Устройства защитного отключения

Быстродействующая защита, обеспечивающая автоматическое отключение установки в случае возникновения опасности электропоражения. Время срабатывания - сотые доли секунды.

В состав входит датчик и автоматический размыкатель. В зависимости от типа сигнала на кт реагирует датчик устройства могут быть реагирующие на напряжение на корпусе, ток короткого замыкания, напряжение и токи нулевой последовательности (рис. 9.16).

Отличительной особенностью УЗО от зануления – высокое быстродействие.

Применяется как защита от прямого прикосновения. В зависимости от типа сигнала, на которой реагирует датчик, УЗО могут быть реагирующие на напряжение на корпусе, на токи замыкания на землю и дифферинциальные – реагирующие на токи утечки изоляции.

Рис. 9.16. Структурная схема УЗО


10. Правовые вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Одним из условий обеспечения безопасности жизнедеятельности является выполнение требований правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих такую деятельность.

Основные законодательные документы.

Высшим законодательным актом Российской Федерации, в котором отражены вопросы безопасности жизнедеятельности, является Конституция Российской Федерации.

Конституционные принципы охраны труда отражены в статье 37: “Каждый имеет право на труд в условиях,отвечающих требованиям безопасности и гигиены”.

Вопросы охраны окружающей среды отражены в статье 42: “Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическими правонарушениями”.

Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих статей Конституции РФ, Трудового кодекса и издаваемых в соответствии с ними нормативных актов,.

Трудовой кодекс устанавливают гарантии осуществления права работника на охрану труда и обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Основные положения основ Трудового кодекса РФ об охране труда.

В Трудовом кодексе вопросам охраны труда посвящён раздел X, состоящий из четырёх глав с 33 по 36.

В главе 33 устанавливаются основные принципы государственной политики в области охраны труда.

Статья 210:

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

(см. текст в предыдущей редакции)

государственная экспертиза условий труда;

установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;

(см. текст в предыдущей редакции)

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

расследование и учёт несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

(см. текст в предыдущей редакции)

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

(см. текст в предыдущей редакции)

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;

(см. текст в предыдущей редакции)

организация государственной статистической отчётности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счёт средств работодателей.

(см. текст в предыдущей редакции)

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

В Главе 34 приведены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (статья 212) и обязанности работника в области охраны труда (статья 214), также предусмотрены обязательные медицинские осмотры для некоторых категорий работников (статья 213).

В главе 35 отражены государственные органы управления охраной труда (статья 216) и требования по организации охраны труда на предприятиях (статья 217).

Согласно статье 216 государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий (Федеральная служба по труду и занятости России (Роструд))

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий (Государственные инспекции по охране труда).

В целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников осуществляется государственная экспертиза условий труда (Государственная инспекция по охране труда) (см. текст в предыдущей редакции)

Согласно статье 217 на предприятиях численностью более 50 человек создаётся служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

В том случае, если численность работников менее 50 человек, то работодатель, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учётом специфики своей производственной деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют:

-) работодатель - индивидуальный предприниматель (лично),

-) руководитель организации,

-) другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Глава 36 посвящена в основном расследованию и учёту несчастных случаев на производстве.

Согласно статье 227 несчастными случаями на производстве признаются события, произошедшие:

в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы;

при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспортном средстве, предоставленном работодателем, либо на личном транспортном средстве в случае использования личного транспортного средства в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя;

при следовании к месту служебной командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте, а также при следовании по распоряжению работодателя к месту выполнения работы (поручения) и обратно, в том числе пешком;

при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и другие);

при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или несчастного случая.

Для расследования несчастного случая работодатель незамедлительно образует комиссию в составе не менее трёх человек (статья 229).

В состав комиссии включаются:

специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя,

представители работодателя,

представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда.

Комиссию возглавляет работодатель

(см. текст в предыдущей редакции)

При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжёлые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются:

государственный инспектор труда,

представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию),

представитель территориального объединения организаций профсоюзов,

а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили лёгкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трёх дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжёлые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлёкшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.

При групповом несчастном случае на производстве акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого пострадавшего отдельно.

При несчастном случае на производстве с застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве (статья 230).

Работодатель в трёхдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утверждённого им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве, по их требованию. Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем. При страховых случаях третий экземпляр акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования работодатель (его представитель) в трёхдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве направляет в исполнительный орган страховщика.

Методы учёта и анализа несчастных случаев.

Для анализа несчастных случаев на производстве применяют следующие методы:

1. Статистический;

2. Групповой;

3. Топографический;

4. Монографический;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: