Раскольников и его оппоненты

Несмотря на одиночество, столь остро им ощущаемое, Раскольни-ков все время окружен людьми, которые помогают ему понять себя и мир.

Самопознание личности происходит в романе только через диалог, через спор - с самим собою, со своими прежними мыслями и с другими героями. Человек у Достоевского не статичен ни в одной точке своего бытия. Он - в постоянном развитии, суете, вопросах-ответах. Каждый из персонажей создает еще одну "систему координат", в которой можно рассматривать героя. Причем эти "системы" противоречиво сталкиваются друг с другом, и перед нами предстает Раскольников разный, освобожденный от власти настоящего времени, и в каждый последующий момент своего романного бытия отвергающий собственный предыдущий опыт.

Это стало одним из важнейших художественных открытий Достоевского - изображение человека таким быстро меняющимся, подвижным, как ртуть, открывающим читателю мельчайшие подробности своей внутренней жизни.

Соня.

Соня Мармеладова - главный оппонент Раскольникова в романе. Она - всей своей судьбою, характером, выбором, образом мыслей, само-ощущением противостоит его жестокой и страшной жизненной схемс. Соня, поставленная в те же, что и он, нечеловеческие условия сущест-вования, еще более, чем он, униженная, Соня - ДРУГАЯ.

Иная система ценностей воплотилась в ее жизни. Принеся себя в жертву, отдав свое тело на попрание, она сохранила живую душу и ту необходимую-связь с миром, которую разрывает преступивший Раскольников.

Ненасытнмое страдание Сони лежит, как это ни странно, в основании ее гармонии. В образе Сони писатель "пробует" свою излюбленную идею "Божьего человска", не утратившсго столь необходимой, по Достоевскому, связи с Господом. В каждом романе писателя есть герой, который напоминает другим персонажам о необходимости покаяния. В этих образах Достоевский воплощает свое представление о глубинах подсознательной жизни русской души. Страданием очищается душа, через него приходит к себе, познает свое высокое предназначение, свою сверхсуть.

В страшном мире романа Соня - светлый полюс, который притягивает всех.

Сонина смиренная жертвенность никогда не станет позицией Раскольникова - но в этом противостоянии заложена любимая идея самого автора, его фундаментальная этическая и эстетическая концепция происходящего. Многоголосие - противоречивое и противоборствующее - есть имманентное свойство мира. Крайности, составляющие этот мир, искупают друг друга,

Свидригайлов

Очень интересно поставлен в повествовании. Его не разместить ни у положительного, ни у отрицательного "полюсов" Раскольникова.

Если отношения Сони с Раскольниковым - открытая борьба', то в отличие от них Аркадий Иванович все время снисходительно одобряет Раскольникова, иронически соглашается с ним, хвалит. Но, как будто бы все время одобряя героя, своим согласием с ним оп тоже приводит Раскольникова к отречению от себя - такого, каким он нравится Свидригийлову.

О Свидригайлове ходят странные слухи - мы так никогда и н узнаем, правда ли то, что о нем говорят. Говорят, он отравил собственную жену, довел слугу до само убийства, растлил ребенка... Этот душегубец, впервые встречаясь с героем, заявляет ему буквально с порога: "мы с Вами одного поля ягоды" чем приводит Раскольникова в трепет - ведь тот уверяет себя, что содеянное им самим мне преступление". Нет, убеждает его Свидригайлов. Ты такой же, как и я.

Свидригайлов ни во что не верит. Жизнь больше не представляет для него ни интереса, ни смысла. В ней не осталось ничего запретного, ничего непознанного: в ней не осталось ТАЙНЫ.

А Свидригайлов - человек, живущий страстно и со вкусом, игрок и почитатель женской красоты. И вот этот игрок и шулер, получающий удовольствие просто от самого процесса своей безбедно! жизни, встретил Дуню Раскольникову - и чем-то она потрясла его воображение: красотой, гордостью, но было еще что-то, от чего он "сошел с ума", потерял голову, захотел бросить мир к ее ногам, переделать жизнь А в результате всего этого получилась довольно грязная интрига. Свидригайлов был женат, и все деньги принадлежали Марфе Петровне, жене его. Нам неизвестно, как это все произошло, - но в один ненастный день Марфа Петровна умирает. Таким образом Свидригайлов оказывается единственным законным наследником солидного состояния. Казалось, путь к Дуне открыт - и вновь девушка отказывает ему! Свидригайлов уже не может отступить - теперь Дуня для него сверхцель, та вершина, для покорения которой он может пожертвовать всем. Весь азарт игрока, невероятные способности вести интригу - все брошено на то, чтобы Дунечки добиться. Но она непреклонна, и последняя надежда рассеивается как дым, когда Дуня, отчаявшись, стреляет в Свидригайлова, заманившего ее обманом на свидание. Он увидел в этот момент ее глаза и в них то, во что так невозможно было поверить: он понял - никогда. Но понял еще и другое отчетливо и ясно - в этой женщине была скрыта тайна его странной жизни, только она могла помочь, только така ядала быруку и спасла. Лишившись этой последней возможности что-то со своей жизнью сделать, Свидригайлов уходит. И его само-убийство - не просто самоприговор: я согрешил и поэтому грех свой смертный искупаю собственной жизнью. Самоубийство Свидригайлова - акт отчаяния человека, который убедился, что В НЕМ НЕТ БОГА. Поэтому и вечность вызывает только тоску, поэтому так страстно влечет к Дуне. Свидригайлов страшен сам себе. Тени умерших стали являться ему в последнее время

Главная раскольниковская мука - совершил то, что не должен был совершать, - для Свидригайлова не существует. Просто он вне морали. Но является ли человек «вне морали» «право имеющим»? Достоевский, исследуя этот вопрос, приходит к следующим выводам:

Нравственное чувство может угаснуть в человеке под влиянием определенных обстоятельств, может поколебаться под обаянием к-л. идей, но нравственный закон от этого не исчезнет, не прекратит свое существование, потому что он, как и звездное небо над нами, - одно из чудес мира, онтологическое свойство человека. Обратная дорога из-за черты морали мира почти невозможна. Герою предстоит перенести слишком многое, чтобы вернуться в мир людей.

В финале романа Достоевский дает надежду на возвращение Раскольникова. Но… лишь надежду. Самое главное и самое сложное для героя - раскаяться: чтобы снова начать жить, смотреть на мир иными глазами, необходимо ПОКАЯНИЕ.

Гордый герой должен смириться. Покаяние-это непросто признание своей ошибки (простите, я больше не буду!), но древнейший обряд очищения души, дающий согрешившему надежду на спасение, шанс начать жизнь еще раз.

Покаяние - это страдание: потому что уже ничего нельзя поправить. Покаяние - это самоотречение, за которым следует искупление. Это мучительно долгий путь.

Избавиться от власти разрушительной идеи можно, лишь представив себе ее логическое завершение, въяве или мысленно "прожив" ее до конца. И Достоевский заставляет своего героя - а с ним и читателей - пройти этот путь.

Вооружившись топором, идет Раскольников на "пробу" - убивать мерзкую старуху. Но в квартиру к старухе неожиданно приходит ее сестра - безобидная Лизавета. Раскольников вынужден убить и ее. То, что Лизавета - юродивая, блаженненькая, очень важно. В народе юродивые почитались Божьими людьми, и посмеяться над таким человеком, а уж тем более обидеть его считалось делом недостойным и тяжким грехом. Убийство же юродивого воспринималось как особо изощренное вероотступничество... Все это знал Раскольников и убивать Лизавету не желал, но - отступать уже некуда: все его движения подчинены отныне не свободной воле, по ИДЕЕ.

Лизавета гибнет - пролилась безвинная кровь. Гибнет и ее неродившийся ребенок: ведь Лизавета беременна. К убийству юродивой добавляется и убийство младенца.

ИДЕЯ заставила Раскольникова против его воли пролить человеческую кровь, стеной встала между ним и миром, навеки отделила от матери и сестры. Он страдает, он мечется в исступлении, чувствуя, что происходит что-то непредвиденное, что-то страшное: "Разве я старуху убил? Я себя убил!" Душу свою убил, уничтожил Бога в себе. Его преступление - есть истинное переступание запретной черты, морального закона. И вот во сне происходит новое убийство: Раскольникову снится, что старуха снова жива - и он вновь опускает топор на ее голову, вновь ее убивает, добивает с ожесточением!

А количество его жертв растет: "взяли" некоего Микиту, обвинив в убийстве Алены Ивановны, - уже четвертая жертва. Пятой станет Пульхерия Александровна - она не смогла пережить случившегося с любимым сыном.

И наконец, Раскольников видит сон о моровой язве: претворение в жизнь его теории. Все люди вообразили себя Героями, причастными к высшей истине, и стремятся повести человсчество в царство счастья и] справедливости. Но никто не желает идти вслед: ведь гением-предводи-телсм чувствует себя каждый. Разгораются споры, которыс персходят р драки, вспыхивают войны. Во имя счастия всего человечсства люди убивают друг друга - и все меньше живых остается на нашей планетс охваченной^вирусом наполеоновской идеи. Пустая земля, где люди перебили друг друга, - вот логический итог теории Раскольникова. И только после этого сна начинается освобождение его из-под власти ИДЕИ, начинается – МОЖЕТ, наконец, начаться - его путь к людям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: