ТЕМА 4. Регулирование объема и структуры денежной массы

ТЕМА 3. Законодательные акты, нормы и нормативы Национального Банка Республики Казахстан как инструменты денежно-кредитного регулирования

1. Характеристика законодательных и нормативных актов, регулирующих сферу денежно-кредитных отношений, их классификация.

2. Основные законодательные акты, регулирующие банковскую деятельность и валютные отношения: Закон «О Национальном банке Республики Казахстан»; Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»; Закон «О Валютном регулировании и валютном контроле»; Закон «О рынке ценных бумаг» (самост.рассмотр.) и др.

3. Нормативные акты Национального банка Республики Казахстан по вопросам регулирования размера уставного капитала, достаточности собственных средств банков, нормативов их ликвидности и других обязательных нормативов (Постановление Правления Национального Банка РК от 23.05.1997 «О правилах о пруденциальных нормативов»).

Литература:

1.Закон РК «О Национальном банке Республики Казахстан» от 30.03.1995 №2155 (с изменениями и дополнениями);

2. Закон РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31.08.1995 №2444 (с изменениями и дополнениями);

3. Закон РК «О Валютном регулировании и валютном контроле» от 13.06.2005;

4.Закон РК «О рынке ценных бумаг»;

5. Постановление Правления Национального Банка РК от 23.05.1997 «О правилах о пруденциальных нормативов» (с изменениями и дополнениями,внесенными постановлениями Правления НацБанка РК);

6. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 2 июня 2001 года N 190 «О минимальных размерах уставного и собственного капиталов банков второго уровня»

7. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 3 ноября 2000 года N 416 Об установлении минимального значения коэффициента текущей ликвидности для банков второго уровня.

8. Постановление Правления Национального Банка РК от 27.05.2006 № 38 «Об утверждении Правил о минимальных резервных требованиях»

1. Основой проведения денежно-кредитного регулирования экономики является законодательно-нормативная база в области денежно-кредитных отношений. Посредством издания законодательных актов, внесения в них изменений дополнений государство активно воздействует на денежные процессы в экономике.

Основными законодательными актами в РК в области денежно-кредитного регулирования являются акты, которые регулируют банковскую деятельность и валютные отношения: Закон «О Национальном банке Республики Казахстан»; Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»; Закон «О Валютном регулировании и валютном контроле»; Закон «О рынке ценных бумаг и др.

Немаловажное значение в системе денежно-кредитного регулирования экономики играют постановления Национального Банка РК, такие как: Постановление Правления Национального Банка РК от 23.05.1997 «О правилах о пруденциальных нормативов»; Постановление Правления Национального Банка РК «Об утверждении Правил о минимальных резервных требованиях». Данные нормативные акты регулируют размер уставного капитала, достаточность собственных средств банков II уровня, нормативов их ликвидности и других обязательных нормативов банков. В свою очередь данные нормативы влияют на кредитную экспансию банков и вследствии этого и на денежную массу в обращении.

2.1. Закон РК «О Национальном банке Республики Казахстан» от 30.03.1995 №2155 (с изменениями и дополнениями) регламентирует участие Национального Банка Казахстана в денежно-кредитной политике, в регулировании и надзоре за деятельностью финансовых организаций.

Согласно ст.4 данного Закона Национальный Банк Казахстана на основании и во исполнение законов Республики Казахстан по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми банками, и иными организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций и их клиентами, другими юридическими и физическими лицами на территории Республики Казахста (ст.4).

Согласно ст. 7 вышеуказанного закона основной целью Национального Банка Казахстана является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк Казахстана возлагаются следующие задачи:

1) разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;

2) обеспечение функционирования платежных систем;

3) осуществление валютного регулирования и валютного контроля;

4) содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

Национальный Банк Казахстана проводит государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан, является единственным эмитентом банкнот и монет на территории Республики Казахстан, эмитирует ценные бумаги, осуществляет воздействие на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке. Кроме этого формирует денежно-кредитную и финансовую статистику государства (ст.8 а).

Для обеспечения внутренней и внешней устойчивости казахстанского тенге создаются и используются золотовалютные активы Национального Банка Казахстана, которые состоят из: аффинированного золота; валютных ценностей, хранящихся в Национальном Банке Казахстана; простых и переводных векселей в иностранной валюте; ценных бумаг, выпущенных и гарантированных иностранными правительствами или международными финансовыми организациями; других внешних активов, деноминированных в иностранной валюте, при условии обеспечения ликвидности и сохранности таких активов. Национальный Банк Казахстана определяет структуру золотовалютных активов и их размещение (ст.58).

В ст. 31-36 регламентируются инструменты денежно-кредитной политики Национального Банка. Так

1) согласно ст.31 Национальный Банк Казахстана устанавливает официальную ставку рефинансирования в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложения по займам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий;

2) согласно ст. 32 в целях регулирования объемов и ставок вознаграждения по депозитам и займам банков Национальным Банком Казахстана используются нормативы минимальных резервных требований. Нормативы минимальных резервных требований рассчитываются Национальным Банком Казахстана как процент от суммы обязательств банков;

3) Национальным Банком Казахстана в рамках общей денежно-кредитной политики осуществляется покупка и продажа государственных и других ценных бумаг (ст.33);

4) Национальный Банк Казахстана устанавливает ставки вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики в целях воздействия на рыночные ставки вознаграждения на финансовом рынке в рамках осуществляемой денежно-кредитной политики (ст.34);

5) Национальный Банк Казахстана регулирует общий объем заимствования банков в соответствии с принятыми ориентирами денежно-кредитной политики (ст.35);

6) Согласно ст.36 в рамках общей денежно-кредитной политики Национальным Банком Казахстана проводятся валютные интервенции. Валютные интервенции Национального Банка Казахстана осуществляются самостоятельно путем купли-продажи иностранной валюты и проведения других видов валютных сделок на межбанковском или биржевом рынке с целью воздействия на курс казахстанского тенге.

Вышеуказанный закон регламентирует участие Национального Банка Казахстана в регулировании и надзоре за деятельностью финансовых организаций. Так согласно ст.61 НацБанк применяет меры воздействия и санкции в пределах своей компетенции к банкам и организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций. Регулирующие функции Национального Банка Казахстана направлены на содействие обеспечению стабильности финансовой системы Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана осуществляет лицензирование, контроль и надзор за финансовыми организациями в соответствии со ст.62 Закона РК «О Национальном банке Республики Казахстан». Регулирующие и надзорные функции Национального Банка в отношении банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы Республики Казахстан, защиту интересов кредиторов банков, их вкладчиков и клиентов.

2.2. Закон РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31.08.1995 №2444 (с изменениями и дополнениями) регламентирует: порядок создания банков и осуществления их деятельности; регулирование деятельности банков; требования к проведению учета и отчетности банков; порядок проведения аудита банков; особенности реорганизации, консервации и ликвидации банков.

Согласно ст.1 данного Закон: «Банк -юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, которое в соответствии с законодательством правомочно осуществлять банковскую деятельность».

Согласно ст.16 вышеуказанного Закона уставный капитал банка формируется в национальной валюте Республики Казахстан за счет продажи акций. Акции банка при размещении должны быть оплачены исключительно деньгами. Уставный капитал вновь созданного банка должен быть оплачен его акционерами на пятьдесят процентов к моменту его регистрации и полностью - в течение одного календарного года со дня его регистрации.

В целях защиты интересов кредиторов банка и обеспечения устойчивости банковской системы Республики уполномоченный орган вправе по согласованию с Правительством Республики Казахстан, в случае наличия у банка в течение трех последовательных календарных месяцев отрицательного размера капитала, осуществить принудительный выкуп акций банка с условием их обязательной последующей незамедлительной реализации по цене приобретения новому инвестору, гарантирующему необходимое улучшение финансового положения банка (ст.17).

Согласно ст. 41 РК «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» в целях обеспечения финансовой устойчивости банков, защиты интересов их депозиторов, а также поддержания стабильности денежно-кредитной системы Республики Казахстан Национальный Банк осуществляет регулирование деятельности банков, в том числе путем:

установления пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению банками норм и лимитов, провизии против сомнительных и безнадежных активов;

издания обязательных к исполнению банками нормативных правовых актов;

проверок деятельности банков;

выдачи рекомендаций по оздоровлению финансового положения банка;

применения к банкам ограниченных мер воздействия;

наложения санкций на банки или их должностные лица.

2.3. Закон РК «О Валютном регулировании и валютном контроле» от 13.06.2005 регламентирует отношения, возникающие в области валютных операций. Валютное регулирование и валютный контроль является составной частью денежно-кредитного регулирования экономики.

Согласно ст. 4 данного Закона целью валютного регулирования является содействие государственной политике по достижению устойчивого экономического роста и обеспечению экономической безопасности.

Задачами валютного регулирования являются:

1) установление порядка обращения валютных ценностей в Республике Казахстан;

2) создание условий для дальнейшей интеграции Республики Казахстан в мировую экономику;

3) обеспечение информационной базы по валютным операциям и потокам капитала.

Согласно ст.5 основным органом валютного регулирования в Республике Казахстан является Национальный Банк Республики Казахстан. Правительство Республики Казахстан и иные государственные органы осуществляют валютное регулирование в пределах своей компетенции.

Национальный Банк Республики Казахстан как основной орган валютного регулирования устанавливает:

1) требования к осуществлению резидентами деятельности, связанной с использованием валютных ценностей;

2) порядок осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, в том числе режимы валютного регулирования:

лицензирования;

регистрации;

уведомления;

3) порядок осуществления мониторинга валютных операций нерезидентов, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан (валютный мониторинг);

4) формы учета и отчетности по валютным операциям, обязательные для исполнения всеми резидентами и нерезидентами, по согласованию с уполномоченными государственными органами в соответствии с их компетенцией.

Согласно ст.6 лицензированию Национальным Банком Республики Казахстан подлежат следующие виды деятельности, связанной с использованием валютных ценностей:

1) осуществление розничной торговли и оказание услуг за наличную иностранную валюту;

2) организация обменных операций с иностранной валютой

В соответствии со ст.11 Национальным Банком Республики Казахстан осуществляется валютный мониторинг в целях оценки устойчивости платежного баланса Республики Казахстан.

Основными задачами валютного мониторинга являются:

1) создание информационной базы по валютным операциям, осуществляемым объектами валютного мониторинга;

2) совершенствование статистики, анализа и прогноза платежного баланса, внешнего долга и международной инвестиционной позиции Республики Казахстан.

2. Объектами валютного мониторинга являются филиалы и представительства юридических лиц-нерезидентов, действующие на территории Республики Казахстан более одного года.

В соответствии со ст.27 Закона РК «О Валютном регулировании и валютном контроле» целью валютного контроля является обеспечение соблюдения законодательства Республики Казахстан резидентами и нерезидентами Республики Казахстан при проведении ими валютных операций.

Задачами валютного контроля являются:

1) определение соответствия проводимых валютных операций законодательству Республики Казахстан;

2) проверка обоснованности платежей по валютным операциям и наличия необходимых для их осуществления документов;

3) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Валютный контроль в Республике Казахстан осуществляется Национальным банком Республики Казахстан, иными государственными органами в пределах полномочий, установленных законами Республики Казахстан (ст.28).

3.1. Размеры уставного капитала, достаточности собственных средств банков, нормативов их ликвидности и других обязательных нормативов банков, устанавливаемых с целью регулирования деятельности банков, обеспечения стабильности денежно-кредитной системы регламентируются Постановлением Правления Национального Банка РК от 23.05.1997 «О правилах о пруденциальных нормативов» (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правления Национального Банка РК). В состав пруденциальных нормативов, устанавливаемых Национальным Банком входят:

-минимальный размер уставного капитала банка;

-коэффициент достаточности собственного капитала;

-максимальный размер риска на одного заемщика;

-коэффициент ликвидности;

-лимиты открытой валютной позиции;

-коэффициент максимального размера инвестиций банка в основные средства и другие нефинансовые активы

1) Минимальный размер уставного капитала банка устанавливается Правлением Национального Банка и не должен быть менее 2 млрд.тенге (см.Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 2 июня 2001 года N 190 «О минимальных размерах уставного и собственного капиталов банков второго уровня»)

Банк может выкупать у акционеров собственные акции только при условии, что выкуп акций будет произведен по цене не ниже номинальной, а также, если такой выкуп не приведет к нарушению любого из пруденциальных нормативов и других обязательных к исполнению норм и лимитов.

2) Коэффициент достаточности собственных средств. Собственный капитал (К) рассчитывается как сумма капитала I уровня и капитала II уровня (в размере, не превышающем капитал I уровня) за вычетом инвестиций банка в акции и субординированный долг других юридических лиц. Капитал первого уровня (КI) включает следующие компоненты:

1) оплаченный уставный капитал в пределах зарегистрированного (счет 3001 плюс счет 3025 минус счета 3002, 3003, 3026 и 3027);

2) дополнительный капитал (счет 3101);

3) фонды, резервы, сформированные за счет чистого дохода прошлых лет, нераспределенный чистый доход прошлых лет (счета 3510, 3580, 3599);

минус:

4) нематериальные активы (счет 1659 минус счет 1699);

5) убытки прошлых лет (счет 3599);

6) превышение расходов текущего года над доходами текущего года.

Капитал второго уровня (КII) включает следующие компоненты:

1) превышение доходов текущего года над расходами текущего года;

2) переоценка основных средств и ценных бумаг (счета 3540, 3560);

3) общие резервы (провизии) (счета 1465, 1469) в сумме, не превышающей 1,25% суммы активов, взвешенных с учетом риска;

4) субординированный срочный долг (счет 2402 и счет 2401 в части субординированного срочного долга с первоначальным сроком погашения свыше 5 лет) в сумме, не превышающей 50% суммы капитала первого уровня.

Достаточность собственных средств (собственного капитала) характеризуется двумя коэффициентами:

1)отношением собственного капитала первого уровня за вычетом инвестиций банка в акции и субординированный долг других юридических лиц (счета 1471, 1472, 1475, 1451) к сумме активов банка (kl)

Отношение собственного капитала банка первого уровня к сумме всех его активов должно быть не менее 0,06.

KI - ИК kl = -------, где A

KI - собственный капитал первого уровня;

ИК - инвестиции банка в акции и субординированный долг других юридических лиц;

А - сумма всех активов в соответствии с консолидированным балансом банка.

2) Отношением собственного капитала к сумме активов и внебалансовых обязательств, взвешенных по степени риска (k2).

Отношение собственного капитала банка к сумме его активов, взвешенных по степени риска, должно быть не менее 0,12.

К к2 = ---------, где Ар - Пс

К - собственный капитал

Ар - сумма активов и внебалансовых обязательств, взвешенных по степени риска. При расчете активов, взвешенных по степени риска, в подсчет не берутся деньги, принятые на хранение в банк на основании кастодиального договора;

Пс - специальные резервы (сформированные провизии по сомнительным с повышенным риском и безнадежным активам) плюс сумма сформированных общих резервов, не включенная в собственный капитал (т.е. превышающая 1,25% суммы активов, взвешенных с учетом риска).

3) Максимальный размер риска на одного заемщика

Размер риска на одного заемщика, в том числе банка (Р), рассчитывается как совокупная задолженность одного заемщика банка по любому виду обязательства перед банком, в т.ч. по ссуде, овердрафту, векселю, приобретенным банком облигациям, факторингу, форфейтингу, лизингу, депозиту плюс сумма внебалансовых обязательств банка к данному заемщику, несущих кредитные риски (документально оформленные, возникающие в течение текущего и 2-х последующих месяцев), а также принятого банком за него обязательства в пользу третьих лиц (гарантия, поручительство, аккредитив), минус сумма обеспечения по обязательствам заемщика в виде денег на срочном депозите в данном банке, государственных ценных бумаг Республики Казахстан, аффинированных драгоценных металлов, гарантий Правительства Республики Казахстан, а также гарантий других банков, имеющих долгосрочный, краткосрочный и индивидуальный рейтинг не ниже рейтинга "А" любого из рейтинговых агентств, перечень которых устанавливается Правлением Национального Банка Республики Казахстан.

Отношение размера риска на одного заемщика по его обязательствам к собственному капиталу банка (k3=Р/К) не должно превышать:

-для заемщиков, являющихся лицами, связанными с банком особыми отношениями, - 0,10. Сумма рисков по заемщикам, связанным с банком особыми отношениями, не должна превышать размера собственного капитала банка;

-для прочих заемщиков - 0,25 (в том числе не более 0,10 по бланковым кредитам, включая необеспеченные внебалансовые обязательства, а также по кредитам, предоставленным нерезидентам Республики Казахстан, зарегистрированным на территории оффшорных зон).

4) Коэффициент текущей ликвидности

В целях контроля за ликвидностью банки должны представлять расчет коэффициента текущей ликвидности, который рассчитывается как отношение среднемесячной величины высоколиквидных активов к среднемесячной величине обязательств до востребования. Минимальное значение коэффициента текущей ликвидности устанавливается Правлением Национального Банка.

Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается следующим образом:

К4 = Аср./Оср., где

Аср. - среднемесячная величина активов;

Оср. - среднемесячная величина обязательств до востребования;

К4 - коэффициент текущей ликвидности (должен быть не менее0,3)

При наличии у банка в течение отчетного периода просроченных обязательств перед кредиторами и депозиторами (2038, 2058, 2059, 2068, 2225, 2749) норматив ликвидности считается невыполненным, независимо от расчетного значения коэффициента ликвидности, определяемого на среднемесячной основе.

5) Лимиты открытой валютной позиции

Лимиты открытой валютной позиции (длинной либо короткой) по любой иностранной валюте, длинной валютной позиции по иностранным валютам стран, не являющихся членами ОЭСР, и валютной нетто-позиции устанавливаются Правлением Национального Банка.

Лимиты открытой валютной позиции по иностранным валютам рассчитываются путем определения разницы между абсолютными суммами на счетах требований и обязательств в иностранной валюте (тенге с фиксацией валютного курса) по балансовым счетам с корректировкой на суммы условных и возможных требований и обязательств банка по сделкам с иностранной валютой и хеджируемым инструментам в иностранной валюте (тенге с фиксацией валютного курса).

Лимит открытой валютной позиции (длинная, короткая) по любой иностранной валюте не должен превышать 30 % величины собственного капитала. Валютная позиция НЕТТО не должна превышать 50%. Лимит длинной валютной позиции стран не являющихся членами ОСЭР устанавливается 15 %.

При превышении установленных лимитов открытой валютной позиции в течение отчетной недели по любой иностранной валюте отдельно, к банку применяется санкция в виде уменьшения лимита открытой валютной позиции и лимита нетто-позиции до 5% в течение трех недель.

При превышении установленных лимитов открытой валютной позиции более 3 раз в течение двух отчетных недель по любой иностранной валюте, к банку применяются санкции в виде штрафов или ограничения лицензии на проведение отдельных банковских операций.

Не считается нарушением лимитов открытой валютной позиции по отдельно взятой иностранной валюте превышение установленных лимитов в пределах 0-0,09%.

6) Коэффициент максимального размера инвестиций банка в основные средства и другие нефинансовые активы

Отношение размера инвестиций банка в основные средства и другие нефинансовые активы к собственному капиталу (k5) не должно превышать 0,5:

И

k5 = -------, где

К

И - сумма инвестиций в основные средств и другие нефинансовые активы.

Ежемесячно, не позднее 8 числа месяца, следующего за отчетным, банки должны предоставлять в Департамент банковского надзора Национального банка справки с расчетом коэффициентов k1, k2, k3, k4, k5

3.2. Постановление Правления Национального Банка РК от 27.05.2006 № 38«Об утверждении Правил о минимальных резервных требованиях» Минимальные резервные требования - это обязательная доля от суммы обязательств банка, которую банк поддерживает в виде наличных тенге в своей кассе и денег на корреспондентских счетах в Национальном Банке в национальной и свободно-конвертируемой валютах (резервные активы).

Для определения минимальных резервных требований для каждого банка используются нормативы минимальных резервных требований.

Нормативы минимальных резервных требований - это доля в процентах от суммы обязательств, перечень которых установлен вышеназванными Правилами.

Структуру обязательств банка (далее - резервные обязательства), принимаемых для расчета минимальных резервных требований, составляют внутренние и иные обязательства банка.

Внутренние обязательства банка - это обязательства банка перед резидентами по балансовым счетам.

Иные обязательства банка включают:

1) обязательства банка перед нерезидентами по балансовым счетам

2) обязательства банка по балансовым счетам.

Нормативы минимальных резервных требований устанавливаются постановлением Правления Национального Банка отдельно по внутренним и иным обязательствам.

Минимальные резервные требования на определенную дату рассчитываются банком, как сумма резервных требований по внутренним обязательствам, которые рассчитываются путем умножения значения норматива резервных требований по внутренним обязательствам на величину внутренних обязательств на определенную дату, и резервных требований по иным обязательствам, которые рассчитываются путем умножения значения норматива резервных требований по иным обязательствам на величину иных обязательств банка на определенную дату.

1. Современные теории денег.

2. Понятие и структура денежной массы. Денежные агрегаты

3. Закон денежного обращения

4. Сущность и значение денежного мультипликатора. Эффект самовозрастания денег.

1. В зависимости от оценки роли денег и денежной системы в развитии экономики существуют различные теории денег. Различают три основные теории денег- металлическую, номиналистическую, количественную. Металлическая теория денег возникла в Англии в XVI-XVII в.в. одним из основоположником теории являлся У.Стаффорд. Сторонники этой теории не видели необходимости и закономерности замены полноценных денег (металлических) бумажными, поэтому они выступали против бумажных денег. Согласно данной теории-деньги имеют внутреннюю ценность (цена денежной единицы- цена ее золотого содержания), деньгам присущи функции меры стоимости, средства обращения и средства накопления.

Номиналистическая теория денег возникла в XVII-XVIII в.в., первые представители- Дж.Беркли, Дж.Стюарт. Положения номинализма во многом определяются переходом к бумажно-денежному обращению. Исходя из бумажно-денежного обращения номиналисты заключают, что деньги по своей природе - не имеющая стоимости идеальная абстрактная количественная величина, которая в косвенной форме является измерителем ценности товаров. В косвенной форме т.к. сами деньги стоимости не имеют. В основе их теории лежат два положения:

- деньги создаются государством;

-стоимость денег определяется их номиналом, установленного государством.

Основной ошибкой представителей номинализма является положение о том, что стоимость денег определяется государством. Тем самым они отрицают трудовую теорию стоимости и товарную природу денег. Оторвав бумажные деньги от золота и от стоимости товара, номиналисты наделяли их «стоимостью», «покупательной силой», установленной государственным законодательством.

Заслуга номиналистов – первые попытки разработки кредитной теории. Номиналисты опирались на две функции денег - средства платежа и мера стоимости. Теория номинализма- это кредитно-денежная теория. Положения номиналистической теории были широко применены в экономической политике Германии, которая широко использовала эмиссию денег в годы первой мировой войны. Период гиперинфляции 20-х г.г. окончательно опроверг концепцию номинализма в теориях денег.

Основоположники количественной теории денег- Ж.Боден, Д.Юм, Дж. Милль, Ш.Монтескье. Сторонники этой теории видели в деньгах только средство обращения. Они ошибочно утверждали, что в процессе обращения обращения в результате столкновения денежной и товарной масс устанавливаются цены и определяется стоимость денег.

Основы современной количественной теории денег были заложены американским экономистом Ирвингом Фишером (1867-1947). Он отрицал трудовую стоимость, и выделял шесть факторов, от которых зависит «покупательная сила денег»:

-количество наличных денег в обращении;

-скорость обращения денег;

-средневзвешенный уровень цен;

-количество товаров;

-сумма банковских депозитов;

-скорость депозитно-чекового обращения.

Разновидностью количественной теории денег является монетаризм.

Монетаризм – экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Основоположником монетаризма является М.Фридмен.

Монетаристский подход к управлению экономикой широко использовался в США, Великобритании, ФРГ и других странах в период преодоления стагфляции 70-х - начала 80-х годов, а также в начале 90-х годов при переходе к рыночной экономике в России. Вершиной теоретических разработок монетаризма стали концепция стабилизации американской экономики и известная "рейганомика", реализация которых помогла США ослабить инфляцию и укрепить доллар.

В соответствии с монетаристской концепцией вмешательство государства в развитие экономики желательно и неизбежно, но не с целью корректировки рыночных механизмов кейнсианскими методами регулирования совокупного спроса, а для создания условий активизации конкурентных сил рынка при помощи рациональной денежной политики. В зависимости от реакции рынка на манипулирование денежной массой Фридмен и его последователи рассматривают две модели - краткосрочную и долгосрочную. В краткосрочном плане увеличение денежной массы ведет к понижению процентных ставок и расширению спроса, сокращению безработицы. Однако если увеличение предложения денег повторяется неоднократно в течение длительного времени, то это стимулирует рост объемов производства, продаж, доходов и спроса на деньги, что повышает ставку процента. Условием долгосрочного равновесия денежного рынка монетаризм считает соблюдение основного денежного закона, устанавливающего связь между долгосрочным темпом роста предложения денег и долгосрочным темпом роста реального продукта:

m = у + i,

где m - долгосрочный темп роста предложения денег; у - долгосрочный темп роста реального продукта; i - темп ожидаемой инфляции (контролируемый государством темп роста цен). Цель долгосрочной денежной политики - стабилизация инфляции и превращение ее в полностью прогнозируемую. С позиций монетаризма такая экономическая политика, ориентирующаяся не на краткосрочные изменения хозяйственной конъюнктуры, а на долгосрочные тенденции, наилучшим образом содействует поддержанию оптимальных темпов экономического роста. В настоящее время монетаризм уже не является полным антиподом кейнсианской концепции развития экономики. Сегодня существует некий кеинсианско-неоклассический синтез - самостоятельная теоретическая модель, аккумулирующая элементы обеих экономических теории.

2. Денежная масса- это сумма наличных и безналичных денежных средств, а также других средств платежа, обслуживающих хозяйственный оборот. Денежная масса- показатель, характеризующий денежный оборот.

В денежной массе различаются:

1) активные деньги, которые обслуживают наличный и безналичный оборот (к их числу относятся деньги повышенной эффективности);

2) пассивные деньги - те, которые потенциально могут быть использованы для расчетов (сюда относятся накопления, резервы, остатки на счетах, т.е. денежные средства на срочных и сберегательных вкладах в коммерческих банках, депозитные сертификаты и так называемые квазиденьги. Их нельзя использовать как покупательное и платежное средство, но они являются динамичным компонентом денежной массы.

Для регулирования денежной массы используются показатели ее объема и структуры денежной массы- денежные агрегаты, которые различаются шириной охвата тех иди иных финансовых активов и степенью их ликвидности.

Денежные агрегаты - один из показателей, используемых для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов ростов и объема денежной массы.

Национальный банк РК использует при формировании денежно-кредитной политики: М0, М1, М2, М3

-М0- наличные деньги в обращении (банкноты и монеты Нацбанка РК);

-М1- это М0 + депозиты населения и юридических лиц до востребования в тенге (переводимые), средства на расчетных, текущих счетах;

-М2-это М1+ срочные депозиты в тенге, депозиты населения и юридических лиц до востребования (переводимые) в иностранной валюте;

М3- это М2 + срочные депозиты в иностранной валюте + ценные бумаги на денежном рынке (в том числе коммерческие веселя), государственные ценные бумаги.

В разных странах число денежных агрегатов различно. В США, России используютя 4 агрегата, во Франции, Великобритании-два, в Японии и Германии-три.

Между агрегатами необходимо равновесие, иначе денежное обращение нарушается. В идеале М2+М3>М1.

На денежную массу влияют 2 фактора:

1. количество денег, связанных с эмиссией денег;

2. скорость оборота денег

Скорость оборота денег рассчитывается двумя методами:

1. Скорость денег по отношению к общественному продукту

V1=ВНП (ВВП,НД)/ДМ, где

ДМ-денежная масса

Этот показатель подчеркивает взаимосвязь между денежным обращением и процессами экономического развития.

2. Оборачиваемость денег в платежном обороте- свидетельствует о степени развития безналичных расчетов.

V2=Сумма средств на банковских счетах/среднегод.величина денежной массы в обращении

На скорость обращения денег влияют:

1. общеэкономические факторы (циклическое развитие производства, движение цен и т.д.);

2. денежный или монетарный факторы (структура платежного оборота, развитие кредитных операций, уровень ставок ссудных процентов);

3. другие факторы (периодичность выплаты доходов населения, равномерность расходования населением денег, уровень сбережений и накоплений).

Кроме денежной массы существует понятие денежной базы.

Денежная база – это сумма наличных денег (М0) и обязательные резервы коммерческих банков на корсчетах в Нацбанке. Эти деньги имеют не только большую ликвидность, но и показывают дееспособность Центрального Банка, его возможности выполнять свои обязательства. Эта категория денег может прямо контролироваться Центральным Банком, чего нельзя сказать о других элементах совокупной денежной массы.

З. Закон денежного обращения выражает экономическую взаимосвязь между

количеством, обращающихся товаров, уровнем их цен, скоростью обращения денег и количеством денег в обращении.

Факторы, влияющие на количество денег в обращении:

•количество, реализованных товаров (прямое влияние)

•уровень товарных цен (прямое)

• скорость обращения денег (обратное)

• степень развития кредита (обратное)

• степень развития безналичных расчетов (обратное)

Закон денежного обращения близок к формуле обмена Ирвинга Фишера:

M*V = P*Q M = PQ/V (зa год);

М - масса денег, которое необходимо стране для нормального денежного обращения;

Р - средний уровень цен на продаваемые в стране товары и услуги;

Q- общий объем продаж этих товаров и услуг за год;

V - скорость обращения денег (среднее число оборотов денежной массы за определенный период).

В реальности произвести подобные расчеты сложно, но данное уравнение выражает главные зависимости, складывающиеся в макроэкономике.

В теоретическом плане широко распространено убеждение, что воздействуя на V, можно отрегулировать цены и реальные размеры национального дохода. Однако для этого надо создать конкретный механизм государственного регулирования денежного обращения.

В условиях золото - монетного стандарта закон денежного обращения не нарушался, т.к. действовал механизм сокровищ.

В условиях бумажно - денежного обращения действие закона денежного обращения проявляется в том, что в случае его нарушения рынок реагирует на это нарушение повышением цен на товары (подтягивая потребности товарооборота в деньгах к денежной массе). Под нарушением закона денежного обращения понимается явление когда денежная масса не соответствует потребности товарооборота в день. Нарушение закона денежного обращения ведет к обесцениванию денег.

4. Для обоснования пределов роста денежной массы (М2) и для прогнозирования предложения денег используется денежный мультипликатор, характеризующий возможное увеличение денежной массы без отрицательных последствий для роста цен и инфляции. Его величина определяется

N= М / В,

где N-денежный мультипликатор;

М- денежная масса (М2);

В- денежная база (резервные деньги) – наличные деньги вне Национального Банка РК, депозиты банков второго уровня в Национальном Банке. С другой стороны денежная база-это чистые денежные обязательства Национального банка: кредиты Национального Банка Правительству (размещенные в Нацбанке государственные ценные бумаги), чистые иностранные активы Нацбанка, прочие чистые активы, кредиты Нацбанка коммерческим банкам и т.д.)

Денежный мультипликатор показывает, как увеличивается денежная база с ростом денежной массы. Пример: денежный мультипликатор равен 3, это значит, что каждый тенге денежной базы обладает способностью создавать денежную массу суммой 3 тенге.

Денежный мультипликатор зависит от следующих коэффициентов: отношение резервов коммерческих банков к общей сумме депозитов (срочных и до востребования); отношение суммы наличных денег в обращении к депозитам до востребования (зависит от уровня процентных ставок и распределения доходов); соотношения срочных депозитов и депозитов до востребования (зависит от уровня процентных ставок по срочным депози там).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: