течению крови; у сангвиников — малый просвет и тонкие стенки, что способствует быстрому и слабому течению крови и т. д.


Другое анатомическое направление связывало типы темперамента со строением центральной нервной системы, так как именно мозг теснее всего связан с теми психическими особенностями, которые характеризуют различные темпераменты. Некоторые видели главную основу темперамента в величине мозга и толщине нервов, другие — в особенностях их функционирования.
Так, Альбрехт Галлер, основоположник экспериментальной физиологии, который ввел важные для физиологии и психологии понятия возбудимости и чувствительности, утверждал, что основными факторами различий по темпераменту являются возбудимость самих кровеносных сосудов, через которые, проходит кровь.
Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы в различных формах появляется в учениях многих философов, анатомов и врачей XIX века.
Некоторые ученые в нашей стране придерживались гуморально-эндокринной теории происхождения типов темперамента.
П.П. Блонский (1927) считал, что особенности поведения человека зависят от того, насколько уравновешенно и согласованно работают симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы. Ваготоники медлительны и спокойны, не склонны фантазировать, мыслят трезво и реалистично. Симпатикотоники, напротив, импульсивны, решительны, часто увлекаются и отрываются от действительности.
Попытки построить классификацию типов поведения человека, исходя из факта повышенной или пониженной деятельности отдельных желез внутренней секреции, предпринимали Н.А. Белов (1924), Б.М. Завадовский (1928) и др. Так, по мнению Б..М. Завадовского, различия в темпераментах обусловливает взаимодействие щитовидной и надпочечной желез: сангвиник отличается высокой активностью обеих желез, флегматик ~ слабостью и той и другой, холерик — слабостью щитовидной железы, но сильной активностью надпочечников, меланхолик — сильной активностью щитовидной железы, но слабой — надпочечников.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ТЕМПЕРАМЕНТА.
НОВЫЙ ПОДХОД В. ВУНДТА
Свойства темперамента наиболее отчетливо проявляются в тех формах поведения, которые непосредственно связаны с энергетическими тратами организма — со способами накопления и расходования энергии и количественными характеристиками этих процессов.
Поэтому большинство исследователей обращали внимание на эмоциональные и моторные реакции индивида, особенно подчеркивая их силу (интенсивность) и протекание во времени.
Примером такого подхода может служить типология темпераментов В. Вундта (1893). Он понимал темперамент как предрасположенность к аффекту, что нашло выражение в следующем тезисе: темперамент для эмоции то же, что возбудимость для ощущения. Исходя из такого понимания, В. Вундт выделил два биполярных свойства темперамента — силу и быстроту изменения (стабильность-нестабильность) эмоции (чувства), подчеркивая тем самым значение энергетической характеристики индивида. Сильные эмоциональные реакции в сочетании с эмоциональной нестабильностью образуют холерический темперамент, небольшая сила эмоциональных реакций в сочетании с их нестабильностью образуют сангвинический темперамент и т. д.

Классификация темпераментов (по В. Вундту)


Быстрота изменения чувства
Сила чувств

сильные
слабые

Быстрая
Медленная
Холерик
Меланхолик
Сангвиник
Флегматик


Таким образом, В. Вундт отошел от чисто описательного подхода к типам темперамента, выделив две характеристики, которые могут быть измерены. Он высказал и важную мысль о том, что каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны.

КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ТЕМПЕРАМЕНТА
В широком смысле понятие конституции охватывает все наследственные или врожденные анатомические, физиологические и психические свойства индивида.
Эта концепция, распространенная прежде всего среди итальянских, французских и немецких исследователей, наиболее полное выражение получила у французского врача Клода Сиго (1904). Он создал типологию, в основе которой лежало представление о том, что организм человека и его расстройства зависят от среды и врожденных предрасположенностей.
Каждой системе организма соответствует определенная внешняя среда, воздействующая на эту систему. Так, воздух — источник дыхательных реакций; пища, попадающая в пищеварительную систему, образует источник пищевых реакций; моторные реакция протекают в физической среде; социальная среда вызывает различные мозговые реакции.
Исходя из этого, К. Сиго выделяет — в зависимости от преобладания в организме одной из систем — четыре основных типа телосложения: дыхательный, пищеварительный, мускульный и церебральный (мозговой).
Взгляды К. Сиго, как и некоторые, другие концепций того времени, оказали существенное влияние на формирование современных конституциональных теорий, получивших широкое распространение в психологии темперамента. Среди них особое распространение получили те, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, непосредственно связывались с индивидуальными различиями в телосложений — ростом, полнотой или пропорциями.


Конституциональная теория Эрнеста Кречмера (1888-1964).
Обратил внимание, что каждому из двух видов заболеваний — маниакально-депрессивному (циркулярному) психозу и шизофрении — соответствует определенный тип телосложения. Э. Кречмер выделил четыре конституциональных типа на основе пропорций тела:
1. Лептосоматик.(греч, leptos — хрупкий, smna — тело). Обладает цилиндрической формой туловища, имея хрупкое телосложение, высокий рост, плоскую грудную клетку, вытянутое лицо, голова имеет яйцеобразную форму. Длинный тощий нос и неразвитая нижняя челюсть образуют так называемый угловой профиль. Плечи у лептосоматика узкие, нижние конечности длинные, кости и мышцы тонкие. Индивидов с крайней выраженностью этих особенностей Э. Кречмер называл астениками (греч. ostenos—слабый).
2. Пикник (pyknоs— толстый, плотный). У него богатая жировая ткань, чрезмерная тучность, малый или средний рост, расплывшееся туловище, большой живот, круглая голова на короткой шее. Относительно большие параметры тела (головы, груди и живота) при узких плечах придают телу бочкообразную форму. Люди итого типа склонны к сутулости.
3. Атлетик (треч. athlon — борьба, схватка). Имеет хорошую мускулатуру, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, отчего фронтальный вид тела образует трапецию, Жировая прослойка не выражена. Лицо имеет форму вытянутого яйца, нижняя челюсть хорошо развита.
4. Диспластик (греч. dys — плохо, ptaStos— сформированный). Его строение бесформенное, неправильное. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например, чрезмерным ростом).
Выделенные типы не зависят от роста человека и его худобы. Речь идет о пропорциях, а не об абсолютных размерах тела. Могут быть толстые лептосоматики, тщедушные атлетики и худые пикники.
Большинство больных шизофренией, по мнений Э. Кречмера, составляют лептосоматики, хотя встречаются и атлетики. Пикники же образуют наибольшую группу среди больных циклофренией (маниакально-депрессивным психозом). Атлетики, которые менее других предрасположены к психическим заболеваниям, обнаруживают некоторую, склонность к эпилепсии.

Конституциональная типология У. Шелдона.
Несколько позже в США приобрела популярное” концепция темперамента У. Шелдона, сформулированная в 1940-х годах. Типология Шелдона близка к концепции Кречмера, в ее основе лежит предположение о том, что структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Но эта зависимость маскируется большой сложностью нашего организма и психики, и потому раскрытие связи между физическим и психическим требует выделения таких физических и психических свойств, которые в наибольшей степени обнаруживают эту зависимость.
У.Шелдон выделяет следующие типы телосложения:
1. Эндоморфный тип (7~1-1). Название типа дано исходя из того, что из эндодермы образуются преимущественно внутренние органы, а у людей этого типа как раз наблюдается их чрезмерное развитие. Телосложение относительно слабое, с избытком жировой ткани.
2. Мезоморфный, тип (1-7-1). У мезоморфного типа хорошо развита мускульная система, которая образуется из мезодермы. Стройное крепкое тело, являющееся противоположностью мешковатому и дряблому телу эндоморфа, Мезоморфный тип обладает большой психической устойчивостью и силой.
3. Эктоморфный тип (1-1-7). Из эктодермы развивается кожа и нервная, ткань. Организм хрупок и тонок, грудная клетка уплощена. Относительно слабое развитие внутренних органов и телосложения. Конечности длинные, тонкие, со слабой мускулатурой. Нервная система и чувства относительно легко возбудимы.
Этим типам телосложения соответствуют определенные типы темперамента.
Однако критики указывали на слишком большую статичность и игнорирование развития в отношениях между психикой и строением тела, подчеркивали непоследовательность в делении на типы и, обращали внимание на то, что указанные теории не давали удовлетворительного объяснения связи между телосложением и темпераментом.

2. Представления И.П. Павлова о типах темперамента.
И.П. Павлов рассматривал темперамент как тип ВНД, обосновав это наличием у животных и человека определенной выраженности свойств нервной системы.
Холерический тип (безудержный) – сильная неуравновешенная НС
Сангвинический тип (уравновешенный) – сильная уравновешенная подвижная НС
Флегматический тип (инертный) – сильная уравновешенная инертная НС
Меланхолический тип (слабый, тормозной) – слабая НС.
Положительные стороны подхода:
1. Под психологические категории поведения (темперамент) стала подводиться более современная физиологическая база (взяв старые названия типов темперамента, И.П. Павлов базировался при объяснении причин их появления не на жидкостях, составляющих внутреннюю среду организма, а на закономерностях протекания нервной деятельности, в том числе высших мозговых отделов);
2) поведение связывалось с совокупностью типологических особенностей проявления свойств нервной системы.
Несмотря на внешнюю стройность и простоту, классификация типов темперамента, созданная И. П. Павловым, скрывала в себе, как отметил Б. М. Теплов (1959); глубокие внутренние противоречия.
Во-первых, сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы, как сейчас выявлено, встречаются не так уж часто. Очевидно, это понимал и сам И. П. Павлов, когда говорил о промежуточных типах и считал, что их несколько десятков.
Во-вторых, у него нет единого подхода к выделению типов.
В одном случае тип связывается с тремя типологическими особенностями, в другом —с двумя, а в третьем — даже с одной типологической особенностью (слабостью нервной системы). Но слабость нервной системы может давать самые различные сочетания с типологическими особенностями - подвижностью и инертностью возбуждения и торможения, уравновешенностью или с преобладанием одного из процессов.
В-третьих, полученные в последние десятилетия данные показывают, что холерический тип поведения связан не с силой нервной системы, а с ее слабостью.
В-четвертых, по сути психологические характеристики человека (проявляющиеся в поведении, общении, деятельности) должны были выводиться прямо из физиологических феноменов — особенностей протекания нервных про-цессов, без всяких промежуточных психофизиологических феноменов; мотивов, склонностей, способностей и др.

Исходя из представлений И. П. Павлова, типы поведения должны быть строго обусловлены имеющимися у человека типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Невозможность этого, очевидно, понимал и сам И.П. Павлов.
Так, в его лаборатории был выявлен факт, что в зависимости от условий воспитания поведение собак с одинаковыми типологическими особенностями свойств нервной системы может быть различным.
Например, трусливой может быть собака не только со слабой, но и с сильной нервной системой, если она воспитана в неблагоприятных условиях. Поэтому И. П. Павлов стал говорить о маскировке черт темперамента чертами поведения, приобретенными в течение жизни.
Не случайно И. П. Павлов пришел к представлениям о генотипе и фенотипе; он подчеркивал необходимость отличать тип нервной системы как прирожденную особенность нервной системы, т.е. генотип, от характера, т.е. фенотипа, выражающегося в образе поведения человека и представляющего сплав врожденного и приобретенного в процессе жизни.
Однако эти справедливые положения И. П. Павлова все-таки не сняли остроту противоречий, так как темперамент, перекочевав в систему физиологических понятий, оказался оторванным от психологических механизмов поведения человека.

Подход к классификации типов ВНД П.В. Симонова (1970).
Еще при жизни Павлова было подмечено отношение меланхолического типа к реакции страха, холерика – к ярости, сангвиника – к радости, флегматика – не склонного к бурному эмоциональному реагированию.
Эти три эмоции: страх, ярость, удовольствие имеют более четкое структурное представительство в мозге высших млекопитающих. Вероятно, что тип НС данного существа в значительной мере определяется соотносительной силой церебральных систем страха,...ярости.,, и радости. Эти три параметра представляются наиболее существенными для построения новой классификации типов высшей нервной деятельности животных, а возможно, и человека” (с. 101).
Отсюда появились и формулы темперамента:
Гнев > Радость > Страх — наиболее близко холерику;
Радость> Гнев > Страх — ближе к сангвинику;
Страх > Радость > Гнев - ближе, к меланхолику.

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ (ФАКТОРНЫЕ) ТЕОРИИ ТЕМПЕРАМЕНТА
Теории типов темперамента подвергались критике не только потому, что
авторы большинства из них, основываясь на конституциональной теории, занимались поисками непосредственных и. упрощенных связей, между телосложением и типом темперамента.
• не получило подтверждения предположение о том, что природные явления, в том числе психические особенности, реально существуют: в своих крайних формах.
• как следует из типологических концепций, психические характеристики можно “разложить по полочкам” или разделить на четко различающиеся группы. Однако известно, что почти все наблюдаемые в природе явления распределяются по так называемой нормальной кривой (кривой Гаусса), согласно которой каждое свойство у большинства людей проявляется в его среднем значении, в то время как крайние проявления встречаются редко; в рассмотренных же типологиях именно они находятся в центре внимания исследователей.
В начале XX века, появились исследования темперамента, сводящиеся к “чистому” психологическому описанию (или характеристике) свойств темперамента, абстрагирующемуся от строения и функции организма.

1. Одной из первых явилась теория темперамента, принадлежащая гол-ландским психологам Г. Хеймансу и Е. Вирсме (1906-1909).
Авторы этой теории разработали специальный вопросник, содержащий 90 вопросов, и с его помощью обследовали почти 2500 лиц (взрослых и детей). На основании полученных данных они выделили три основные, биполярные характеристики темперамента
1. Эмоциональность — отсутствие эмоциональности определяется измерением частоты и силы эмоциональных реакций по отношению к ситуациям, вызвавшим эти реакции.
2. Активность — naccuвность, Активность в труде, в школе или дома, способ проведения досуга (активный — пассивный), отношение к обязанностям (выполняет задания немедленно - откладывает их).
3. Первичная функция — вторичная функция.
Люди с развитой первичной функцией сильно и немедленно реагируют на стимулы окружающей среды, эффект этих реакций быстро угасает. У индивидов, характеризующихся вторичной функцией, первоначальная реакция на раздражитель является слабой, затем она постепенно усиливается и сохраняется более длительное время, поэтому лиц такого типа часто называют персеверативным (от англ.pursfceimce — стойкость, настойчивость, упорство).
Исследователи иногда обращают внимание на аналогию между первичной функцией и эвстраверсией, вторичной функцией и интроверсией.
В результате соответствующего комбинирования этих трех характеристик получаем восемь различных типов темперамента.
эмоциональность активность Функция первичная (П) или вторичная (В) темперамент
+ + П Сангвинический
+ + В Флегматический
- + П Холерический
- + В Увлекающийся
+ - П Аморфный
+ - В Апатичный
- - П Нервный
- - В Сентиментальный
Проведя сложный для своего времени статистический анализ, авторы вплотную подошли к факторному анализу — статистическому методу, применение которого оказало существенное влияние на дальнейшие исследования темперамента.

Типология К. Юнга.
Карл Юнг (1875-1961) тоже делил людей на типы, исходя из психо-логических различий, которые, однако, он считал врожденными.
К. Юнг выделил два общих типа — экстравертированный и иитровертированный.
Для экстравертов характерна направленность на объект, поэтому мнения других людей, общепринятые нормы, объективные обстоятельства определяют их поступки в значительно большей степени, чем их собственное, отношение к окружающей действительности. У интроверта субъективность превалирует над объективным. Испытывая какую-нибудь эмоцию, интроверт обращает внимание не на события или людей, которые вызвали эту эмоцию, а, на собственные переживания. Собственное мнение для него важнее, чем окружающая реальность или мнение других людей.
Кроме сознательной установки оба типа имеют и бессознательную установку: чем больше преувеличивается сознательная установка, тем примитивнее и инфантильнее становится бессозвательная. У экстравертов при подавлении сознательной установки, бессознательная установка является интровертной (ориентированной на субъекта) и выряжается в эгоцентрических устремлениях. У интровертов бессознательная установка акцентирует значение объекта, внешней ситуации. Чем сильнее выражена интровертная сознательная установка и, следовательно, чем более подавлена бессознательная экстравертная, тем больше тревоги и недоверия у интроверта вызывают новые и незнакомые объекты, тем страшнее ему становится общаться с окружающим. Идеалом для такого, интраверта становился необитаемый остров, пишет К. Юнг.
В зависимости от развитости четырех основных психических функций—мышления, эмоции, ощущения и интуиции, К. Юнг выделяет четыре типа экстравертов и четыре типа интровертов:
Экстравертированный мыслительный присущ субъектам, которые принимают важные решения рассудочно, создают схемы объективной реальности и руководствуются ими в своем поведении, требуя того же отгружающих; такие люди могут быть реформаторами и новаторами. Однако чем уже схема, тем больше шансов, что представитель этого типа превратится и брюзгу, а служение им идеалу не остановит его ни перед какими нравственными законами: цель оправдывает средства. Люди этого типа об-ладают эмоциональной тупостью: они редко сочувствуют другим и не ценят дружбы, им чужды эстетические переживания, и поэтому они не интересуются искусством.
Экстравертированный эмоциональный. Люди этого типа склонны к “правильной” эмоциональной оценке всего того, что их окружает. Они любят партнеров, отвечающих определенным критериям (например, занимающих определенное социальное положение). Они ходят в театр и испытывают там те эмоции, которые надо испытывать в театре; От их чувств всегда веет холодом, поэтому их поведение воспринимается как притворство.
Экстравертироеннный сенсорный тип. Такие люди определяют ценность объектов по силе ощущения; чем оно сильнее, тем больше ценность объекта. Ищут наслаждения и удовольствия, производят на окружающих впечатление людей, радующихся жизни, эстетов, если ощущения не очень доминируют над ОСТЗЛЬНЬЕМИ функциями. В противном случае — становятся неприятными для окружающих,
Экстравертированный интуитивный тип. Такой человек обладает необычайно развитым нюхом на все новое и необычное. Легко и бурно увлекается новым объектом, может заразить своим энтузиазмом и воодушевить других, но как только объект его привязанности исчерпывает свои возможности к развитию, он без сожаления забывает о нем и переключается на новый. При этом нравственные устои его никогда не беспокоят, поэтому окружающие считают его легкомысленным и даже авантюристом. К. Юнг пишет по поводу людей этого типа, что они “распространяют” вокруг себя полному жизни, но живут не они, а другие.
Интровертированный мыслительный. Человек этого типа характеризуется мышлением, которое не воссоздает реальную, действительность, а доводит ее неясный образ до понятной и четко сформулированной идеи. Из-за этого он склонен подстраивать факты под идею или вообще Их игнорировать. Он создает теории ради теорий. В отличие от экстравертированного мыслительного типа стремится не к расширению знаний о мире, а к их углублений, не стремится увлечь окружающих своими идеями и завоевать их поддержку -При убежденности в правоте своих идей негодует на общество, отказывающегося их принимать. Он является плохим учителем. Окружающими воспринимается как высокомерный и властный. Однако для тех, кто его знает близко, выглядит наивным и неприспособленным.
Интровертированный эмоциональный тип. Представитель данного типа выглядит внешне спокойным, даже индифферентным. Его эмоции часто незаметны для окружающих, хотя внутри у него может все кипеть. Его эмоциональная сдержанность воспринимается окружающими негативно, как проявление холодности.
Интровертированный сенсорный тип, в отличие от экстравертированного сенсорного типа, ориентируется не на объекты, вызывающие интенсивные ощущения, а на интенсивность ощущений, вызванных объектами. Поэтому, как только ощущение возникает, объект для такого человека теряет ценность, Представители этого типа непонятны и непривлекательны для окружающих.
Интровертированный интуитивный тип порождает, по К. Юнгу, фантастов и художников, а при отклонении от нормы — мистиков. Продукты их творчества для окружающих непонятны.
Нельзя не обратить внимание, что при описании этих типов у К, Юнга явно просматривается крен в сторону отрицательных их характеристик. Это связано с тем, что источником создания этой типологии был клинический опыт ее автора.

Представления о темпераменте Г. Айзенка.
Английский психолог Ганс Айзенк (1957) предложил рассматривать типологии Кречмера и Юнга как систему из четырех координат.
Первую координату образует объектно-субъектная ориентация (от максимальной экстраверсии до максимальной интроверсии):
Второй координатой является Шкала нормы—патологии. Средние Величины патологии (психических отклонений) образуют неврозы, сильные — психозы.
Третья координата — шкала “маниакально-депрессивный психоз - шизофрения”. Середина этой шкалы представлена нормальными психическими состояниями. Для одного типа темперамента нормальные состояния представляют собой синтонию (минимально выраженную циклотимию) и собственно циклотимию, для другого —дистонию и шизотимию. Средние величины психических отклонений образуют, соответственно: истерию и психастению, а максимальные — маниакально-депрессивный психоз и шизофрении.
Четвертая координата образована тремя типами телосложения: пикническим, атлетическим и лептосомным.
Достоинствами этих представлений Г. Айзенка является
во-первых, подведение физиологической базы под чисто психологические типы К. Юнга;
во-вторых, то, что все психологические проявления — нормальные и патологические — рассматриваются как континуумы значений, а не как крайние группы. Но и в этом случае одна из координат, относящаяся к типам телосложение, остается дискретной.
Исходя из описания поведения экстравертов у интровертов — с одной стороны, и лиц с высоким и низким невротизмом — с другой стороны, Г. Айзенк построил свою модель типов темперамента. Тип темперамента, согласно этому-автору, представляет собой один УЗ четырех квадрантов при пересечении двух ортогональных шкал: 1) экстраверсия— интроверсия и 2) эмоциональная стабильность—лабильность. Первая шкала характеризует индивида со стороны “открытости” внешнему миру, вторая — со стороннего эмоциональной устойчивости. Сочетание эмоциональной устойчивости с экстраверсией Г, Айзенк отождествляет с типом сангвиника; эмоциональной лабильности и экстраверсии — с типом холерика; эмоциональной устойчивости с интроверсией — с типом флегматика, а эмоциональной лабильности с интроверсией — с типом меланхолика.

4. ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМПЕРАМЕНТА В ПЕРМСКОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ В.С. МЕРЛИНА И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ Б.М. ТЕПЛОВА
Вольф Соломонович Мерлин считал, что тип темперамента зависит от общего типа нервной системы, и относил в конституциональкому типу. Однако такую характеристику темперамента он считал недостаточной и выдвигал ряд других признаков.
Первым основным признаком темперамента В.С. Мерлин считал обусловленность его свойствами нервной системы.
Далее он называл следующие особенности, которые можно отнести к свойствам (характеристикам) темперамента:
регулируют динамику психической деятельности в целом;
характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
имеют устойчивый характер на протяжении длительного времени;
находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента.
Иначе говоря, признаками темперамента являются его врожденность, стабильность проявления, влияние на динамику психической деятельности человека, наличие определенного комплекса свойств (красиса), обусловливающего тот или иной тип темперамента. Кроме того, к свойствам темперамента он относил особенности эмоционально-волевой сферы.
Однако на практике все свелось к изучению отдельных темпераментных свойств, к которым В.С. Мерлин относил:
сензитивиость, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, пластичность— ригидность, экстравертированностъ—интровертированность.
В.С. Мерлин считал, что применяющиеся способы исследования типов нервной системы нельзя считать достаточными. По его мнению, они в лучшем случае устанавливают фактически существующую совокупность типологических особенностей, наблюдающуюся у данного человека или стохастическую связь (при использовании статистических методов на группе людей). Психологическую функциональную взаимозависимость свойств нервной системы таким путем установить нельзя. Поэтому существующие типологии нервной системы следует, по мнению В. С. Мерлина, считать лишь предварительными.
Действительно, наличие у человека тех или иных типологических особенностей еще. не означает, что все они: входят в один и тот же типологический комплекс. Могут быть особенности, нейтральные по отношению к типологическому комплексу. Поэтому надо знать, на что и каким образом оказывает влияние данная типологическая особенность и, как ее влияние согласуется с влиянием других типологических особенностей, имеющихся у данного человека. Только тогда можно выносить суждение о том, имеется ли у него какой-либо типологический комплекс, т. е. сочетание типологических особенностей, обусловливающих степень проявления того или иного психо-физиологического феномена (склонности, способности, волевого качества и т. п.).
С точки зрения В. С. Мерлина, под типом следует понимать не просто сочетание типологических особенностей, а Сочетание, сопровождающееся закономерными связями между ними.
Вольф Соломонович Мерлин родился 22 января 1898 года. В 1923 году окончил Петроградский педагогический институт. Работал в Ленинградском, Саратовском и Свердловском педагогических институтах, в Казанском университете, с 1,054 года заведующий кафедрой психологии Пермского педагогического института, где создал свою школу дифференциальной психофизиологии. Основные его труды посвящены психологическим проблемам темперамента и личности. Автор интегральной теории личности. Умер в 1982 году.

При этом он считал наиболее вероятным, что не тип зависит от сочетания типологических особенностей, а наоборот, свойства, особенности их проявления зависят от типа.
Поэтому основным направлением изучения свойств нервной системы и темперамента стало установление связи между какими-то типологическими особенйостями свойств нервной системы и отдельными характеристиками (свойствами) темперамента.


ОТКАЗ ОТ ИЗУЧЕНИЯ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА В ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ Б. М. ТЕПЛОВА
Более последовательную позицию занимал Б. М. Теплов (1956). Он отмечал опасность смешения двух понятий: типа поведения и типа как комплекса свойств нервной системы (точнее — комплекса типологических особенностей проявления этих свойств).
Следует подчеркнуть, что когда говорят о типе, имеют в виду интегральную характеристику, отражающую комплекс (сочетание) нескольких свойств.
В лаборатории •В. М. Теплова сложилась определенная методология изучения свойств нервной системы, четкое изложение которой дано В. Д. Небылицыным (1966).
Одним из фундаментальных положений этой методологии является требование изучения свойств нервной системы, а не типов высшей нервной деятельности.
Слишком часто дело сводилось именно к распределению контингента испытуемых по четырем “типам” и лишь в лучшем случае выделению еще нескольких промежуточных.

Ориентация только на четыре типа высшей нервной деятельности (кстати, существующая до сих пор в учебниках ггофизиологии, психологии и педагогике) стала тормозить развитие дифференциальной психофизиологии. Были выяв-лены такие сочетания типологических особенностей (сильный, неуравновешенный с преобладанием торможения над возбуждением; слабый с преобладанием торможения и др.), которые не могли быть отнесены ни к одной из вариаций павловской классификация типов.
Еще более усложнилась проблема, когда в лаборатории Б.. М. Теплова стали постулировать новые свойства нервной системы: лабильность, динамич-ность, концентрированность. Поэтому Б.М. Теплов считал, что на данном этапе изучения проблемы больший научный смысл имеет выявление типологических особенностей проявления свойств нервной системы, чем определение “типов”. Он справедливо полагал, что никакая научно обоснованная классификация типов невозможна до тех пор, пока не будут изучены в деталях вопросы, относящиеся к базису этой классификации ~~ свойствам нервной системы.

5. СООТНОШЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА
Наряду с понятием “темпераментов психологии широко используется и понятие “характер” (от греч. charakter — черта, признак, печать, чеканка). Под характером понимают совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.
Среди множества черт характера одни выступают как ведущие, другие как второстепенные, при атом они могут либо гармонировать (и тогда говорят о цельности характера), либо контрастировать с ведущими чертами (и тогда говорят о противоречивом характере). Среди черт характера, наряду с правдивостью и лживостью, тактичностью и грубостью и другими приобретае-мыми в процессе социализации человека чертами личности, называются и экстраверсия—интроверсия, считающимися свойствами темперамента. Отсюда возникает вопрос: каково соотношение между темпераментом и характером?
Как отмечают А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев (1957), вопрос о соотношении темперамента и характера ставился многими психологами. Авторы выделили четыре группы мнений:
I) отождествление темперамента и характера;
Выразителем первой точки зрения является Кречмер; который, выводя темперамент из особенностей телесной конституции, по существу осуществляет его с характером личности. Эта точка зрения довольно распространена в западной психологии, где темперамент не выделяется как самостоятельное понятие, а выступает в качестве синонима понятий “личность” и “характер” (Р. Кеттелл, Г. Айзенк, С. Айзенк 1969).
В отечественнйо психологии аналогичные взгляды разделял А. Ф.Лазурский. Он отождествлял темперамент и характер и относил их и эндопсихике, характеризующей врожденный запас физических и духовных сил. Он считал, что эндопроявления выражают внутренние, субъективные соотношения между психофизиологическими элементами данной личности, и в то же время они всегда связаны с индивидуальными особенностями центральной нервной системы.

2) противопоставление темпераменту характера, установление между ними антагонистических отношений;
Сторонники второй точки зрения отмечают, что темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности, а характер есть проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции (П. Викторов, 1887). Между первичной реакцией, образующей “первичную индивидуальность”, и вторичной реакцией, или “вторичной индивидуальностью”, возникает антагонизм. Вторая тормозит первую.
Этой же точки зрения придерживается Н. Д. Левитов (1969), который считает, что темперамент не входит в характер и что последний находится в антагонистических, отношениях с первым, По его мнению, развитие личности совершается по пути преодоления темперамента характером, преобразования темперамента под влиянием характера. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может входить в конфликт с темпераментом.

3) признание темперамента элементом характера;
сторонники третьей точки зрения (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В, М. Русалов и др.) рассматривают темперамент как врожденную ос-нову характера, как динамичную сторону характера и личности. По Л. С. Выготско-му, например, темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, рассматривают темперамент как ядро характера, как его неизменную часть, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни.
По В.М. Русалову, развитие темперамента происходит по двум основаниям:
1) вслед за биологическим возрастным развитием и
2) как результат сменяющих друг друга социально-организованных типов деятельности (игра, учеба, труд и т. д.), т. е. в процессе воспитания и тренировки” (1885, с. 31).
Однако четкого различения темперамента и характера нет у В. М. Русалова.
Есть, однако, черты характера, которые могут быть при любом типе темперамента. Это честность, доброта, вежливость или, наоборот — лживость, жадность, грубость. В зависимости от темперамента эти черты могут проявляться по-разному.

6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО И.П. ПАВЛОВУ
И. П. Павлов, наряду с “общими” типами (темпераментом), присущими и Человеку; и животным, постулировал- и “специальные”, типы, присущие теЯько человеку; так-какони отражают соотновдения между первой (образной) и второй (рече-мыслительной) сигнальными системами.
Он выделил три таких типа;
художественный, у которого особенно ярко выражена деятельность первойсигимыюй системы,
мыслительный, у которого заметно преобладает деятельность второй сиг-нальной системы;
смешанный, у которого деятельность обеих систем выражена одинаково.
Художественный тип отличается ярко выраженной наклонностью к образно-эмоциональному мышлению. Это не значит, что у него вторая сигнальная система не развита (т. е. не развито словесно-логическое мышление). Это означает только, что люди данного типа необычайно остро, ярко, полно и непосредственно воспринимают действительность (они, например, способны ясно, иногда до степени галлюцинации представлять себе предметы и явления), у них сильно развито воображение, а отсюда — хорошо выражена способность воспроизведения действительности в художественных образах, картинности речи (что отличает многих артистов, художников, музыкантов).
Мыслительный тип отличается повышенной способностью и наклонностью к словесно-логическому (абстрактному) мышлению. Он характеризуется способностью к анализу и систематизации, склонностью к отвлеченным размышлениям, реагированию не столько на конкретные явления, сколько на их обобщение. Но при этом вовсе не обязательно, что у него слабо развита первая сигнальная система. Просто абстрактное мышление у него преобладает над образным. Поэтому можно сказать, что это стиль не только восприятия действительности, но и стиль мышления: художественный тип предпочитает переводить воспринимаемое в образы реальной действительности, а мыслительный тип — в отвлеченные, абстрактные символы.
И. П. Павлов высказывался в том духе, что художественный тип не уступает мыслительному в развитии речевых и логических возможностей: Главное, что отличает “художников” — это синтетическая стратегия приема и обработки ин-формации, благодаря чему они схватывают действительность целиком, не расчленяя ее. “Мыслителей” же отличает преимущественно аналитическая стратегия восприятия и освоения действительности. Отсюда появляется желание сопоставить эти типы с функциональной асимметрией мозга, так как синтетическая стратегия присуща правому полушарию, а аналитическая — левому. Доминирование Правого полушария может приводить к появлению “художников” (доминирование первой сигнальной системы), а доминирование левого полушария -- “мыслителей” (доминирование второй сигнальной системы).
Эти типы мышления тесно связаны с особенностями восприятия, поэтому можно выделять типы людей и на этой основе. Показано, что яркое эмоционально-образное восприятие и понимание художественных произведений характерно для людей художественного типа (Г. В. Быстрова, 1968; В. С. Мерлин, 1938; В.П.Ягункова, 1966). Однако остаются неясными связи этих типов с “общими” типами, и свойствами нервной системы. И. П. Павлов предполагал, что “мыслителям” должны соответствовать меланхолики, а “художникам” - холерики. Некоторые исследования (Б. Н. Брике, 196i; Г. В. Быстрова, 1976, В. В. Печенков, 1997) показывают.наличие таких связей. Например, Л. П. Калининский (1971) показал, что более успешное применение выразительных средств языка зависит как от развития второй сигнальной системы, так и от наличия у субъекта слабой нервной системы.
В исследовании Н. Е. Высотской (1976), проведенном на учащихся хореографического училища, была выявлена связь артистических способностей (эмоциональной выразительности, артистичности и пластичности, танцевальности) со свойствами нервной системы. У учащихся с выраженными артистическими способностями чаще встречалась слабая нервная система, подвижность возбуждения и торможения, преобладание возбуждения по “внешнему” и внутреннему балансу. Сильная нервная система, как было выявлено в этом исследовании, мешает эмоциональной выразительности. Если учесть, что по данным Н. Е. Высотской учащиеся е хорошо выраженными артистическими способностями имели и преобладание первой сигнальной системы, то можно с большой долей вероятности предполагать, что для “художественного типа” характерны именно те типологические особенности проявления свойств нервной системы, которые перечислены выше.
В лаборатории Э.А. Голубевой показано, что преобладанию одной из сигнальных систем сопутствуют своеобразные комплексы типологических особен-ностей.
С первой сигнальной системой связаны образно-действенный стиль восприятия, мышления и памяти, лабильность нервной системы и доминирование правого полушария.
Со второй сигнальной системой связаны вербально-логический стиль познавательной деятельности, инертность нервной системы и доминирование левого полушария.
Из этого вовсе не следует, что каждый большой художник (в широком смысле этого слова: артист, писатель, живописец, музыкант) имеет слабую нервную систему, высокую подвижность нервных процессов и преобладание возбуждения над торможением (в одной работе автор на том основании, что Лев Толстой является великим художником слова, утверждает, что он имел слабую нервную систему). Такое вульгарное истолкование специального типа через свойства нервной системы имеет мало общего с научяым решением этого вопроса.
Например, даже в хореографии, одном из самых эмоциональных видов искусства, эмоциональность восприятия, связанная с названными выше свойствами нервной системы, не всегда является тем фундаментом, на котором строится мастерство артистов балета. Многие достигают мастерства за счет техники исполнения, последняя связана с инертностью нервных прцоессов, обеспечивающей хорошую двигательную память.


Вопросы для самостоятельной работы
1. Что характеризуют формально-динамические и структурно-содержательные особенности индивидуальной психики?
2. Какие подходы к пониманию темперамента вам известны?
3. Перечислите основные типы темперамента. На чем основаны эти классификации?
4. Обрисуйте роль темперамента в поведении и жизнедеятельности человека. В чем заключается его адаптивная функция?
5. Приведите литературные и исторические примеры различного темперамента.
6. Попробуйте поупражняться в установлении гипотетических связей между особенностями темперамента и а) полом человека, б) чертами личности, в) направленностью личности.

1. Анастази А. Дифференциальная психология. — М.: Апрель-Пресс, 2001. — 745 с.
2. Грановская P.M. Элементы практической психологии. — Л., 1988. — 565 с.
3. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. -- М.: Планета детей, 1997. — 325 с.
4. Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 148 — 152.
5. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. -- М., 1982. -С. 167—171.
6. Краткий психологический словарь. -- М., 1985.
7. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. — С. 219—247.
8. Либин А.В. Дифференциальная психо»логия: на пересечении европейских, российских и американских традиций. -- М.: Смысл, 1999. — 534 с.
9. Машков< В.Н. Основы дифференциальной психологии. —- СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. -- 132 с.
10. Мерлин B.C. Отличительные признаки темперамента // Пси-* хология индивидуальных различий. Тексты. -- М., 1982. -
С. 160—166.
11. Мешкова ТА. Онтогенез функциональной асимметрии мозга человека // Вопросы психологии. — 19182. — № 4. — С. 144— 151.
12. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты. — М., 1982. - - С. 153—159.
13. Психология конституциональных различий у У. Шелдона (резюме) // Психология индивидуальных: различий. Тексты. — М., 1982. — С. 248—251.
14. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. — М.: Аспект Пресс, 1999. -- 445 с.
15. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щербо. — М.: Педагогика, 1988. — 330 с.
16. Русалов В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал. — Т. 14. — 1993. — № 6. — С. 55—644.
17. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. - 1986. — Т. 7. — № 4. — С. 23—35.
18. Русалов В.Н. Опросник структуры темперамента. — М.: Смысл, 1992. — 37 с.
19. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина...... М.:
Инфра-К 2000.
20. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982. - С. 252-261.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: