Ши­зо­и­д­ный тип

На­зва­ние "ши­зо­ид" обы­ч­но при­пи­сы­ва­е­т­ся Kretschmer (1921), хо­тя впе­р­вые бы­ло упо­т­ре­б­ле­но в 1917 г. Эль­ми­ге­ром (цит. по Т. И. Юди­ну, 1926), но имен­но бла­го­да­ря пе­р­во­му оно ста­ло на­и­бо­лее ра­с­п­ро­с­т­ра­нен­ным для обо­з­на­че­ния это­го ти­па ха­ра­к­те­ра...

На­и­бо­лее су­ще­с­т­вен­ной че­р­той дан­но­го ти­па счи­та­е­т­ся за­мкну­тость (Kahn; 1926), от­го­ро­жен­ность от окру­жа­ю­ще­го, не­спо­со­б­ность или не­же­ла­ние уста­на­в­ли­вать ко­н­та­к­ты, сни­же­ние по­тре­б­но­с­ти в об­ще­ни­и...

... Ши­зо­и­д­ные че­р­ты вы­я­в­ля­ю­т­ся ра­нь­ше, чем осо­бен­но­с­ти ха­ра­к­те­ра всех дру­гих ти­пов. С пе­р­вых де­т­с­ких лет по­ра­жа­ет ре­бе­нок, ко­то­рый лю­бит иг­рать один, не тя­не­т­ся к све­р­с­т­ни­кам, из­бе­га­ет шу­м­ных за­бав, пред­по­чи­та­ет де­р­жать­ся сре­ди взро­с­лых, ино­г­да по­до­лгу мо­л­ча слу­ша­ет их бе­се­ды. К это­му ино­г­да до­ба­в­ля­е­т­ся ка­кая-­то хо­ло­д­ность и не­де­т­с­кая сде­р­жан­ность...

По­дро­с­т­ко­вый пе­ри­од яв­ля­е­т­ся са­мым тя­же­лым для ши­зо­и­д­ной пси­хо­па­ти­и.

С на­сту­п­ле­ни­ем по­ло­во­го со­з­ре­ва­ния все че­р­ты ха­ра­к­те­ра вы­с­ту­па­ют с осо­бой яро­с­ть­ю. За­мкну­тость, от­го­ро­жен­ность от све­р­с­т­ни­ков бро­са­ю­т­ся в гла­за. Ино­г­да ду­хо­в­ное оди­но­че­с­т­во да­же не тя­го­тит ши­зо­и­д­но­го по­дро­с­т­ка, ко­то­рый жи­вет в сво­ем ми­ре, сво­и­ми не­об­ыч­ны­ми для дру­гих ин­те­ре­са­ми и увле­че­ни­я­ми, от­но­сясь со сни­с­хо­ди­те­ль­ным пре­не­б­ре­же­ни­ем или яв­ной не­при­язнью ко все­му, что на­по­л­ня­ет жизнь дру­гих по­дро­с­т­ков. Но ча­ще же ши­зо­и­ды стра­да­ют са­ми от сво­ей за­мкну­то­с­ти, оди­но­че­с­т­ва, не­спо­со­б­но­с­ти к об­ще­нию, не­во­з­мо­ж­но­с­ти на­й­ти се­бе дру­га по ду­ше. Не­уда­ч­ные по­пы­т­ки за­вя­зать при­яте­ль­с­кие от­но­ше­ния, ми­мо­зо­по­до­б­ная чув­с­т­ви­те­ль­ность в мо­ме­н­ты их по­ис­ка, бы­с­т­рая ис­то­ща­е­мость в ко­н­та­к­те ("не знаю о чем еще го­во­рить") не­ре­д­ко по­бу­ж­да­ют к еще бо­ль­ше­му ухо­ду в се­бя.

Не­до­ста­ток ин­ту­и­ции про­яв­ля­е­т­ся от­сут­с­т­ви­ем "не­по­с­ред­с­т­вен­но­го чу­тья дей­с­т­ви­те­ль­но­с­ти" (Ган­ну­ш­кин, 1933), не­уме­ни­ем про­ни­к­нуть в чу­жие пе­ре­жи­ва­ния, уга­дать же­ла­ния дру­гих, до­га­дать­ся о не­при­я­з­нен­ном от­но­ше­нии к се­бе или, на­обо­рот, о сим­па­тии и ра­с­по­ло­же­нии, уло­вить тот мо­мент, ко­г­да не сле­ду­ет на­вя­зы­вать свое при­сут­с­т­вие и ко­г­да, на­обо­рот, на­до вы­с­лу­шать, по­со­чув­с­т­во­вать, не ос­та­в­лять со­бе­се­д­ни­ка с са­мим со­бой.

К де­фи­ци­ту ин­ту­и­ции сле­ду­ет до­ба­вить те­с­но с ним свя­зан­ный не­до­ста­ток со­пе­ре­жи­ва­ния - не­уме­ние ра­з­де­лять ра­дость и пе­чаль дру­го­го, по­нять оби­ду, про­чув­с­т­во­вать чу­жое во­л­не­ние и бе­с­по­кой­с­т­во. Ино­г­да это обо­з­на­ча­ют как сла­бо­сть эмо­ци­о­на­ль­но­го ре­зо­на­н­са. Не­до­ста­ток ин­ту­и­ции и со­пе­ре­жи­ва­ния обу­с­ло­в­ли­ва­ет, ве­ро­я­т­но, то, что на­зы­ва­ют хо­ло­д­но­с­тью ши­зо­и­дов. Их по­сту­п­ки мо­гут быть же­с­то­ки­ми, что ско­рее свя­за­но с не­спо­со­б­но­с­тью вчув­с­т­во­вать­ся в стра­да­ния дру­гих, чем же­ла­ни­ем по­лу­чить са­ди­с­ти­че­с­кое на­сла­ж­де­ни­е. К га­м­ме ши­зо­и­д­ных осо­бен­но­с­тей мо­ж­но до­ба­вить не­уме­ние убе­ж­дать сво­и­ми сло­ва­ми дру­гих (Ка­ме­не­ва, 1974).

Вну­т­рен­ний мир по­чти все­гда за­крыт от по­сто­рон­них взо­ров. Лишь пе­ред не­м­но­ги­ми из­б­ран­ны­ми за­на­вес мо­жет вне­за­п­но при­по­д­нять­ся, но ни­ко­г­да не до кон­ца, и столь же не­ждан­но вновь упасть. Ши­зо­ид не­ре­д­ко ра­с­к­ры­ва­е­т­ся пе­ред лю­дь­ми ма­ло­зна­ко­мы­ми, да­же слу­чай­ны­ми, но чем-­то им­по­ни­ру­ю­щи­ми его при­хо­т­ли­во­му вы­бо­ру. Но он мо­жет на­все­г­да ос­тать­ся скры­той, не­по­ня­т­ной ве­щью в се­бе для бли­з­ких или тех, кто зна­ет его мно­го лет. Бо­гат­с­т­во вну­т­рен­не­го ми­ра свой­с­т­вен­но да­ле­ко не всем ши­зо­и­д­ным по­дро­с­т­кам и, ко­не­ч­но, свя­за­но с опре­де­лен­ным ин­тел­ле­к­том или та­ла­н­том. По­это­му да­ле­ко не ка­ж­дый из них мо­жет по­слу­жить ил­лю­с­т­ра­ци­ей слов (Kretschmer, 1921) о по­до­бии ши­зо­и­дов "ли­шен­ным укра­ше­ний ри­м­с­ким вил­лам, ста­в­ни ко­то­рых за­кры­ты от яр­ко­го со­л­н­ца, но в су­ме­р­ках ко­то­рых спра­в­ля­ю­т­ся ро­с­ко­ш­ные пи­ры". Но во всех слу­ча­ях вну­т­рен­ний мир ши­зо­и­дов бы­ва­ет за­по­л­нен увле­че­ни­я­ми и фа­н­та­зи­я­ми...

Не­до­сту­п­ность вну­т­рен­не­го ми­ра и сде­р­жан­ность в про­яв­ле­нии чувств де­ла­ют не­по­ня­т­ны­ми и нео­жи­дан­ны­ми для окру­же­ния мно­гие по­сту­п­ки ши­зо­и­дов, ибо все, что им пред­ше­с­т­во­ва­ло, - весь ход пе­ре­жи­ва­ний и мо­ти­вов - ос­та­лось скры­тым. Не­ко­то­рые вы­хо­д­ки но­сят ха­ра­к­тер чу­да­че­с­т­ва, но, в от­ли­чие от ис­те­ро­и­дов, они не слу­жат це­ли при­влечь в се­бе все­об­щее вни­ма­ни­е.

Ре­а­к­ция эма­н­си­па­ции не­ре­д­ко про­яв­ля­е­т­ся ве­сь­ма сво­е­о­б­ра­з­но. Ши­зо­и­д­ный по­дро­с­ток мо­жет до­л­го те­р­петь ме­ло­ч­ную опе­ку в бы­ту, по­дчи­нять­ся уста­но­в­лен­но­му для не­го ра­с­по­ря­д­ку жи­з­ни и ре­жи­му, но ре­а­ги­ро­вать бу­р­ным про­те­с­том на ма­лей­шую по­пы­т­ку вто­р­г­нуть­ся без по­зво­ле­ния в мир его ин­те­ре­сов, увле­че­ний и фа­н­та­зий. Вме­с­те с тем эма­н­си­па­ци­он­ные уст­ре­м­ле­ния лег­ко мо­гут обо­ра­чи­вать­ся со­ци­а­ль­ной нон­кон­фо­р­м­но­с­тью - не­го­до­ва­ни­ем по по­во­ду су­ще­с­т­ву­ю­щих пра­вил и по­ряд­ков, на­сме­ш­ка­ми над ра­с­п­ро­с­т­ра­нен­ны­ми во­к­руг иде­а­ла­ми, ду­хо­в­ны­ми цен­но­с­тя­ми, ин­те­ре­са­ми, зло­пы­ха­те­ль­с­т­вом по по­во­ду "от­сут­с­т­вия сво­бо­ды". По­до­бно­го ро­да су­ж­де­ния мо­гут до­л­го и скры­т­но вы­на­ши­вать­ся и нео­жи­дан­но для окру­жа­ю­щих ре­а­ли­зо­вать­ся в пу­б­ли­ч­ных вы­с­ту­п­ле­ни­ях или ре­ши­те­ль­ных дей­с­т­ви­ях. За­ча­с­тую по­ра­жа­ет пря­мо­ли­ней­ная кри­ти­ка дру­гих лиц без уче­та ее по­след­с­т­вий для се­бя.

Как пра­ви­ло, ши­зо­и­д­ные по­дро­с­т­ки сто­ят осо­б­ня­ком от ком­па­ний све­р­с­т­ни­ков. Их за­мкну­тость за­тру­д­ня­ет всту­п­ле­ние в гру­п­пу, а их не­по­да­т­ли­вость об­ще­му вли­я­нию, об­щей ат­мо­с­фе­ре, их не­ко­н­фо­р­м­ность не по­зво­ля­ют ни слить­ся с гру­п­пой, ни по­дчи­нить­ся ей. По­пав же в по­дро­с­т­ко­вую гру­п­пу, не­ре­д­ко слу­чай­но, они ос­та­ю­т­ся' в ней бе­лы­ми во­ро­на­ми. Ино­г­да они по­две­р­га­ю­т­ся на­сме­ш­кам и да­же же­с­то­ким пре­сле­до­ва­ни­ям со сто­ро­ны све­р­с­т­ни­ков, ино­г­да же, бла­го­да­ря сво­ей не­за­ви­си­мо­с­ти, хо­ло­д­ной сде­р­жан­но­с­ти, нео­жи­дан­но­му уме­нию по­сто­ять за се­бя, они вну­ша­ют ува­же­ние и за­ста­в­ля­ют со­б­лю­дать ди­с­та­н­ци­ю. Ус­пех в гру­п­пе све­р­с­т­ни­ков мо­жет ока­зать­ся в сфе­ре со­к­ро­вен­ных ме­ч­та­ний ши­зо­и­д­но­го по­дро­с­т­ка. В сво­их фа­н­та­зи­ях он тво­рит по­до­бные гру­п­пы, где за­ни­ма­ет по­ло­же­ние во­ж­дя и лю­би­м­ца, где чув­с­т­ву­ет се­бя сво­бо­д­но и лег­ко и по­лу­ча­ет те эмо­ци­о­на­ль­ные ко­н­та­к­ты, ко­то­рых не до­ста­ет ему в ре­а­ль­ной жи­з­ни.

Ре­а­к­ция увле­че­ния у ши­зо­и­д­ных по­дро­с­т­ков вы­с­ту­па­ет обы­ч­но яр­че, чем все дру­гие спе­ци­фи­че­с­кие по­ве­де­н­че­с­кие ре­а­к­ции это­го во­з­ра­с­та. Увле­че­ния не­ре­д­ко от­ли­ча­ю­т­ся не­об­ыч­но­с­тью, си­лой и устой­чи­во­с­ть­ю. Ча­ще все­го при­хо­ди­т­ся встре­чать ин­тел­ле­к­ту­а­ль­но-­эс­те­ти­че­с­кие хо­б­би. Бо­ль­шин­с­т­во ши­зо­и­д­ных по­дро­с­т­ков лю­бит кни­ги, по­гло­ща­ют их за­по­ем, чте­нию пред­по­чи­та­ют все дру­гие ра­з­в­ле­че­ни­я. Вы­бор для чте­ния мо­жет быть стро­го из­би­ра­те­ль­ным - то­ль­ко опре­де­лен­ная эпо­ха из ис­то­рии, то­ль­ко опре­де­лен­ный жанр ли­те­ра­ту­ры, опре­де­лен­ное те­че­ние в фи­ло­со­фии и т. п. Во­о­б­ще в ин­тел­ле­к­ту­а­ль­но-­эс­те­ти­че­с­ких хо­б­би по­ра­жа­ет при­хо­т­ли­вость вы­бо­ра пред­ме­та. Нам при­хо­ди­лось встре­чать у со­в­ре­мен­ных по­дро­с­т­ков увле­че­ние са­н­с­к­ри­том, ки­тай­с­ки­ми ие­ро­г­ли­фа­ми, дре­в­не­е­в­рей­с­ким язы­ком, сри­со­вы­ва­ни­ем пор­талов со­бо­ров и це­р­к­вей, ге­не­а­ло­ги­ей до­ма Ро­ма­но­вых, ор­ган­ной му­зы­кой, со­по­с­та­в­ле­ни­ем кон­сти­ту­ций ра­з­ных го­су­дарств и ра­з­ных вре­мен и т. д. и т.п. Все это ни­ко­г­да не де­ла­е­т­ся на­по­каз, а то­ль­ко для се­бя. Увле­че­ни­я­ми де­ля­т­ся, ес­ли встре­ча­ют ис­к­рен­ний ин­те­рес. Ча­с­то та­ят их, бо­ясь не­по­ни­ма­ния и на­сме­шек. При ме­нее вы­со­ком уро­в­не ин­тел­ле­к­та и эс­те­ти­че­с­ких при­тя­за­ний де­ло мо­жет огра­ни­чить­ся ме­нее изы­с­кан­ны­ми, но не ме­нее стран­ны­ми пред­ме­та­ми увле­че­ний...

На вто­ром ме­с­те сто­ят хо­б­би ма­ну­а­ль­но-­те­ле­с­но­го ти­па. Не­ук­лю­жесть, не­ло­в­кость, не­га­р­мо­ни­ч­ность мо­то­ри­ки, не­ре­д­ко при­пи­сы­ва­е­мая ши­зо­и­дам, встре­ча­е­т­ся да­ле­ко не все­гда, а упо­р­ное стре­м­ле­ние к те­ле­сно­му со­ве­р­шен­с­т­во­ва­нию мо­жет сгла­дить эти не­до­ста­т­ки. Си­с­те­ма­ти­че­с­кие за­ня­тия ги­м­на­с­ти­кой, пла­ва­ние, ве­ло­си­пед, упра­ж­не­ния йо­гов со­че­та­ю­т­ся обы­ч­но с от­сут­с­т­ви­ем ин­те­ре­са к ко­л­ле­к­ти­в­ным спор­ти­в­ным иг­рам. Ме­с­то увле­че­ний мо­гут за­ни­мать оди­но­кие мно­го­ча­со­вые пе­шие или ве­ло­си­пе­д­ные про­гу­л­ки. Не­ко­то­рым ши­зо­и­дам хо­ро­шо да­ю­т­ся то­н­кие ру­ч­ные на­вы­ки - иг­ра на му­зы­ка­ль­ных ин­с­т­ру­ме­н­тах, при­кла­д­ное ис­кус­с­т­во - все это та­к­же мо­жет со­с­та­вить пред­мет увле­че­ний...

Са­мо­оце­н­ка ши­зо­и­дов от­ли­ча­е­т­ся кон­с­та­та­ци­ей то­го, что свя­за­но с за­мкну­то­с­тью, оди­но­че­с­т­вом, тру­д­но­с­тью ко­н­та­к­тов, не­по­ни­ма­ни­ем со сто­ро­ны окру­жа­ю­щих. От­но­ше­ние к дру­гим про­бле­мам оце­ни­ва­е­т­ся го­ра­з­до ху­же. Про­ти­во­ре­чи­во­с­ти сво­е­го по­ве­де­ния они обы­ч­но не за­ме­ча­ют или не при­да­ют ей зна­че­ни­я. Лю­бят по­дче­р­ки­вать свою не­за­ви­си­мость и са­мо­сто­я­те­ль­ность...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: