Источники земельного права

Права пожизненного наследуемого владения,

право землепользования ( в который включены нормы, регулирую­щие отношения по поводу прав и обязанностей землевладельцев в зависимости от принадлежащих им имущественных прав ),

управления земельным фондом ( в который включаются нормы, регулирующие процесс распределения и перераспределения земель, раз­решения земельных споров ),

юридической ответственности за нарушение земельного законодательства ( представляющий собой систему принудительных мер со стороны государства, применяемых к нарушителям земельного законодательства в целях наказания виновных, предупреждения такого рода правонарушений, восстанов­ления нарушенных прав, сохранения земель и др. );

2) особенная: определяется правовой режим отдельных категорий земель:

с/х назначения, промышленности, транспорта, обороны, связи, запаса, историко-культурного назначения, лесного и водного фонда.

Источники права в целом — это внешняя форма существования и выраже­ния нормативных предписаний. Они являются в основном результатом нормотворческой деятельности государственных органов — парламента, главы государ­ства, правительства, местных органов управления и самоуправления и др.

В истории развития права различают следующие виды источников права: правовой обычай; судебный или административный прецедент; нормативный договор; нормативный акт.

Правовой обычаи имел преобладающее значение в период становления права. Он представлял собой правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного периода и было санкцио­нировано государством. Правовой обычай — это основная форма регулирования поведения в догосударственном обществе в условиях родового строя. Соблюде­ние обычая обеспечивалось мерами общественного воздействия на нарушителя (казнь, изгнание из рода, лишение огня, воды, кровная месть, талион). Ст. 222 ГК Республики Беларусь. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей.

Обычное право (совокупность обычаев, санкционированных государством) было основным источником права на ранних этапах развития рабовладель­ческого и феодального права. С разделением общества на классы и возник­новением государства обычай становится источником права, его соблюдение обеспечивается принудительной силой государства. Таким образом, обычай становится правовым в отличие от неправового (традиции, нравы, унаследо­ванные привычки и т. д.). С возникновением крупных государственных обра­зований и централизацией власти обычай как источник права уступает место закону. Вместе с тем в законодательстве и практике ряда стран Запада, Азии для учета особенностей отношений в данной местности или в данной отрасли деятельности и в настоящее время используется обычай (например, при реше­нии споров, связанных с землепользованием, водопользованием, учитываются обычаи данной местности).

Судебный прецедент — это решение по конкретному делу, являющееся обя­зательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент в странах, признающих его обязатель­ность, является источником права. Систему права, основанного на судебном прецеденте, нередко называют судейским правом. Кроме того, он был широко распространен в античных и феодальных государствах и сохранил свое значение в странах англосаксонской правовой системы (Великобритания, США, Австралия, Канада). Судебный прецедент широко применялся в феодальных сословных судах, в частности, при рассмотрении споров, связанных с внутрен­ней и международной торговлей. На основе прецедента был создан ряд норм морского и торгового права.

Нормативный договор — это соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права (например, Договор от 1922 г. об образовании СССР; Договор об образовании Союзного государства Беларуси и России от 8 декабря 1999 г., коллективный договор между нанимателем и проф­союзной организацией и т. д.).

Нормативный акт является наиболее совершенным источником права, соз­дающим основу для четкости и точности правового регулирования, укрепления законности. Он является наиболее характерным способом правового регулиро­вания, поскольку содержит норму права и отличается от индивидуального акта, направленного на решение конкретного, индивидуального случая. Нормативный акт не исчерпывается исполнением, действует непрерывно и, как правило, рас­считан на неопределенное количество случаев. Нормативные акты составляют иерархическую систему или пирамиду соподчиненных звеньев, где их юридиче­ская сила зависит от места и компетенции органа, принимающего акт.

Среди нормативных актов вершину пирамиды законодательства занимает конституция, затем законы, далее — подзаконные акты, к которым относятся как акты государственных органов, так и акты органов местного управления и самоуправления. Однако среди всех законов есть Основной Закон — Кон­ституция, устанавливающая основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, государственно-территориальное устройство, полномо­чия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, органов местного управления и самоуправления. Конституционные по­ложения являются отправными для других отраслей права, в том числе и для земельного права.

Источники земельного права — это нормативные акты, в которых содержат­ся нормы земельного права; это акты компетентных государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы земельного права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Соот­ветственно источником земельного права является внешняя форма выражения земельно-правовых норм. По своей совокупности источники земельного права образуют определенную систему.

Земельное законодательство Республики Беларусь — это совокупность норм Конституции Республики Беларусь, иного конституционного законодательства, законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, подзаконных нормативных правовых актов, содержащих нормы земельного права.

В отличие от отрасли земельного права, регулирующего, как правило, одно­родный вид общественных отношений — земельные отношения, — земельное законодательство зачастую выходит за их рамки и может регулировать смежные области отношений: гражданских, административных, финансовых. В част­ности, при осуществлении сделок по купле-продаже земельных участков ее участники руководствуются не только нормами Кодекса о земле, но и установ­лениями главы «Купля—продажа» Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Система нормативных правовых актов (четко установленный порядок соподчиненности правовых актов по их юридической силе) закреплена в Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Ре­спублики Беларусь» (с последующими изменениями и дополнениями) [175].

К источникам земельного права Республики Беларусь относятся:

—Конституция;

—конституционные законы;

—программные законы;

—нормы международного права, международные договоры и др.;

—кодексы;

—законы;

—декреты Президента;

—указы Президента;

—постановления палат Национального собрания;

—постановления Совета Министров;

—решения высших органов судебной власти;

—акты иных республиканских органов государственного управления;

—акты органов местного управления и самоуправления.

К числу источников земельного права можно отнести также всевозможные правила, инструкции, уставы, положения, приказы организаций и предприятий различных форм собственности, если они содержат земельно-правовые нормы. Кроме того, источники земельного права могут классифицироваться по спосо­бу правотворчества на нормативные правовые акты государства и акты санк­ционированного и делегированного правотворчества. Нормы, регулирующие земельные отношения, могут содержаться также в международных договорах Республики Беларусь, ратифицированных в установленном порядке, и в согла­шениях между государственными органами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: