Вопрос 2. Возникновения и этапы развития экономической мысли

Экономическая наука имеет длинную и богатую историю. Ее истоки лежат, с одной стороны, в философии, а с другой - в спорах о насущ­ных проблемах жизнедеятельности людей. Первое направление эко­номической теории возникло в Древней Греции в IV в. до н.э. Даже сам термин "экономика" произошел от древнегреческого слова "экономия", состоящего из двух слов: "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон, так что в буквальном смысле экономику следует трактовать как "искус­ство ведения домашнего хозяйства" или "домоводство". Такое понима­ние данного термина не случайно, поскольку хозяйство того времени оставалось в основном натуральным, обособленным и нуждалось в оп­ределенном своде норм и правил.

Взгляды древнегреческих мыслителей Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) можно охарактеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Аристотель разделил науку о богатстве на две части: экономию (совокупность потребительных стоимостей) и хрематистику (искусство делать деньги).

За более чем два тысячелетия смысл самого понятия "экономика" значительно обогатился и изменился. Развитие общественного разде­ления труда и товарно-денежных отношений привело к преодолению замкнутости натурального хозяйства и формированию экономики как единого целого в масштабе того или иного государства. Многие мысли­тели прошлого пытались понять взаимосвязи в экономике, описать их и главное - предсказать последствия тех или иных экономических про­цессов. Каждому историческому этапу соответствует определенная кон­цепция взглядов на экономику.

Принято считать, что экономика как наука, т.е. систематизирован­ное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, воз­никла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расшире­ния рынков, интенсификации денежного обращения. На эти явления экономическая наука откликается появлением меркантилизма (от итал. mercante - торговец, купец). Сущность учения меркантилистов сводит­ся к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты все внимание уделяли сфере товарно-денежного обращения, а не сфе­ре производства. Именно в сфере обращения, по их мнению, создается богатство нации, а само богатство они отождествляли с деньгами, отсю­да и название "меркантильный" - денежный. Экономическая теория рассматривалась меркантилистами как наука о торговом балансе. Ее основная идея - много продавать и мало покупать. Основа националь­ного благополучия состоит в накоплении благородных металлов (зо­лота, серебра), поэтому государство должно поощрять вывоз товаров за границу, способствовать захвату внешних рынков и ограничивать ввоз товаров в страну путем установления высоких пошлин.

Идейно близкой к меркантилизму является политика протекциониз­ма (от лат. protecto - прикрытие), направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров.

В итоге все эти установки, проводившиеся в жизнь в Испании, Пор­тугалии, Франции и Великобритании, потерпели крах, поскольку накоп­ление денежного металла без достаточного развития национального производства быстро привело к инфляции. У меркантилистов не было обобщающего взгляда на экономику и ее функционирование, поэтому многие авторы считают их концепцию донаучной фазой в развитии поли­тической экономии.

Одним из известнейших представителей меркантилизма был фран­цузский экономист Антуан де Монкретьен, опубликовавший в 1615 г. "Трактат политической экономии", в котором королю Франции давались рецепты проведения экономической политики, направленной на все­мерное поощрение торговли, ибо недостаточно произвести товар, его необходимо продать. Работа Монкретьена ввела в научный оборот тер­мин "политическая экономия" и дала название нарождавшейся тогда науке, которое сохранилось и по сей день.

Термин "политическая" в названии науки также имеет древнегре­ческие корни. Он происходит от термина "полис" (город, государство) и заключает в себе более широкий смысл, чем экономия. Политэкономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государ­ства, т.е. искусство управления общественным хозяйством.

Переходным моментом от меркантилизма к классической (подлин­ной) науке - политической экономии - стало учение английского экономиста Уильяма Петти (1623-1687). Он впервые объявил источниками богатства труд и землю. Известно его изречение: "Труд есть отец и ак­тивнейший принцип богатства, а земля - его мать".

В формировании и развитии политической экономии как науки вы­дающуюся роль сыграли такие экономисты, как Франсуа Кенэ, Адам Смит, Давид Рикардо, Жан Батист Сэй, Джон Стюард Милль, Карл Маркс. Не­смотря на различия их взглядов, все они являются классиками полити­ческой экономии. Классиков объединяло то, что они искали источник богатства общества в эффективной форме организации общественно­го хозяйства, а не в количестве природных ресурсов или в активном торговом балансе страны. Предметом их анализа стали отношения между людьми в процессе хозяйственной деятельности.

Вместе с тем учения классиков отличались некоторой абстрактнос­тью и оторванностью от реальной хозяйственной жизни. Их исследова­ния носили во многом экономико-философский характер, касались обоснования экономической политики государства.

Взгляды французского экономиста Франсуа Кенэ (1694-1774) дали начало новому направлению экономической теории, получившему на­звание школы физиократов. Понятие "физиократы" происходит от двух греческих слов: "природа" и "власть". Ф. Кенэ опроверг учение меркан­тилистов о том, что обмен создает богатство. Источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Физиокра­ты положили в основу своей теории учение о "чистом продукте", пере­несли исследования из области обращения в область непосредствен­ного производства, но они ошибочно представляли, что "чистый про­дукт" является даром природы и создается только в сельском хозяй­стве. Физиократы не смогли и правильно объяснить факт получения прибыли в промышленности и торговле.

У истоков классической экономической теории стоял современник физиократов - шотландский экономист Адам Смит (1723-1790), откры­тия которого в экономике, пожалуй, сравнимы с изобретением колеса. Он жил в стране более развитого капитализма и смог правильно указать, что источником богатства является труд не только земледельцев, но и всех других классов, всей нации в целом. Предметом экономического анализа стали отношения между людьми в процессе производства, рас­пределения, обмена и потребления материальных благ. Смит и его пос­ледователи заложили основы трудовой теории стоимости, возвысили роль производительного труда как создателя стоимости, показали зна­чение разделения труда как условия повышения его производитель­ности.

Основная идея учения Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирова­ния на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл "невиди­мой рукой", т.е. стихийно действующими объективными экономическими законами, которые реализуются помимо, а порой и против воли чело­века. Основой учения А. Смита был принцип свободной конкуренции. Исследование А. Смита стало как бы библией для ученых-экономистов Запада.

Продолжателем учения Смита был другой выдающийся представи­тель английской буржуазной классической политэкономии - Давид Рикардо (1772-1823). Он жил в эпоху промышленного переворота, и его взгляды отражали новые экономические реалии. В разработке теории трудовой стоимости он пошел дальше Смита и показал, что стоимость товара определяется необходимым трудом, затраченным на его произ­водство. Единственным источником стоимости является труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента и ренты), а прибыль есть результат не­оплаченного труда рабочего. Указав на противоположность заработ­ной платы и прибыли, Рикардо обнаружил противоречия классов бур­жуазного общества.

Научные взгляды Д. Рикардо легли в основу утопического социализ­ма - учения, выдвинувшего идею общества будущего. Французские со­циалисты-утописты Анри Клод Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) и англичанин Роберт Оуэн (1771-1858) критиковали капита­лизм и обосновывали требования отмены частной собственности, сня­тия противоположности между умственным и физическим трудом, реор­ганизации производства, установления справедливой социальной си­стемы, обосновывали социалистическое учение. Но они были против революции и политической борьбы и рассматривали эволюционный путь к обществу гармонии (коммунизму).

Опираясь на высшие достижения классической школы политичес­кой экономии, немецкий мыслитель-экономист Карл Маркс (1818-1883) создал теоретическую концепцию, получившую название марксизм или теория научного социализма (коммунизма). Эта теория явилась важ­ным этапом в развитии политической экономии. Главный труд К. Маркса, "Капитал" (1867) сделал его одним из величайших экономистов мира. Фридрих Энгельс (1820-1895), друг и соратник Маркса, назвал "Капи­тал" "библией рабочего класса".

Главные открытия Маркса заключаются в том, что он раскрыл за­коны развития капитализма, его внутренний источник самодвижения -

противоречия; создал учение о двойственном характере труда, вопло­щенного в товаре и прибавочной стоимости; показал исторически пре­ходящий характер капитализма как формации; разработал теорию вос­производства и экономических кризисов; исследовал цены производства; дал оригинальный анализ эволюции форм стоимости; раскрыл сущность наемного труда; дал общую характеристику капита­листической эксплуатации.

Маркс считал, что в капиталистических странах политическая эко­номия выражает интересы собственников и стремился поставить свой вариант классического направления экономики на службу интересам рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений и выводов. Главное внимание он уделял антагонизму классов, а практические ре­комендации для процветания общества оказались на заднем плане. Поэтому не случайно появились альтернативные воззрения.

Таким образом, классическая школа теоретической экономики, зародившаяся на рубеже XVII и XVIII вв., просуществовала с различны­ми модификациями до конца XIX в., а затем постепенно произошел от­ход от теории аналитического типа, изучавшей сущность экономичес­ких явлений и их внешние формы, к теории систематического типа, вы­являющей взаимодействие экономических явлений.

Центр тяжести в экономическом развитии постепенно переносится с государственного уровня на уровень отдельной фабрики, предприя­тия. Качественный экономический анализ заменяется количественным, исследования концентрируются все в большей мере на рассмотрении конкретных отношений рыночных агентов, выработке практических ре­комендаций. Ученые все чаще стремятся оптимизировать использова­ние ограниченных ресурсов, широко применяя для этих целей теорию предельных величин, дифференциальные и интегральные исчисления, алгебраические формулы и графики, моделирующие конкретные ры­ночные ситуации. Вслед за этим меняется и название самой науки. По­нятие "политическая экономия" вытесняется новым названием - "эко­номика" или "экономике". Появление термина "экономике" не случайно. Во-первых, это объясняется рационализмом американцев, их склонно­стью к сокращениям, а во-вторых, экономический кризис конца XIX в. и почти двадцатилетняя депрессия показали несостоятельность государ­ственного вмешательства в экономику.

Свое новое название экономическая наука получила в книге А. Мар­шалла "Принципы экономикс" (1890). Основоположник неоклассическо­го направления экономической науки - английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924) считал, что экономические исследования должны выводиться из житейской практики, быть научным обобщением рацио­нального мышления и поведения рыночных агентов. Поэтому под эко­номикой стали понимать науку, исследующую поведение людей в про­цессе производства, распределения, обмена и потребления матери­альных благ и услуг при использовании ограниченных ресурсов.

Главным предметом анализа в трудах А. Маршалла является не теория стоимости, как у классиков, а теория цены. Механизм ценообра­зования рассматривается как соотношение спроса и предложения. В основу теории спроса Маршалл положил учение о предельной полез­ности - маржинализм, а в основу теории предложения - теорию пре­дельной производительности Джона Мориса Кларка ( 1884-1963).

Маржинализм (от фр. marginal - предельный) - теория, представ­ляющая экономику как систему взаимозависимых хозяйствующих субъек­тов и объясняющая экономические процессы и явления, исходя из но­вой идеи использования предельных (max или min) крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изме­нение в связи с изменением других явлений.

Маржинальный (предельный) экономический анализ был принят научной общественностью с выходом работ австрийского ученого Кар­ла Менгера (1840-1921), английского экономиста Уильяма Стенли Джевонса (1835-1882), швейцарского экономиста Леона Вальраса (1834-1910). Маржинализм опирается на количественный анализ и ис­пользует экономико-математические модели.

Маршалл, стараясь объединить маржинализм и теорию издержек производства, пришел к выводу, что ни спрос, ни предложение не име­ют приоритета с точки зрения определения цен. Они являются равно­правными элементами рыночного ценообразования. Для характерис­тики баланса спроса и предложения он использовал понятие рыночно­го равновесия.

Представители неоклассической школы отстаивали идею свободной конкуренции, считали, что "невидимая рука" рынка способна направ­лять развитие экономики по наиболее эффективному пути. Опираясь на закон рынков французского экономиста Жана Батиста Сэя (1767-1832), согласно которому предложение продукта всегда создает спрос на него, неоклассики обосновывали саморегулирующийся характер рыночной экономики, возможность бескризисного развития и самосто­ятельного восстановления нарушенного равновесия. Поэтому они не­дооценивали роль государства в рыночной экономике и строили свои исследования на субъективных оценках, а не на объективных законо­мерностях экономической жизни.

Экономическая наука этого периода сначала называлась теорией цены, затем - теорией фирмы, а позднее получила широко используе­мое сегодня название микроэкономика. Классики и неоклассики в каче­стве исходного пункта анализа экономики брали предпринимателя (капиталиста), который стремился к максимизации прибыли на вложен­ный капитал. Поэтому в их теориях изучаются, главным образом, отно­шения между предпринимателями, наемными работниками и владель­цами других факторов производства. В результате был сформулирован ряд законов: редкости, спроса, предложения, предельной полезности блага и др. Таким образом, микроэкономика непосредственно связана с предпринимательской деятельностью, является своеобразным спра­вочником для предпринимателя, бизнесмена.

Однако нельзя не отметить, что неоклассическая теория испыты­вала большие трудности, когда нужно было переходить от теоретичес­ких построений и моделей к объяснению реальной действительности. Нарастающие кризисные явления в западных странах в конце 20-х го­дов XX века, приведшие к самому разрушительному экономическому кризису в истории капиталистических стран, получившему название "Ве­ликая депрессия" (1929-1933), вылились и в кризис неоклассического направления экономической теории. Вопреки прогнозам неоклассиков не произошло автоматического преодоления нарушенного равновесия в экономике.

На авансцену экономической мысли вышло новое направление экономического анализа - кейнсианство, поставившее в центр внима­ния проблемы макроэкономики, которая изучает экономику как единое целое, как крупную систему. Название этой новой экономической тео­рии связано с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Его книга "Общая теория занятости, про­цента и денег" (1936) произвела подлинную революцию в экономичес­кой науке и дала ответы на многие вопросы, которые не могли быть получены в рамках микроэкономического анализа.

Кейнс отказался от главного постулата неоклассического учения - закона рынков Сэя - и следующей из него формулы рыночного меха­низма как идеальной саморегулирующейся системы. Двигателем эко­номического развития, по мнению Кейнса, является не предложение, а спрос, и именно он выступает решающим фактором развития произ­водства и предложения. Но рыночный механизм как раз не может обес­печить достаточный уровень совокупного спроса, а значит, в современ­ной рыночной экономике возможны длительные периоды спада произ­водства, массовой безработицы. Поэтому государство должно активно вмешиваться в экономику, проводить экономическую политику, стиму­лирующую рост инвестиций и потребительских расходов. Это объясняет

тот факт, что кейнсианскую теорию часто называют теорией государствен­ного регулирования экономики.

Кейнсианский подход к механизму функционирования экономики имел большой успех с конца 40-х и до 60-х годов, когда его стали кри­тиковать сначала монетаристы, а затем и представители новой класси­ческой экономической теории.

Монетаризм - это теория, исходящая из представления о решаю­щем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и ход экономичес­ких процессов. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достиже­нию сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого банковского процента по кредитам. Признанным главой мо­нетаристской школы считается лауреат Нобелевской премии, профес­сор Чикагского университета (США) Милтон Фридмен (род. в 1912 г.). "Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяет его танец", - так об­разно сформулировал Фридмен главный вывод своих исследований.

Взгляды монетаристов нашли своих последователей и в порефор­менной России. В частности, с монетаристской теорией связывают имя Егора Гайдара, а его команду оппоненты часто называют "чикагскими мальчиками".

Другое современное направление экономической мысли, сформи­ровавшееся в 70-е годы, применило принципы микроэкономического анализа к сфере макроэкономики, поэтому получило название неокон­серватизм. Неоконсерваторы предложили новые подходы к оздоров­лению рыночной экономики. В частности, ими были разработаны реко­мендации по снижению налогов, сокращению государственных расхо­дов, уменьшению количества денег в обращении с помощью политики в области государственного кредита.

Третье направление современной экономической мысли - инсти­туционально-социологическое, представителями которого являются аме­риканские экономисты Торстейн Веблен (1857-1929), Джон Коммонс (1862-1945), Уэсли Митчел (1874-1948), Джон Гэлбрейт (род. в 1908 г.). Название этой концепции происходит от латинского слова "institutum" -установление, устройство, учреждение. Все его сторонники рассматри­вают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономи­ческих факторов. Под институтами они подразумевают государство, кор­порации, профсоюзы, юридические нормы, налоги, монополии и др. В этом направлении экономической науки отмечаются недостатки совре­менного капиталистического общества: засилье монополий, изъяны

свободной рыночной конкуренции, растущая милитаризация экономи­ки, бездуховность "общества потребления".

В институционально-социологическом направлении важное место занимает проблема преобразования современного общества под вли­янием научно-технического прогресса (НТП), переход от индустриаль­ного общества к постиндустриальному (т.е. информационному). Абсолю­тизация роли технико-экономических факторов позволила выдвинуть теорию конвергенции (Джон Гэлбрейт, Питирим Сорокин - США, РаймонАрон - Франция, Ян Тинберген - Нидерланды).

Они полагают, что НТП ведет к преодолению социальных противо­речий рыночной экономики, бесконфликтной общественной эволюции общества, "социализации капитализма". XXI век провозглашается пред­ставителями институционализма столетием человека, а роль человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества возрастает.

Экономисты-глобалисты, исследующие процесс экономической эво­люции, исходят из того, что эволюция - совместное взаимообусловлен­ное превращение различных экономик не в одну (как в теории конвер­генции), а в разные системы, которые обеспечат новую индустриализа­цию как форму экономического социума, где человек, наконец, займет подобающее ему главное место.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что экономичес­кая наука не является застывшей теоретической конструкцией. Она раз­вивается вместе с экономической жизнью, впитывает в себя все новое, что возникает в обществе, отражает конкретные условия той или иной страны. Эволюция терминов "экономика", "политическая экономия", "эко­номике", "экономическая теория" обусловлена историческими причи­нами, но, по существу, это название одной и той же постоянно развива­ющейся науки, исследующей экономические явления, процессы хозяй­ствования на различных уровнях. Наш исторический экскурс в историю экономической мысли показал, насколько сложным и противоречивым оказался путь к познанию предмета этой науки.

Вопрос 3. Хозяйственная деятельность и экономическая среды жизнедеятельности человека

Стадии хозяйственной деятельности:

1) производство -процесс создания материальных благ и услуг. Они необходимы людям, значит, обладают полезностью. Воспроизводство (простое, расширенное) – это постоянно возобновляющийся производственный процесс в тех же размерах или в увеличенных;

2) распределение: а) результатов общественного производства;

б) ресурсов (факторов производства) В рыночной экономике распределение ресурсов происходит под воздействием ценового механизма и зависит от формы собственности;

3) обмен – процесс движения материальных благ от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей.

Рыночная экономика начинается, когда возникает обмен производственными продуктами и распределение осуществляется на основе объективных рыночных сигналов – цен;

4) потребление- процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей. Типы потребления: а) личное; б) производственное (то есть потребление средств производства, то есть средств труда и предметов труда).

Экономическая деятельность осуществляется:

а) в естественной среде (ее составляют климатические и почвенные условия, условия наследственности, количества населения, качество питания и т.д.);

б) в социальной среде - в среде, где установлены определенные законы, правила хозяйствования, государственные организации, партии, профсоюзы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: