Соотношение между правом Европейского Союза, нац правом государств-участников и межд правом
Вопрос о соотношении между правом Сообществ и правом государств-участников не был разрешен в учредительных договорах Сообществ. Поэтому он был разрешен в решениях суда Сообществ по конкретным делам. Cуд ЕС постановил, что НПА Сообществ имеют прямое действие на территории государств-участников и в случае их противоречия НПА государств-участников имеют большую силу. При этом последующие НПА государств-участников не могут иметь большую силу, чем предшествующие НПА Сообществ. Право ЕС – самост правовая система, не совпадающая с нац правом.
Свои решения суд Сообществ основывал не на конкретных нормах учредительных договоров, а на рассуждении о том, что достижение целей Сообществ требует, чтобы нормы права ЕС применялись одновременно и единообразно на всей территории ЕС, и чтобы государства-участники не могли чинить этому никаких препятствий. Позднее данная позиция была подтверждена решениями верховных судов государств-участников по конкретным делам.
|
|
Тем самым граждан не напугали громким провозглашением того, что теперь многие вопросы их нац жизни будут решать в Брюсселе.
Лирическое отступление: ЕС управляется не на основе принципов демократии
Марусина понесло. Решение Греции о проведении референдума и ранее приведенные примеры об отношениях к институту референдума. ЕС чем-то подобен Римской Империи, не республики, а именно империи.
Другое обоснование: отсутствие прямо взысканного принципа преобладания права Ес над нац законодательством. Он существует только в суд решениях.
В соотв с учредительными договорами, государства-члены ЕС государства-члены обязаны не заключать межд договоров, содержание которых противоречит их обязательствам, вытекающим из членства в ЕС. В отношении договоров, заключенных до вступления страны в ЕС, этот принцип действует в отношении договоров, заключенных с другими государствами-участниками. В случае необходимости, они должны быть пересмотрены для того, чтобы соответствовать нормам права ЕС.
В отношении договоров, заключенных с третьими государствами, данное государство-участник должно постараться убедить своих контрагентов (при необходимости – с помощью др государств-участников) пересмотреть действующие договоры в соотв с нормами права ЕС. Например, Россия от ряда прав при вступлении в ЕС стран Восточной Европы отказывалась, хотя не была обязана.
Правовой статус Европейского союза на территории РФ [2]
Почему ряд исследователей хотя видеть ЕС такой организацией?! Потому что тогда государства-члены остаются суверенными.
|
|
Нет универсального понятия, рабочая дефиниция: межд организация – созданная на основе соглашения для достижения определенных целей. Могут быть межправительственными или неправительственными. Нормативная база для исследования межправительственных организаций: Венская конвенция о праве межд договоров 1969 года и Конвенция о правовом статусе экономических организаций. Из них выводят 5 признаков межд межправительственных организаций:
- Учреждение в соотв с межд договором. Такой договор и определяет все остальное. Для ЕС дискуссионно. Маастрихтский договор, по мнению ряда исследователи, принципиально отличается от учредительных актов иных организаций, потому что принят в развитие ранее существующих учредительных документов сообществ. Кроме того, в Маастрихтский договор вносились изменения, чего для межд организации делать не стоило.
- Членство только государств. Да, в ЕС входят только государства (ст. 49 Договора о ЕС). Но целями договора является интеграция на основе ценностей ЕС, признание ценности – дополнительный критерий.
- Цели. См. выше, целый СПИСОК.
- Органы управления.
- Полномочия для реализации функций.
РФ в своих актах называет ЕС как межд организацию, а его членов – как самост государства.