Лекция 3. Инженерное прогнозирование конструкции машин. Краткосрочное среднесрочное и перспективное прогнозирование

Тема 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ УРОВНЯ ТЕХНИКИ

Развитие всех отраслей народного хозяйства во многом зависит от технического уровня используемых машин. Каждая внедряемая в эксплуатацию машина должна превосходить по своим качествам и технико – экономическим характеристикам лучшие мировые образцы и ранее используемые в народном хозяйстве аналогичного класса машины.

Обеспечение машинами народного хозяйства требует выполнения большого объема проектных, научных и технических разработок в области подготовки и освоения производства.

В процессе создания новой машины входит:

1) прогнозирование

2) проектирование

3) подготовка производства

4) освоение производства

Рассмотрим содержание первого пункта этих направлений.

Прогнозирование в области создания новых конструкций машин приобретает все большую значимость научных и технических направлений. Значение прогнозирования повышается тогда, когда имеет место относительно частое изменение требований, предъявляемых конструкций.

Обоснование и анализ необходимости создания машины проводятся на основании методов научного прогнозирования технических проблем.

Научное прогнозирование нельзя отождествлять с предсказанием. Предсказание -это абсолютное утверждение о будущем, основанное на логических рассуждениях о возможном. В отличие от нее научное прогнозирование является вероятностным суждением о будущем с высоким уровнем достоверности и основано на объективной оценки возможного.

Первоначально научное прогнозирование относили к области научной фантастики. Применительно к техническим проблемам научное прогнозирование стало получать свое признание лишь в середине 20 века благодаря практическому подтверждению сделанных прогнозов.

Так в 1936 году была проведена оценка прогнозов, сделанных в 1920 году на 75 лет вперед. При этом выяснилось, что сделанные прогнозы в части научно-технических достижений и изобретений к этому времени оправдались 38%, почти наверняка оправдаются на 29%, неопределенно на 22%, оказались неверными 3%. Было установлено, что ошибки, допущенные в прогнозировании, является результатом скорее неспособности предвидеть полезность сделанных изобретений и научно-технических достижений, чем неспособности распознать их техническую осуществимость.

Примерно в это же время и несколько позднее оценивались и другие прогнозы. Высокий процент их достоверности показал возможность и целесообразность решения с научного прогнозирования многих проблем и, в частности, проблемы создания машин.

Одним из основных положений научного прогнозирования является то, что утверждение о вероятности свершения событий делают на основании анализа событий, которые уже свершились. В условиях огромных потоков информации, имеющий как специальное, так и общетехническое направление, оказываются недостойными личный опыт инженера и традиционные методы предвидения развития конструкций в будущем. В связи с необходимостью научного обоснованного предвидения развития техники, технологии получения новых материалов и т.п. в настоящее время интенсивно развивается инженерное прогнозирование.

Под инженерным прогнозированием понимают научно-обоснованную информацию, отражающую в виде вероятностной категории потенциальные возможности развития техники.

Вопросы экономики входят в содержание прогнозирования как составная часть. В тоже время техническое прогнозирование создает базу для экономических прогнозов.

Эффективность инженерного прогнозирования весьма значительно и расходы на его выполнение вполне окупаются. Сложность разработки методов инженерного прогнозирования объясняется тем, что во-первых, недостаточен объем исходной информации и зачастую отсутствуют количественные данные, по которым можно оценить возможные варианты конструктивных решений; во-вторых, необходимости учета большого числа параметров и связей между ними даже в относительно простом проекте затрудняет его оценку, так как невозможно или весьма трудно дать обобщенную оценку конструкции по разным критериям. Все это указывает на необходимость соответствующей подготовки информации.

Основу инженерного прогнозирования составляют три направления определяющий значимость новых открытий и изобретений, цель и техническую стратегию, перспективный уровень развития конструкций машин. Первые два направления используют в основном для среднесрочного и долгосрочного прогнозирования (20-30 лет), а последнее направление преимущественно ля краткосрочного прогнозирования (5-10 лет)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: