Административное право и другие отрасли права

Система административного права

Система административного права — это внутреннее строение отрасли, которое отражает последовательное размещение элементов — институтов и норм, образующих ее, их единство и структурную взаимосвязь. Она складывается из двух частей: Общей и Особенной, что обусловлено сущностью и спецификой государственного управления, его многоотраслевым характером и необходимостью постоянного совершенствования. Иногда говорят о специальной части административного права.

Общая часть административного права объединяет нормы, которые закрепляют принципы государственного управления; правовое положение субъектов административного права (органов исполнительной власти, государственных служащих, граждан и др.); формы и методы исполнительной и распорядительной деятельности; административный процесс; способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

Особенная часть административного права содержит нормы, которые регулируют управление промышленностью, агропромышленным комплексом, социально-культурной сферой (образованием, наукой и др.), административно-политической деятельностью (управление внутренними делами, управление юстицией), а также межотраслевое государственное управление в сферах статистики, стандартизации, ценообразования и т. п.

Содержание Общей и Особенной частей административного права является взаимозависимым и составляет единое целое. Нормы Общей части применяются ко всем институтам Особенной части. Например, общие правила, регулирующие порядок подготовки, издания, вступления в силу и действия актов государственного управления, реализуются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов управления во всех отраслях социально-культурного строительства с учетом их специфики.

Наряду с двумя основными частями (Общей и Особенной) система административного права состоит из административно-правовых институтов — групп норм, которые регулируют тесно связанные, однородные общественные отношения (например, государственной службы).

Для более глубокого понимания предмета административного права и сущности административно-правового метода регулирования необходимо осветить связь рассматриваемой отрасли права с другими, смежными отраслями права. Это важно и для характеристики социальной роли и особенностей административного права, путей его совершенствования.

Наиболее тесная связь наблюдается между административным правом и конституционным правом, которое составляет основу всех отраслей права, включая и административное. Предметом конституционного права являются прежде всего общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением власти, деятельностью органов государственной власти, проведением выборов в представительные органы государственной власти, реализацией конституционного статуса граждан и др. Конституционные положения закрепляют место органов исполнительной власти в системе государственного механизма, важнейшие принципы их формирования и деятельности. Таким образом, предписания норм конституционного права служат исходной основой для норм административного права, которые регулируют разнообразную и повседневную исполнительно-распорядительную деятельность органов государственного управления. В нормах административного права развиваются и детализируются положения Конституции Украины и иных источников конституционного права относительно функционирования исполнительных и распорядительных органов.

Определенная связь существует между административным правом и трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Нормы последнего определяют статус государственных служащих как участников трудового процесса. Что касается норм административного права, то они регулируют государственно-служебные отношения, а именно: условия поступления на государственную службу, порядок ее прохождения, полномочия должностных лиц в организации трудового процесса и др.

Административное право достаточно тесно связано с гражданским правом, прежде всего потому, что эти отрасли регулируют отношения имущественного характера. Тем не менее нормы гражданского права касаются имущественных отношений, в которых стороны являются равноправными, а нормы административного права — имущественных отношений, которые базируются на административном подчинении одной стороны другой.

Административное право граничит с финансовым правом, которое регулирует отношения, складывающиеся в процессе финансово-бюджетной деятельности государства. Для регулирования этих отношений используется административно-правовой метод. Однако финансовое право признано самостоятельной отраслью, поскольку регулирование мобилизации, распределения и использования денежной массы в государственных интересах имеет большое значение и характеризуется специфическими особенностями.

С рядом норм уголовного права связано содержание норм административного права об ответственности за административные правонарушения. Так, КоАП устанавливает административную ответственность должностных лиц, а нормы уголовного законодательства — их уголовную ответственность.

Отграничение административного права от иных отраслей, которые так или иначе с ним связаны, характеризует его самостоятельное значение. Вместе с тем соотношение административного права со смежными отраслями права свидетельствует об их взаимосвязи в единой системе права.

От административного права как отрасли права необходимо отличать административное законодательство, которое является составным элементом законодательства Украины. Если административное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления, то под административным законодательством понимается система правовых актов, в которых эти нормы находят свое внешнее проявление. Административное законодательство охватывает не все нормативно-правовые акты, а только законы и иные акты Верховной Рады Украины, указы и распоряжения Президента Украины и правительственные постановления общенормативного характера, относящихся к управленческой деятельности.

Особенности административного права (своеобразие административно-правового метода регулирования) обусловлены спецификой государственного управления как юридически властной деятельности, которая осуществляется исполнительными и иными государственными органами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: