Политическая в религиозная мысль

1450-1600 гг. были периодом религиозного брожения в России.

Освобождение Московского государства от татар,

отделение церкви от византийской,

падение Новгорода,

конфликт между царем и боярами,

интенсивные контакты с Западом - все призывало к пересмотру традиций и приспособлению к новым обычаям.

В XV в. среди религиозных руководителей два отношения к роли церкви.

Первая группа продолжала традиции русского монашества. Выдающимся представителем - монах Нил Сорский, обосновался у Белого озера.

Согласно представлениям заволжских старцев (Нила Сорского), главное в вере - молитва и духовные размышления, спасение - через возрождение внутренних духовных сил.

Заволжские старцы не одобряли церковь и монастыри за владение землями и богатствами. Они хотели, чтобы церковь была полностью независима от его вмешательства.

Их оппоненты - «осифляне» (по имени Иосифа, игумена монастыря около Волоколамска) подчеркивали важность социальной роли церкви, которая требует богатств и защиты со стороны государства.

Новым движением, вышедшим на сцену, были т.н. жидовствующие.

Они появились в Новгороде (в 1471 г. ученый еврей Схария, философ и астроном). В 1478 Иван Ш встретился с жидовствующими в Москве.

Там они заронили много новых мыслей среди духовенства и служилых людей.

критиковали христианские догматы, организацию русской церкви.

ставили под сомнение право церкви иметь собственные земельные владения.

Первыми забили тревогу осифляне. Они призывали к строгим мерам, инквизиции.

Заволжские старцы считали: бороться с ересью можно только христианским путем. Иван Ш разделял негативное отношение старцев и жидовствующих к церковным владениям.

Однако на церковном соборе 1503 г. осифляне победили, зачинщиков ереси сожгли, а администрацию русской церкви взяли в свои руки.

одна из причин распространения ереси - недостаток образованности среди русского духовенства, недостаток религиозных книг.

В 1551 г. был созван Церковный собор - Стоглав.

Он решил устранить злоупотребления в церковном управлении и улучшить обучение.

Митрополит Макарий основал в 1553 г. в Москве типографию. Первый русский печатник Иван Федоров работал в Москве до 1565 г.

В 1561 г. в Москву пригласили греческого ученого и богослова Михаила Триволиса. Он перевел на славянский ряд византийских богословских работ и выправил некоторые из книг.

Победа осифлян означала новое значение роли правителя и московской церкви в христианском мире. С этих пор возникла идея Третьего Рима.

Византийцы: центр христианской государственности перешел из Рима в Константинополь - Второй Рим. Теперь, после уничтожения Византии турками, Москва, по мнению русских, превратилась в Третий Рим в политическом и религиозном смысле. Это и есть последний Рим.

Коронация Ивана IV царем в 1547 г. была связана с этой доктриной.

Чтобы завершить организацию Третьего Рима, московский митрополит должен был принять сан патриарха.

Это было сделано в 1589 г. вовремя правления Федора.

Архиепископ Иов стал первым русским патриархом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: