Износ основных фондов

Экономическая сущность, понятие основных фондов, их классификация и структура.

Порядок лицензирования, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения

Организационно-правовые формы образователь-ных учреждений

По действующему законодательству учреждение представляет собой одну из организационно-правовых форм юридических лиц. Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, которая создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируется им полностью или частично.

Образовательные учреждения классифицируются по видам организационно-правовых форм. На сегодняшний день используют ведомственный одноуровневый классификатор Министерства образования и науки России, содержащий виды организационно-правовых форм образовательных учреждений (табл. 1).

Таблица 1.2

Классификатор организационно-правовых форм образовательных учреждений
Код организационно-правовой формы Наименование организационно-правовой формы
  Государственное образовательное учреждение
  Государственное образовательное учреждение субъекта Российской Федерации
  Муниципальное образовательное учреждение
  Негосударственное образовательное учреждение

Согласно ст. 50 ПС РФ все юридические лица подразделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие. В основе классификации в данном случае была принята цель деятельности юридического лица.

Юридические лица, осуществляющие свою деятельность с целью извлечения прибыли и распределения между участниками являются коммерческими юридическими лицами. Таким образом, предназначение коммерческих юридических лиц заключается в обогащения участников этих юридических лиц. Поэтому для всех коммерческих юридических лиц характерно наличие двух признаков: 1) направленность на извлечение прибыли; 2) распределение полученной прибыли между участниками юридического лица.

Некоммерческие организации создаются для удовлетворения духовных потребностей общества. Поэтому здесь весьма сложно уже изначально конструировать цель деятельности как получение прибыли. Предпринимательская деятельность некоммерческой организации осуществляется с целью дополнительного финансирования ее деятельности. В соответствии с п.З ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям. Следовательно, по первому критерию некоммерческие и коммерческие организации соотносятся между собой следующим образом. Для коммерческих организаций получение прибыли является основной целью деятельности, а достижение соответствующего общественного результата представляет собой второстепенную цель их деятельности. В то время как для некоммерческой организации основная цель состоит в достижении определенного общественного результата. Второстепенной целью является то, что некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли.

Следующим критерием разграничения коммерческой и некоммерческой организации является возможность распределения прибыли, полученной юридическим лицом,

между его участниками. Если коммерческая организация вправе прибыль распределять между его участниками, то участники некоммерческой организации такой возможностью не обладают (п.1 ст. 50 ГК РФ). Однако данный критерий в ряде случаев не может приниматься во внимание, поскольку не все коммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность и соответственно не получают прибыль, а значит ничего не распределяют. Наоборот, некоторые некоммерческие организации не только вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и получать прибыль, но и распределять ее между участниками.

Государственные и негосударственные вузы отличаются составом учредителей и источниками финансирования.

В соответствии со ст. 10 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» высшее учебное заведение создается и реорганизуется учредителем (учредителями) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учредителями государственных высших учебных заведений являются правительство Российской Федерации или органы исполнительной власти (администрации, правительства) субъектов Российской Федерации. Как правило, в наименовании государственного высшего учебного заведения указывается его организационно-правовая форма (Московский государственный университет, Московский государственный социальный университет и т. д.). Одна­ко имеются исключения. Например, старейший государственный вуз – Московский энергетический институт (технический университет) – не имеет в своем названии слова «государственный». Данный статус образовательного учреждения указан в лицензии, наличие которой является обязательным. Лицензия на право ведения образовательной

деятельности выдается высшему учебному заведению только федеральным (центральным) органом управления образованием, т. е. Министерством образования Российской Федерации (II, ст. 10, п. 4).

В лицензии наряду с наименованием высшего учебного заведения указывается его организационно-правовая форма (государственное образовательное учреждение, негосударственное образовательное учреждение, муниципальное образовательное учреждение).

Помимо самой лицензии существует приложение к ней, в котором указываются профессиональные образовательные программы (специальности, направления подготовки), по которым вуз имеет право вести образовательную деятельность.

В соответствии с действующим законодательством существуют три процедуры, регламентирующие деятельность высшего учебного заведения: лицензирование, аттестация и государственная аккредитация. Они тесно взаимосвязаны и каждая последующая процедура невозможна без предыдущей.

Лицензирование – это установление соответствия условий ведения образовательной деятельности федеральным и региональным требованиям. Содержание образования предметом лицензирования не является. Право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения) (I, ст. 33).

