Структура темперамента по В.М.Русалову

Предметно-ориентированная активность Эмоциональность
1. Эргичность 2. Пластичность 3. Скорость (темп) 1. Эмоциональность
Афферентный синтез Программирование Исполнение Обратная связь
5. Социальная эргичность 6. Социальная пластичность 7. Социальная скорость (темп) 8. Социальная эмоциональность
Субъектно-ориентированная активность Эмоциональность

Охарактеризуем кратко среднюю строку таблицы. Первый блок (афферентный синтез) описывает степень напряженности взаимодействия организма со средой. Второй отражает степень трудности переключения с одних программ поведения на другие. Третий показывает степень быстроты исполнения той или иной программы поведения. Четвертый блок отражает обратную связь – чувствительность к возможному несовпадению реального результата действия с тем, который предвосхищался (акцептором).

О чем говорят соответствующие шкалы темперамента? Предметная эргичностъ характеризует желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил. Социальная эргичность определяет открытость для общения, широту контактов, легкость в установлении связей. Предметная пластичность означает вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию. Социальная пластичность – это сдержанность или расторможенность в общении, широта социальных программ, естественность взаимодействия. Предметный темп – это скорость моторно-двигательных операций. Социальный темп – речедвигательная активность, способность вербализации. Предметная эмоциональность – это мера чувствительности к расхождению реального результата и желаемого. Высокая чувствительность к несовпадению выражается в преобладании негативных эмоций, а низкая чувствительность – в присутствии положительных эмоциональных переживаний. Социальная эмоциональность характеризует ощущение уверенности в процессе общения, эмоциональную сензитивность, меру тревоги по поводу неудач в общении.

Пронумерованные блоки обозначают качества темперамента, проявляющиеся в сфере предметной и коммуникативной деятельности. Данная концепция детально разработана и располагает диагностическим методом – опросником структуры темперамента (ОСТ) (18).

Исследование вклада среды и наследственности в темперамент обнаружило сильное материнское влияние на такие его характеристики, как экстраверсия, невротизм и психотизм, то есть наиболее существенное в структуре личности (ориентированность на внешний или внутренний мир, уровень тревожности и психического здоровья) в основном переходит к ребенку любого пола от матери. Но половые различия все же существуют: такие особенности, как мягкость-жесткость, сексуальная удовлетворенность, наследуются женщинами чаще, чем мужчинами. То есть девочки больше похожи на своих матерей по этим признакам, чем мальчики, хотя и те и другие по темпераменту ближе к матери чем к отцу.

В США современная теория изучения темпера­мента началась в конце 1950-х годов с Нью-Йоркского лонгитюдного исследования, инициированного Александром Томасом, Стеллой Чесе и их коллегами. Как указывает Стреляу, приоритет американских психологов заключается прежде всего в междисциплинарном подходе к анализу темперамента и его развития у детей, изучаемого с помо­щью лонгитюдного метода. Можно отметить два общих признака для российского и американского подходов, ко­торые и оказались дифференцирующими критериями со­временного этапа в изучении темперамента человека. Это касается представлений о природе темперамента и опре­делении самого конструкта. Во-первых, подавляющее боль­шинство исследователей считает темперамент "относитель­но устойчивой, врожденной базовой диспозицией, кото­рая определяет вариативность многих поведенческих черт", и, во-вторых, с точки зрения психологии развития, темперамент оказывается первой координатой, характеризующей формирующуюся специфику индиви­дуального поведения.

Представьте, что вы вдруг оказались в покоях для ново­рожденных младенцев в современном Доме матери и ре­бенка. Случайный взгляд, брошенный на ровные ряды угу-кающих, орущих или мирно посапывающих в своих кро­ватках младенцев, вызывает странное ощущение, похожее на панику. Почему-то кажется, что все новорожденные похожи друг на друга. Однако мать, увидев хотя бы раз своего ребенка, почти безошибочно узнает его среди ос­тальных, И дело здесь не только в "шестом чувстве" или сверхъестественной материнской интуиции. Психологи выделяют шесть основных различий в поведении новорож­денных:

1. Диапазон реакции — одни младенцы энергично реа­гируют на широкий спектр стимулов, другие относятся ко многим стимулам безразлично.

2. Степень общей активности — с самого рождения не­которые младенцы гораздо чаще остальных совершают дви­жения телом, делают больше поворотов головой и т.п.

3. Возбужденность младенцев проявляется в том, много или мало они кричат и плачут.

4. Беспокойство во время сна — одни младенцы спят крепко, другие двигаются всю ночь напролет.

5. Привыкание — некоторые младенцы очень быстро привыкают ко всему новому и непривычному,

6. Стремление вырваться из рук — одни малыши любят, чтобы их обнимали и подольше держали на руках, другие не очень это "приветствуют".

По мнению многих авторов, эти поведенческие признаки обусловлены темпераментом, который начинает проявлять­ся с самого раннего возраста, В поведенческой картине младенца уже проступают контуры инструментальной сто­роны поведения будущей взрослой личности.

Александр Томас и Стелла Чесе с сотрудниками обследовали 141 ребенка с целью изучения темперамента, который они определяли по степени выраженности моторной активности, чувстви­тельности к стимулам и характеру реакций на новые объек­ты, В первую очередь были отобраны малыши с "легким*' и "трудным" темпераментом. Первые с готовностью адапти­руются к новым ситуациям, реагируют с низкой или сред­ней интенсивностью, пребывают, в основном, в хорошем настроении и отличаются ритмичностью телесных прояв­лений. "Трудные" же младенцы характеризуются противо­положными признаками. Некоторых малышей назвали "не­торопливыми", имея в виду склонность не сразу обнару­живать интерес к чему-либо, а "воодушевляться посте­пенно". И, наконец, остались те, кого нельзя было отнес­ти к какой-нибудь определенной группе. Их назвали "не­постоянными", характеризующимися смешанными черта­ми поведения. При анализе распределения выделенных типов обнаружилось, что 40% малышей относятся к кате­гории "легких", 15% оказались "неторопливыми", 35% "непостоянными" и только 10% "трудными". Однако са­мым примечательным оказался факт устойчивости описанных признаков во времени. "Легкие" дети сохраняли типичные поведенческие черты при обследовании в пяти­летнем и в десятилетнем возрасте.

Указанные в лонгитюдном исследовании темпераментальные признаки, конечно же, не единственные. К осо­бенностям темперамента, как мы уже отмечали, относят активность и эмоциональность, темп и скорость, плас­тичность и устойчивость к стрессу, Несмотря на отромное многообразие, признаки темперамента могут быть сведе­ны к некоторым базовым характеристикам или метапараметрам, таковы, например, нейротицизм или экстраверсия. Принято считать, что эти черты остаются довольно устой­чивыми на протяжении долгого периода времени, а иног­да и в течение всей жизни.

45 Место характера в структуре индивидуальности

Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характером называют обычно своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности, и в первую очередь – в отношениях к профессии, людям, самому себе.

Пионером в исследованиях характера считается Теофраст. В XVIII веке в Европе также проводились многочисленные исследования типологии характера, а Дж.Ст.Милль даже предложил выделить в качестве особой науки этологию (потому что со времен Теофраста характер называли этос). Если иметь в виду, что этика – это наука о добре и зле, то мы уже получаем указание на тот смысл, который с самого начала вкладывался в обсуждаемое понятие – характер раскрывает и ограничивает меру личной ответственности человека, он определяет те поступки, которыми человек может управлять (в отличие от темпераментальных проявлений, изменить которые человек практически не может) (8, 11). К настоящему времени понятие «характер» признано дискуссионным. Некоторые психологические течения вообще отказывают этому понятию в праве на существование, а из большинства зарубежных справочных изданий и исследований оно просто исключено. Почему это произошло? Во-первых, наблюдается тенденция отождествлять характер с личностью в целом, по мнению многих психологов, более изученной и включающей в себя проявления характера. Во-вторых, характер по феноменологии многие относят к области этики, и тем самым включение его в систему психологии признается незаконным. В-третьих, выражаются сомнения в возможности изучения характера как самостоятельного явления вообще. Напомним, что английское character означает «личность», «персонаж» (8, 11).

Г.Оллпорт, один из создателей эго-психологии, несколько тавтологично, но выразительно писал: характер – это личность оцениваемая, а личность – характер неоцениваемый. То есть при самом безоценочном отношении к человеку его характер концентрирует в себе то, что он может контролировать, изменять и развивать. Действительно, характер формируется на протяжении жизни человеками, в общих чертах складываясь к подростковому возрасту, он меняется под влиянием воспитания и самовоспитания. Таким об разом, характер, в отличие от темперамента, может подлежать этической оценке.

В отечественной психологии всегда подчеркивалось, что «хребет характера» составляет воля – устойчивость в действиях, принципиальность, взаимоотношение интеллекта и личности, наличие жизненных целей. За рубежом, также отмечая элемент характера, связанный с самоконтролем и саморегуляцией, в качестве синонима иногда употребляют понятия «Сила Я», «Сила Сверх-Я». (Современный психиатр П.Волков для разведения понятий "личность" и "характер" использует следующую аналогию. "Река – это характер, а личность – пловец в ней. У него имеются три возможности. Он может плыть против течения, и тогда остается на месте, расходуя массу усилий. Пловец может слепо отдаться течению реки и разбиться о камни, попасть в водоворот. И, наконец, он может, плывя по течению, с помощью хорошей техники плавания управлять траекторией своего движения. Это сравнение поясняет те отношения, в которые личность может поставить себя к характеру. Очевидно, что третий вариант – самый лучший, но он требует знаний и работы над собой" (4, с. 14).) Если не всегда возможно определить водораздел между проявлениями характера и личности, то еще сложнее разделить характер и темперамент (8). В.Кречмер, сын известного психиатра Э.Кречмера, пользовался следующими дефинициями. Темперамент – это врожденная особенность протекания психофизиологических процессов (их темп, инертность, накал, способность к переключению и т.п.). Характер же – это устойчивая особенность отношения человека к миру, окружающим людям и себе (4).

А.Г.Ковалев и В.Н.Мясищев подходы к исследованиям индивидуальности разделили на четыре группы (8): 1. Характер и темперамент отождествляются. 2. Между ними устанавливаются антагонистические отношения. 3. Темперамент является элементом характера. 4. Темперамент признается основной природой характера.

Последняя позиция наиболее близка исследованиям, осуществляемым в рамках отечественной науки (в том числе и специальной теории идивидуалъности). Здесь утверждается, что темперамент и характер взаимообусловливают друг друга. Темперамент не односторонне определяет характер; жизненные впечатления, воспитание и обучение на естественной основе темперамента – свойствах нервной системы и генетических программах – ткут свои узоры. Но, в отличие от темперамента, который обладает устойчивостью, тотальностью и описывает формальные (не зависящие от содержания деятельности) особенности поведения, характер проявляется не во всем и не всегда.

Можно выделить два способа позиционирования характера среди других психологических категорий. Первый путь, который оказался предпочитаемым в отечественной психологии, не обрывая его связен с темпераментом, приближает характер к содержательным и духовно-мировоззренческим качествам индивидуальности. Второй путь очерчивает риск психического нездоровья и даже указывает направление наиболее вероятного развития патологии. Таким образом, характер может содержать в себе указание как на «вершины», так и на «глубины» развития индивидуальности.

Если темперамент может не определять содержательной стороны отношения личности (хотя в последнее время и это тоже подвергается сомнению), то характер именно их и отражает – предпочтения, значимые отношения и даже тенденции психического нездоровья. Так, Б.Г.Ананьев считал, что каждая черта характера представляет собой определенное существенное отношение личности к окружающему миру, среди которых могут быть названы такие объекты, как 1) природа, общество и общественные идеи (идеология), 2) труд как способ существования человека, 3) другие люди, общественная связь с которыми присуща данному индивиду, 4) собственная деятельность и личность человека (1).

Структура характера

В широком смысле характером называют некую целост­ную совокупность, обозначающую скрытую за различными проявлениями человеческого Я природу личности. Теофраст, предложивший использовать этот термин в психологии для обозначения комплекса признаков, отличающих поведение одного человека от другого, предложил и первую классифи­кацию характеров, описав большое количество содержащихся в обыденном сознании типов личности — лживый или чест­ный, хитрый или простодушный, жадный или щедрый. Долгое время характер определялся через простую комбинацию признаков, недифференцированных между собой. По­пытки вычленения структуры характера связаны с появле­нием и развитием в психологии понятия "воля", а также более отчетливой разработкой дихотомии "разум—чувства". Фактически вокруг этих основных измерений, образующих знаменитую джеймсовскую триаду "разум—воля—чувства", и развиваются представления о структуре характера. Рассмат­ривая характер как относящуюся к личностному уровню под­структуру, его считают концептом, который в основном "от­носится к силе характера, как свойству, связанному с уси­лиями по преодолению обстоятельств".

Вместе с тем, как показывают исследования последних сорока лет, понятие воли или настойчивости в достижении своих целей тесно связа­но с такими характеристиками как мотивы, личностные ориентации, Я-концепция (включая самооценку как цент­ральный компонент). Российский психолог С.Л.Рубин­штейн очень удачно определял характер как сово­купность генерализованных (то есть обобщенных, устой­чивых и преобладающих) мотивов в структуре личности.

В этой главе с позиций излагаемой в книге формальной (иерархической) теории индивидуальности будут рассмот­рены основные измерения характера, образующие его струк­туру — Я-концепция, Я как симптомокомплекс черт и Я как система генерализованных ориентации (см. рисунок 14),

Рис. 14. Структура характера

46 Психология характера в работах А.Ф.Лазурского

А.Ф.Лазурский, пытаясь связать в рамках единой индивидуальности формальные и содержательные характеристики, писал: «Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку, конечно, они стоят в связи с его характером». В основу своей теории он положил принцип активного приспособления индивида к среде, а для классификации выделил два основания – психический уровень и психическое содержание. Чем выше психический уровень (А.Ф.Лазурский выделил их всего три), тем более успешно, активно и продуктивно идет приспособление (10).

Уровни психического развития определяются со стороны врожденных качеств одаренностью человека и запасом его нервно-психической энергии (жизненных сил). В психологическом плане критериями повышения уровня являются следующие признаки: 1. Продуктивность деятельности, объем и дифференцированность, богатство оттенков интересов человека (этот критерий несколько напоминает «эргичность» в теории В.М.Русалова). 2. Интенсивность и сила отдельных психических проявлений, выражающие собой неравнодушие к результату своих усилий. 3. Сознательность и произвольность психических проявлений, преобладание идейных процессов над чувственными. 4. Все возрастающая координация психических элементов и усиление связи между ними (интегрированность личности). Итак, уровень психической жизни в системе А.Ф.Лазурского сегодня может быть назван скорее уровнем самоактуализации личности, как это принято в гуманистических учениях А.Маслоу и Э.Шострома.

Содержание же психической жизни определяет не общую успешность, а способы приспособления, индивидуальные вариации в ответах индивидов на проявления среды. А.Ф.Лазурский считал необходимым выделять эндопсихику (которая включает все основные психические и психофизиологические функции – чувствительность, память, внимание, мышление, воображение, воля, быстрота и сила моторики и т.п.). Эндопсихика в целом близка понятию «формально-динамические характеристики»; она существует и может быть описана через комплексы (сочетания разных психических функций) и в основном задается врожденными биологическими механизмами.

Экзопсихика включает отношение личности к внешним объектам (природе, людям, духовным благам, душевной жизни самого человека и пр.). Экзопсихика, как мы видим, практически идентична предметно-содержательным характеристикам психической жизни и всегда испытывает влияние средовых условий.

Эндо- и экзопсихика взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга, и эндочерты могут переходить из латентных в актуальные под влиянием экзопроявлений (например, способности проявляются только в деятельности, а мотив и интерес – это экзопсихичеекие качества) (10).

А.Ф.Лазурский построил довольно сложную типологию, основанную на сочетании различных эндо- и экзопсихических комплексов на каждом уровне развития. Примечательно, что для разделения на типы внутри каждого уровня А.Ф.Лазурский использовал «плавающие» критерии, меняющиеся от уровня к уровню: для первого это эндопсихика, для второго – сочетание эндо- и экзоособенностей, для третьего – экзопсихика. Таким образом, с повышением уровня увеличивается «вклад» духовно-мировоззренческих особенностей и уменьшается влияние биологического фундамента личности, в то время как у «бедной, примитивной души» все богатство душевной жизни сводится к эндопсихике, которая «подтягивается» за целями и ценностями человека.

Эта мысль близка современной духовно-ориентированной психотерапии, которая также подчеркивает необходимость и ценность высоких идеалов для успешного решения задач, которые возникают в повседневной жизни и экстремальных ситуациях. Уровни психической жизни могут меняться, и критерием этической оценки личности, по мнению А.Ф.Лазурского, должны быть те усилия, которые субъект прикладывает к тому, чтобы повысить уровень своего бытия (в современной психологии это называется личностным ростом).

Таблица 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: