double arrow

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается человеком, остальная же часть остается неосознанной.

Грань между осознанным и неосознанным весьма подвижна: то, что раньше было неосознанным, может осознаваться, а то, что было предметом пристального внимания со стороны разума, может уходить в тень. Так, свои эмоции, интуитивные догадки человек со временем может логически осмыслить, разобраться в мотивах своих иногда необдуманных поступков. Наоборот, с формированием автоматизмов происходит переход их в сферу неосознанного. Сказанное не означает, что в случае неосознанных актов поведения человек не получает из внешнего мира необходимой информации. Просто она не осознается, обрабатываясь и используясь на самых различных уровнях центральной нервной системы.

Осознание позволяет человеку осуществлять высший контроль над своими психическими процессами и поведением, направлять ход своей психологической и предметной деятельности в нужное русло, а также анализировать свое собственное сознание. Сознание включает в себя отношение человека и к самому себе, и к другим людям, т.е. выступает как самосознание. Сознанию присуща и интенция - направленности на изучаемый объект.

Если мышление, сознание связано главным образом с деятельностью коры головного мозга, то бессознательное, выступающее существенным элементом неосознанной сферы психической деятельности, обусловлено преимущественно процессами в подкорке. Сознание – есть целостный, системный процесс. Кора и подкорковые образования действуют в единстве, так что сознание человека – это сплав прошлого, настоящего и будущего, единство осознанного и неосознанного. Вследствие этого мысль всегда оказывается эмоционально окрашенной, в ней проявляется ценностное отношение к объекту, что тоже имеет информационную значимость.

Наряду с сознанием, в психике человека существует еще и бессознательное. Под бессознательным понимается совокупность психических явлений, состояний, существующих вне человеческого сознания и не поддающихся контролю со стороны сознания человека. К сфере бессознательного относятся инстинкты (пищевой, половой, самозащиты и др.), которые порождают у человека подсознательные желания, эмоции, влечения, которые позже могут попадать в область сознания.

Бессознательная часть психики способна перерабатывать полученную мозгом информацию, хотя процесс этой переработки ускользает от контроля сознания. Благодаря включению бессознательного уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются возможности человека в научном или художественном творчестве. В бессознательное, по результатам исследования З.Фрейда, могут смещаться травматичные душевные переживания человека, его «запретные» желания, информация о плохих или постыдных поступках человека, происходит «подавление, вытеснение» неприятных или запретных мыслей, желаний, чувств, поступков, устранение их из области сознания в область бессознательной психики.

В результате в бессознательном образуются бессознательные комплексы, которые способны помимо сознания человека влиять на его эмоциональное состояние и поведение, вызывать негативные изменения в физическом и психическом здоровье человека. Хотя сознание человека, его уровень «Я», формируемый под влиянием жизни и воспитания в обществе, стремиться управлять бессознательными желаниями человека, но фактически биологическое бессознательное оказывается определяющим в жизни человека, оно скрыто от человеческого сознания, управляя поведением человека. По мнению Фрейда, человек – это, прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами и комплексами. Усвоение социальных и культурных норм, формирование уровня психики «Сверх-Я» и критика в личности человека способствует преобразованию человека в культурное существо. В результате культура, мораль становятся внутренней характеристикой человека, происходит преобразование бессознательных «запретных желаний» человека в такие формы деятельности, которые разрешены в обществе и частично позволяют реализовать желания и потребности человека. Таким сложным противоречивым путем происходит приспособление человека к обществу, но противоречия между сознанием, бессознательным и требованиями общества и совести человека – постоянная проблема любого человека.

Неофрейдизм, в частности исследования К.Юнга, углубил понимание бессознательного. В бессознательном Юнг выделил уровень личного бессознательного и уровень коллективного бессознательного, который является наиболее глубинной частью человеческой психики, идентичной для всех людей, общей для всего человечества, в которой аккумулируется психологический опыт всего человечества и который передается из поколения в поколение.

Коллективное бессознательное является тем информационно-психологическим морем, из которого выходит как отдельная волна индивидуальная психика каждого человека. Подобно тому, как отдельная волна не может существовать без моря, так и психика каждого человека не может существовать изолированно, в отрыве от коллективного бессознательного. В коллективном бессознательном Юнг выделил архетипы, как психические первообразы, которые определяют тенденции человеческой жизни и поведения, влияют на преобладающие идеи человечества в ту или иную эпоху.

Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием человечества, источником сил, приводящих душу в движение, а формы, которые все это реализуют – архетипы. Бессознательное, по Юнгу, это творческая, мудрая, более информационно насыщенная часть психики человека, и полноценное существование человека обеспечивается при наличии информационного, энергетического взаимодействия между бессознательным и сознанием человека.

Вопросы:

1. Определение сознания?

2. Основные функции сознания?

3. Перечислите компоненты структуры сознания. Дайте их краткую характеристику?

4. Что понимается под бессознательным?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: