Понятие информации. 1. Введение в информационный бизнес: Учебное пособие / Под ред

ЛИТЕРАТУРА

1. Введение в информационный бизнес: Учебное пособие / Под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хоро-шилова. - М.: Финансы и статистика, 1996.

2. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрт, 1992.

3. Данилевский Ю.Г., Петухов И.4., Шибанов B.C. Информационная технология в промыш­ленности. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отделе­ние, 1988.

4. Диго С.М. Проектирование и использова­ние баз данных: Учебник. - М.: Финансы и статис­тика, 1995.

5. Информатика: данные, технология, мар­кетинг / В.П. Божко, В.В. Брага и др. - М.: Финансы и статистика, 1992.

6. Информационная технология, экономика, культура / Сб. обзоров и рефератов. - М.: ИНИОН РАН, 1995.

7. Информационные системы в экономике / Под ред. В.В. Дика. - М.: Финансы и статистика, 1996. * — •

8. Информационное обеспечение интегрированных производственных систем / Под ред. В.В. Александрова. -Л.: Машиностроение, 1986.

9. Матвеев Л.А. Информационные системы:

поддержка принятия решений: Учебное пособие. -Спб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.

10. Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. - М.: Финансы и статис­тика, 1993.

11. Пономарева К.В., Кузьмин Л.Г. Информационное обеспечение АСУ. - М.: Высш. шк., 1991.

12. Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология - миллионные прибыли. - М.: Эко­номика, 1990.

13. Тамбовцев В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. - М.: Изд-во МГУ, 1993.

14. Экономическая информатика и вычисли­тельная техника: Учебник / Под ред. В.П. Косарева, А.Ю. Королева. - М.: Финансы и статистика, 1996.

Современная экономика немыслима без информации. Тысячи предприятий, миллионы налогоплательщиков, триллионы рублей, биржевые котировки, реестры акционеров – все эти информационные потоки необходимо оценить, обработать, сделать необходимые выводы, принять правильное решение.

Современный специалист-экономист должен уметь принимать обоснованные решения. Для этого наряду с традиционными знаниями, такими, как основы менеджмента, основы внешнеэкономической деятельности, банковское дело, административное управление, налогообложение, он должен владеть информацией по построению информационных систем.

Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). В широком смысле информация – это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.

Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний [2].

С XX в. – общенаучное понятие: это отношения между людьми, человеком и автоматом, животными и растениями и т. д.

Довольно-таки распространенным является взгляд на информацию как на ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам. Эта точка зрения отражается в следующем определении.

Информация представляет собой новые сведения, позволяющие улучшить процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии и самой информации.

Информация неотделима от процесса информирования, поэтому необходимо рассматривать источник информации и потребителей информации. Роль потребителей информации очерчивается в таком определении.

Информация – новые сведения, принятые, понятые и оцененные конечным потребителем как полезные. Информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя об окружающем нас мире.

Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие «данные». Понять, чем они различаются, можно на следующем примере.

Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому информацией являются используемые данные.

Если мы напишем на листе десять номеров телефонов в виде последовательности десяти чисел и покажем их кому-либо, то он воспримет эти цифры как данные, так как они не предоставляют никаких сведений. Но если потом против каждого номера укажем название фирмы и род деятельности, то для любого человека непонятые цифры обретут определенность и превратятся из данных в информацию, которую он в дальнейшем мог бы использовать.

При работе с информацией всегда имеется ее источник и потребитель (получатель).

Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-нибудь среды, являющейся в таком случае «каналом связи» (рис. 1.1). При передаче речевого сообщения – воздух, в котором распространяются звуковые волны, а в передаче письменного сообщения каналом сообщения можно считать лист бумаги, на котором напечатан текст.


Рис. 1.1. Связь между источником и получателем информации

Человеку свойственно субъективное восприятие информации через некоторый набор ее свойств: важность, достоверность, своевременность, доступность и т. д. В этом смысле одно и то же сообщение, передаваемое от источника к получателю, может передавать информацию в разной степени. Так, например, мы хотим сообщить о неисправности компьютера. Для инженера из группы технического обслуживания сообщение «компьютер сломался» явно содержит больше информации, чем для вахтера. Но, в свою очередь, для инженера сообщение «не включается дисплей» содержит информации больше, чем первое, поскольку в большей степени снимает неопределенность, связанную с причиной неисправности компьютера. Как видно, одно и то же сообщение для различных пользователей несет различную информацию.

Атрибуты информации

Чтобы быть полезной, информация должна обладать характеристиками, описанными ниже. Это ключевые атрибуты информации (см. рис. 1.2).

Точность означает нечто большее, чем «один плюс один равно два». Это означает, что информация свободна от ошибок и пристрастности. В некоторых организациях, например, мы обнаруживаем, что менеджеры среднего звена обладают большим влиянием на решения высшего руководства, поскольку они выступают в качестве «привратников» при прохождении информации между средним, нижним и верхним уровнем управления. Такая власть над информацией позволяет менеджерам среднего звена манипулировать информацией (или искажать ее) с целью гарантии, что принятые решения отражают их насущные интересы.


Рис. 1.2. Атрибуты информации

Проверяемость означает, что два квалифицированных специалиста могут создать одну и ту же информацию независимо друг от друга. Часто организации применяют независимые источники информации, чтобы производить и распространять ее непосредственно на каждом уровне управления, уменьшая тем самым тенденцию пристрастности.

Своевременность. Доставка информации получателям в рамках необходимых временных границ – другой ключевой атрибут качества информации. Своевременность означает, что получатели могут иметь доступ к информации, когда им это нужно. Приведем примеры несвоевременной информации:

· вчерашняя газета, доставленная сегодня;

· отклонения от стандарта, сообщенные после того, как может быть предпринято какое-либо действие;

· запоздавшая на день или два котировка акций.

Актуальность. Попросту говоря, отвечает ли информация на вопросы получателя «что, почему, где, когда, кто и как?». Например, положение судна может быть дано как «на пути в Гибралтар». Эта информация может быть точной и своевременной и в то же время неактуальной, если получатель хочет знать, прошло судно промежуточный порт назначения или нет. «В 14:00 17 декабря 1997 г. судно находилось на 38º с.ш. и 51º з.д.» более подходящий ответ для этого конкретного получателя.

Информация увеличивает осведомленность лица, принимающего решение (ЛПР), за счет уменьшения неопределенности, повышая его возможности в предсказании исхода принятого решения (подтверждая или корректируя более ранние ожидания). Необходимо отметить, что информация, актуальная для одного получателя, не обязательно актуальна для другого.

Понятность означает, что информация должна быть предоставлена в ясном и понятном формате. Информация должна точно отражать значение данных, на которых она основана, и давать точную картину ее получателю, который может затребовать представление информации в любой удобной для него форме (графической, табличной и т. п.). Потребитель информации должен делать свою часть работы, используя свою квалификацию, и как можно меньше тратить времени на выяснения и уточнения.

Полнота. Информация должна содержать все важные данные, которых ожидают от нее пользователи.

Отсутствие любого из этих атрибутов приводит к тому, что информационная система (ИС) отторгается организацией. Для обеспечения этих свойств необходимо принимать специальные меры при разработке и эксплуатации ИС, соответственно затрачивая определенные средства на поддержание полезности информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: