ТЕОРИЯ УРОВНЕЙ ЯЗЫКА
Предлагая теорию уровней языка Осгуд полагал, что в процессе речепроизводства (кодирования речи) существует четыре уровня:
1) Мотивационный уровень (motivational level). Единицей уровня моти
вации является предложение в широком неграмматическом понимании. На этом уровне говорящим принимаются решения общего характера:
а) говорить или не говорить;
б) если говорить, то в какой форме (утверждение, вопрос, приказание);
в) если форма выбрана, то какими средствами воспользоваться для ее выражения в предложении (напр., выбрать активную или пассивную форму);
г) что выделить логическим ударением, какие выбрать
модели интонации.
2) Семантический уровень (semantic level). На этом уровне говорящий
последовательно выделяет в предложении определенные последовательности слов — функциональные классы. Разбитое на единицы кодирования, предложение будет выглядеть так: (19) Талантливый художник —рисует — интересную картину.
3) Уровень последовательностей (sequentuional level). На этом уровне
единица — слово, но не как семантическая единица, а как фонетическое
слово. В процессе кодирования на этом уровне последовательностей действуют следующие механизмы:
а) распознавание звуковых последовательностей;
б) интервал между словами должны быть больше, чем интервалы
внутри слов даже на границе морфем;
в) механизм грамматических последовательностей, которые имеют дело с "большим сегментами".
4) Интеграционный уровень (integrational level). В качестве единицы
здесь выступает слог. На этом уровне действуют моторные механизмы кодирования и происходит звуковое оформление проработанного высказывания.
В книге "Планы и структура, поведения" (1960) Дж.Миллер, Е.Галантер, К.Прибрам писали, что человек, прежде чем преобразовать свою мысль в речь, составляет программу своего высказывания, создает "общую схему с пустыми ячейками". У нас есть очень отчетливое предвосхищение того, — отмечали они, — что мы собираемся сказать, и наш выбор нужных слов зависит от чего-то гораздо большего, чем предшествующие элементы нашего высказывания. У нас есть план предложения, и, когда мы формулируем его, мы имеем относительно ясное представление о том, что мы собираемся сказать".
При этом в процессе реализации плана человек действует методом проб и ошибок. Иногда возникают несоответствия результата плану. Но тут включается механизм обратной связи и человек движется к реализации плана от проб к операциям, от проб к результату. Модель носит название Т-О-Т-Е (test-operate-test-exit — проба-операция-проба-результат).