Закон неравномерности развития частей системы

Закон увеличения степени идеальности системы

Развитие всех систем идет в направлении увеличения степени идеальности.

Идеальная техническая система — это система, вес, объем, и площадь кото­рой стремятся к нулю, хотя ее способность выполнять работу при этом не умень­шается. Иначе говоря, идеальная система — это когда системы нет, а функция ее "сохраняется и выполняется.

Несмотря на очевидность понятия «идеальная техническая система», суще­ствует определенный парадокс: реальные системы становятся все более крупноразмерными и тяжелыми. Увеличиваются размеры и вес самолетов, танкеров, ав­томобилей и т. д. Парадокс этот объясняется тем, что высвобожденные при со­вершенствовании системы резервы направляются на увеличение ее размеров и, главное, повышение рабочих параметров. Первые автомобили имели скорость 15—20 км/ч. Если бы эта скорость не увеличивалась, постепенно появились бы ав­томобили, намного более легкие и компактные с той же прочностью и комфорта­бельностью. Однако каждое усовершенствование в автомобиле (использование бо­лее прочных материалов, повышение к. п. д. двигателя и т. д.) направлялось на увеличение скорости автомобиля и того, что «обслуживает» эту скорость (мощная тормозная система, прочный кузов, усиленная амортизация). Чтобы наглядно уви­деть возрастание степени идеальности автомобиля, надо сравнить современный автомобиль со старым рекордным автомобилем, имевшим ту же скорость (на той же дистанции).

Видимый вторичный процесс (рост скорости, мощностей, тоннажа и т. д.) маскирует первичный процесс увеличения степени идеальности технической сис­темы, Но при решении изобретательских, задач необходимо ориентироваться именно на увеличение степени идеальности — это надежный критерий для кор­ректировки задачи и оценки полученного ответа.

Развитие частей системы идет неравномерно; чем сложнее система, тем не равномернее развитие ее частей.

Неравномерность развития частей системы является причиной возникнове­ния технических и физических противоречий и, следовательно, изобретательских задач. Например, когда начался быстрый рост тоннажа грузовых судов, мощность двигателей быстро увеличилась, а средства торможения остались без изменения. В результате возникла задача: как затормозить, скажем, танкер водоизмещением 200 тыс. тонн. Задача эта до сих пор не имеет эффективного решения: от начала тор­можения до полной остановки крупные корабли успевают пройти несколько миль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: