1450-1600 гг. были периодом религиозного брожения в России.
Освобождение Московского государства от татар,
отделение церкви от византийской,
падение Новгорода,
конфликт между царем и боярами,
интенсивные контакты с Западом - все призывало к пересмотру традиций и приспособлению к новым обычаям.
В XV в. среди религиозных руководителей два отношения к роли церкви.
Первая группа продолжала традиции русского монашества. Выдающимся представителем - монах Нил Сорский, обосновался у Белого озера.
Согласно представлениям заволжских старцев (Нила Сорского), главное в вере - молитва и духовные размышления, спасение - через возрождение внутренних духовных сил.
Заволжские старцы не одобряли церковь и монастыри за владение землями и богатствами. Они хотели, чтобы церковь была полностью независима от его вмешательства.
Их оппоненты - «осифляне» (по имени Иосифа, игумена монастыря около Волоколамска) подчеркивали важность социальной роли церкви, которая требует богатств и защиты со стороны государства.
|
|
Новым движением, вышедшим на сцену, были т.н. жидовствующие.
Они появились в Новгороде (в 1471 г. ученый еврей Схария, философ и астроном). В 1478 Иван Ш встретился с жидовствующими в Москве.
Там они заронили много новых мыслей среди духовенства и служилых людей.
критиковали христианские догматы, организацию русской церкви.
ставили под сомнение право церкви иметь собственные земельные владения.
Первыми забили тревогу осифляне. Они призывали к строгим мерам, инквизиции.
Заволжские старцы считали: бороться с ересью можно только христианским путем. Иван Ш разделял негативное отношение старцев и жидовствующих к церковным владениям.
Однако на церковном соборе 1503 г. осифляне победили, зачинщиков ереси сожгли, а администрацию русской церкви взяли в свои руки.
одна из причин распространения ереси - недостаток образованности среди русского духовенства, недостаток религиозных книг.
В 1551 г. был созван Церковный собор - Стоглав.
Он решил устранить злоупотребления в церковном управлении и улучшить обучение.
Митрополит Макарий основал в 1553 г. в Москве типографию. Первый русский печатник Иван Федоров работал в Москве до 1565 г.
В 1561 г. в Москву пригласили греческого ученого и богослова Михаила Триволиса. Он перевел на славянский ряд византийских богословских работ и выправил некоторые из книг.
Победа осифлян означала новое значение роли правителя и московской церкви в христианском мире. С этих пор возникла идея Третьего Рима.
Византийцы: центр христианской государственности перешел из Рима в Константинополь - Второй Рим. Теперь, после уничтожения Византии турками, Москва, по мнению русских, превратилась в Третий Рим в политическом и религиозном смысле. Это и есть последний Рим.
Коронация Ивана IV царем в 1547 г. была связана с этой доктриной.
Чтобы завершить организацию Третьего Рима, московский митрополит должен был принять сан патриарха.
Это было сделано в 1589 г. вовремя правления Федора.
Архиепископ Иов стал первым русским патриархом.