Структура и план

Структура определяется предъявляемыми требованиями:

мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т).

мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).

Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

вступление

тезис, аргументы

тезис, аргументы

тезис, аргументы

заключение.

При написании важно также учитывать следующие моменты:

Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

Перед тем как приступить к написанию, обратите внимание на следующие вопросы. Ответы на них позволят вам более четко определить

то, что стоит писать:

Затрагивая свои личные качества или способности, спросите себя:

отличаюсь ли я тем или иным качеством от тех, кого я знаю?

в чем проявилось это качество?

О деятельности, которой вы занимались (занимаетесь):

что заставило меня заняться этим видом деятельности?

почему я продолжал(ю) заниматься этим?

О каждом событии вашей жизни, о котором вы упомянули:

почему мне запомнилось именно это событие?

изменило ли оно меня как личность?

как я на это отреагировал?

было ли это откровением для меня; тем, о чем я раньше не подозревал?

О каждом человеке, которого вы упомянули:

почему я назвал именно этого человека?

стремлюсь ли я стать таким как он?

какими его качествами я восхищаюсь?

было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь?

пересмотрел ли я свои взгляды?

О каждом из ваших предпочтений и том, что вам не нравится:

почему мне это нравится или не нравится?

повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою жизнь?

О каждой вашей неудаче:

чему я в результате научился?

что полезного я вынес из этой ситуации?

Классификация

С точки зрения содержания эссе бывают:

философскими,

литературно-критическими,

историческими,

художественными,

художественно-публицистическими,

духовно-религиозными и др.

По литературной форме предстают в виде:

рецензии,

лирической миниатюры,

заметки,

странички из дневника,

письма и др.

Различают также следующие типы:

описательные,

повествовательные,

рефлексивные,

критические,

аналитические и др.

В данном случае в основу положены композиционные особенности произведения, выполненного в жанре эссе.

Наконец, предложена классификация на две большие группы:

личностное, субъективное, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности,

объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: