Потребности человека

Роль деятельности в самореализации человека

Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.

Ребенок в игровой деятельности развивает многообразные человеческие качества. Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию.

Наряду с учебой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дома, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека – профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремленности, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы – все это плоды производственной деятельности. «Русская Правда», Судебник 1497 г., другие законодательные акты – результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства – следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г. – результат военной деятельности. Открытия Ломоносова, изобретения Кулибина, труды Менделеева – продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников – воплощение художественной деятельности.

В деятельности происходит самореализация личности, т.е. воплощение в действительность планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека. Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию.

Потребность - это осознанное переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Потребность - объективная нужда человека в чем-либо.

Потребности - исходная форма активности индивида, состояние нужды в чем-либо, что необходимо для его нормального функционирования.

Потребность (побудитель действий) может быть осознанным и неосознанным Классификация потребностей:

а) по субъектам (носителям потребностей):

- индивидуальные

- групповые

- коллективные

б) по объекту (т.е. предмету, на который они направлены):

- физиологические - необходимые для поддержания жизнедеятельности организма;

- материальные - для создания необходимых условий существования;

- социальные - для успешного взаимодействия с членами общества;

- духовные - для саморазвития и самоутверждения.

в) по сферам деятельности:

- труд

- общение

- рекреация (восстановления работоспособности: отдых, лечение и т.п.)

Возможности удовлетворения человеческих потребностей:

- ограничены имеющимися природными ресурсами

- не должны противоречить нравственным нормам общества

- должны быть разумными и реальными

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий (пирамида Маслоу):

- Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

- Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.

- Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

- Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

- Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: