Цели:
- уяснить концепцию «полифонического» романа М.М. Бахтина;
- понять своеобразие героя Достоевского как героя-идеолога;
- разобраться в сущности идеи Раскольникова, путях и формах ее воплощения.
Вопросы и задания:
1. Анализ 2-ой («Герой и позиция автора по отношению к герою в творчестве Достоевского») и 3-ей главы («Идея у Достоевского») монографии М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» (М., 1963. Можно пользоваться и более поздними изданиями).
2. Докажите (или опровергните), пользуясь идеями М. Бахтина, что Раскольников – герой-идеолог.
3. Проследите процесс формирования и раскрытия идеи Раскольникова, обращая особое внимание на следующие главы:
а) ч. I, гл. 6 (разговор студента и офицера);
б) ч. III, гл. 5 (обсуждение статьи Раскольникова);
в) ч. IV, гл.4 (первый приход Раскольникова к Соне);
г) ч. V, гл. 4 (второй приход Раскольникова к Соне).
4. Осмысливая характер идеи Раскольникова, обратите особенное внимание на ее двойственность (наполеоновское и мессианское начала), «казуистичность», конкретно-исторический и вечный смысл; диалогический и полилогический характер ее раскрытия.
|
|
5. Эпилог романа, его значение для понимания идеи Раскольникова. Объясните причины живучести идеи в сознании героя, возможность или невозможность ее изжития.
Источники:
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание.
Научная литература:
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963 (гл.2, 3).
Лебедев Ю.В. Преступление и наказание Родиона Раскольникова // Лебедев Ю.В. В середине века. М., 1988. С. 258-274.
Или:
Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. М., 1970 (гл. 6 «Идея Раскольникова», гл. 8 «Крушение идеи Раскольникова).
Или:
Трофимов Е. О логистичности сюжета и образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский в конце ХХ века. М., 1996. С. 167-188.
Примечание: Книгу Бахтина читают все студенты, три остальные – по выбору.
Семинарское занятие № 4