Лицензии на право ведения образовательной деятельности в области высшего и послевузовского профессионального образования выдаются федеральным (центральным) государственным органом управления высшим

профессиональным образованием (Министерством образования РФ) на основании заключений экспертной комиссии (II, ст. 10).

Аттестация – это установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Аттестация проводится государственной аттестационной службой (в настоящее время Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России). Соответствие содержания образовательного процесса и его учебно-методического обеспечения требованиям государственных образовательных стандартов производится на основе экспертной оценки, а соответствие качества подготовки выпускников – на основе педагогических измерений с применением диагностических материалов.

Первая аттестация вновь созданного высшего учебного заведения осуществляется по его заявлению (или по заявлению учредителя) после первого выпуска специалистов при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников (I, ст. 33). Аттестация вуза проводится один раз в пять лет.

Государственная аккредитация – это установление (подтверждение) государственного аккредитационного статуса (типа, вида) высшего учебного заведения.

Государственная аккредитация вуза проводится федеральным (центральным) государственным органом управления образованием (Министерством образования РФ).

Все документы, представленные для аккредитации, регистрируются аккредитационным органом и хранятся в течение срока действия свидетельства. Порядок рассмотрения документов при проведении аккредитации устанавливается аккредитационным органом. Период рассмотрения документов, проведения аккредитации и принятия соответствующего решения не должен превышать четырех месяцев.

Филиалы вуза, прошедшие аттестацию, проходят аккредитацию в составе высшего учебного заведения, структурным подразделением которого они являются.

По результатам государственной аккредитации высшее учебное заведение получает свидетельство, в котором указываются номер и дата выдачи, наименование вуза, его организационно-правовая форма, место нахождения, тип (высшее учебное заведение) и вид (институт, академия, университет), срок аккредитации, как правило 5 лет. Свидетельство не действительно без приложения. В приложении к свидетельству о государственной аккредитации указывается перечень профессиональных образовательных программ, по которым вуз имеет право выдавать документы государ­ственного образца. Свидетельство и приложение (приложения) к нему подписываются министром образова­ния Российской Федерации и заверяются гербовой печатью.

Наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации является основанием для отказа вузу в приеме документов.

Отрицательное заключение по результатам аттестации является основанием для отказа вузу в аккредитации.

Аккредитационный орган своим распорядительным документом может приостановить действие либо аннулировать выданное им свидетельство (лишить вуз аккредитации) полностью или по отдельным указанным в приложении к свидетельству, образовательным программам в случае:

а) представления учредителем (учредителями) или органом, осуществляющим полномочия учредителя, соответствующего заявления;

б) обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для аккредитации;

в) нарушения вузом требований законодательства Российской Федерации в области образования;

г) приостановления действия лицензии либо аннулирования ее;

д) получения отрицательного заключения по результатам аттестации, проведенной в период действия свидетельства;

е) предъявления рекламации государственного органа, проводившего аттестацию вуза.

В случае изменения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия свидетельства, его действие по решению аккредитационного органа может быть возобновлено.

Соответствующие распорядительные документы Аккредитационного органа доводятся до сведения вуза, учредителя (учредителей) или органа, осуществляющего полномочия учредителя, и органа управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого находится вуз.

Распорядительный документ аккредитационного органа об аннулировании свидетельства является основанием для исключения вуза из реестра аккредитованных вузов.

Повторная в течение двух лет рекламация государственного органа, осуществляющего аттестацию вузов, на качество образования и (или) несоответствие его требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта влечет за собой лишение вуза аккредитации, оформляемое распорядительным документом аккредитационного органа. Возобновление действия свидетельства в этом случае осуществляется в порядке, установленном для его получения.

В случае ликвидации или реорганизации вуза (слияния, присоединения, разделения, выделения), изменения его организационно - правовой формы, статуса аккредитация вуза утрачивает силу и выданное ранее свидетельство признается недействительным, о чем делается соответствующая запись в реестре аккредитованных вузов.

При проведении в период действия свидетельства реорганизации, ликвидации вуза он обязан представить в аккредитационный орган соответствующую информацию и вернуть свидетельство.

Решение об аккредитации вуза или об отказе в его аккредитации может быть обжаловано в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Сведения о вузах, прошедших аккредитацию и получивших свидетельства, с перечнем аккредитованных программ, а также сведения о вузах, действие свидетельства которых приостановлено или аннулировано, вносятся аккредитационным органом в реестр аккредитованных вузов и публикуются в периодических изданиях этого органа.

Тема 2. Основные средства образовательного учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: