double arrow

Общение как обмен информации


Определение общения. Содержание, цели и средства общения

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

Любое общение имеет свое содержание, цель и средства.

Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому.

Один человек может передавать другому информацию о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в ихудовлетворении.

Через общение могут передаваться данные эмоционального состояния человека (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т. п.), ориентированные на то, чтобы настроить другого определенным образом на контакты.

Отношение к человеку в одном состоянии, например, к страдающему от боли, существенно отличается от отношения к человеку, испытывающему наслаждение, настроенному благожелательно.

Люди обмениваются друг с другом информацией, предоставляющей знания о мире, о жизненном опыте, знаниях, способностях, умениях, навыках.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Количество целей общения у человека значительно больше, чем у других живых существ.

Помимо побуждения, предупреждения (существующих и у животных), у человека включаются передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей, установление и прояснение личных и деловых отношений и т. п.

Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуального роста, потребности самоактуализации.

Средства общения – способ кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.

Кодирование–способ передачи информации, например, с помощью прямых телесных контактов, через органы чувств, звуковых сигналов (что свойственно живым организмам).

У человека, кроме перечисленных, есть такие способы передачи информации, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это - язык и другие знаковые системы (письменность, технические средства записи: аудио -, видео -, магнитная, лазерная, Интернет и иные формы) .




В зависимости от того, какие цели преследуют индивиды с общении, какими средствами общения пользуются, какое содержание несут, общение подразделяется на несколько видов:

1. В зависимости от содержания:

¾ Материальное общение – при котором субъекты обмениваются материальными продуктами, например, своего бизнеса.

¾ Кондиционное общение – рассчитано на изменение психического или физического состояния субъектов общения (Разозлить, утешить, сделать массаж).

¾ Мотивационное общение – имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действию в определенном направлении.

¾ Когнитивное и деятельностное общение иллюстрирует, например, учебная, познавательная деятельность, способствующая развитию и совершенствованию личности.

2. В зависимости от цели:

¾ Биологическое общение, связано с удовлетворением основных органических потребностей.

¾ Социальное – преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления иразвития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

3. В зависимости от средств :



¾ Непосредственное общение – с помощью естественных движений органов тела.

¾ Опосредованное – с помощью специальных средств и орудий, природных предметов (палка, цветок, камень), или культурных (знаковые системы, записи символов, рисунки, печать, радио, Интернет и др.) .

Общение может быть:

1. прямым (личные контакты);

2. косвенным (через посредников);

3. инструментальным , которое не является самоцелью, а используется как инструмент для достижения некоей другой цели;

4. целевым – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности (например, потребности “принадлежать”).

Каждый человек представляет собой хранилище стереотипов, обусловленных спецификой воспитания в самом широком смысле этого слова. И одновременно есть в каждом человеке нечто такое, что толкает его на спонтанные поступки и действия, обусловленные детским “хочу” или “не хочу” (эмоции, импульсы и т.д.). В реальной жизни люди пытаются соотносить “хочу” и “должно”, причем те, кому это удается в наилучшей степени, более гармонично вписываются в окружающий мир.

Однако в процессе общения зачастую сталкиваются разные интересы субъектов общения, что сказывается на межличностных отношениях как позитивно так и негативно.

Существует очень много способов передачи информации партнеру по общению. К ним относятся речи, паузы в речи, качество голоса, тональность, жесты, мимика, пантомимика, смех, контакт глаз в визуальном общении и пр.. их делят на две группы

- вербальные(словесные)

-невербальные.
Одним из основных средств человеческого общения является язык - система словесных знаков, которые используются как форма существования, способ усвоения и передачи общественно-исторического опыта человечества.
Владея языком, люди обмениваются мнениями, понимают друг друга и взаимодействуют. ее понимает как коммуникатор (тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в словах), да / реципиент (тот, кто принимает сообщение и декодирует его). Если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодирования, они не могут добиться взаимопонимания и наладить совместную деятельность.

Как средство накопления и передачи общественного опыта язык возник в процессе работы еще в период становления человека. Для передачи информации сначала употребляли членораздельные звуки, по которым закреплялось определенное значение.

Сейчас благодаря языку люди имеют возможность обмениваться самыми мыслями и осваивать сложный опыт.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: