Закон спроса. Спрос и предложение – это проявление действующего в конкурентной рыночной системе основного закона ценообразования на любые блага или услуги

Спрос и предложение – это проявление действующего в конкурентной рыночной системе основного закона ценообразования на любые блага или услуги. Содержание законов спроса и предложения выражается в особом взаимодействии между изменяющимися на рынках ценами и количеством благ, покупаемых потребителями и выпускаемых фирмами.

Особенности и функции спроса. Первая особенность спроса проявляется в обратной зависимости между ценой товара и количеством его покупок по данной цене. Вторая особенность спроса обнаруживается в тенденции постепенного убывания полезности для покупателя одних и тех же благ или услуг.

Снижение количества покупок одних и тех же благ происходит из-за субъективных ощущений покупателя о том, что каждая последующая единица товара данного вида приносит сравнительно меньшую потребительскую ценность, чем предыдущие его покупки. Для покупателя это находит выражение в субъективно ощущаемом снижении эффекта от денежных затрат на покупку одних и тех же благ. Результат такого эффекта будет выражаться в том, что покупательский спрос и деньги на покупку данного блага снизятся и «переориентируются» на покупку взаимозаменяемых или идентичных благ с аналогичными потребительскими свойствами.

В тенденциях изменения спроса возможны некоторые исключения, связанные с так называемым эффектом покупательских ожиданий. Например, когда рынки дефицитны, т.е. имеет место нехватка каких-либо товаров, то даже при тенденции к повышению цен на этот товар, покупатели попытаются увеличивать его закупки впрок.

Характерную обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством благ, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно проиллюстрировать на графике в виде кривой, называемой функцией спроса (рис.1).

Снижающаяся кривая спроса имеет отрицательный наклон, так как описывает обратную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара. Проследить характерные для функции спроса зависимости можно с помощью нескольких произвольно взятых точек (а, b, с) на кривой спроса (d). Любой из этих точек соответствует определенное значение двух переменных: цены (Р) и количества (Q) продаваемых благ.

 
 


Рис. 1. Функция спроса

Изменяющийся спрос – это смещение всей кривой спроса. Например, повышение спроса может быть показано смещением всей кривой вправо вверх (рис. 2), снижение спроса – смещением кривой влево вниз (рис. 3).

Падающий вид кривой означает также постепенное убывание покупательского спроса из-за снижающейся предельной полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара, что означает необходимость, во-первых, постепенного снижения его цены, а во-вторых, постоянного обновления ассортимента предлагаемых покупателям товаров.


Рис. 2. Рост спроса Рис. 3. Снижение спроса

Ценовые и неценовые факторы изменения спроса. Изменение спроса проявляется в изменении количества покупок товаров, но происходит это при их неизменной цене, т.е. под воздействием неценовых факторов. Иными словами, функция покупательского спроса изменилась по причинам, не связанным с движением товарных цен.

К числу неценовых причин изменения спроса относятся следующие:

• уровень денежных доходов покупателей, т.е. изменение их платежеспособности;

• наличие на рынках взаимодополняющих и взаимно заменяющих товаров;

• влияние моды и субъективное отношение к ней покупателей;

• гарантийное и послегарантийное обслуживание продаваемых товаров; и т.п.

Что происходит в подобных случаях с функцией спроса и как ее изобразить на графике? Очевидно, что спрос в целом не бывает статичным, но перечисленные неценовые факторы существенно усиливают его изменения. Так, например, растущие денежные доходы вызовут повышение спроса, т.е. увеличение количества покупок товара независимо от его цены. И наоборот, снижение доходов приведет к сокращению покупок, хотя их цена не менялась.

2. Предложение: функции и причины изменения

Функции предложения. В рыночной системе предложение и спрос – две равнозначные стороны одного и того же процесса конкурентного ценообразования. Предложение, как и спрос, - это своеобразная взаимосвязь между ценой и количеством товаров. Однако в отличие от функции спроса предложение представляет собой прямую зависимость между ценами и количеством выпускаемых для продажи благ и услуг.

Предложение – это функция производства, выпуска товаров фирмами для их продажи на рынках. В таком качестве функция предложения имеет свои существенные особенности. Для того чтобы понять их, следует обратиться к кривой предложения (рис. 4). Кривая предложения имеет вид возрастающей линии с положительным наклоном. Это свойственно всякой функции, где между определяющими ее переменными имеется прямая зависимость. В данном случае между ценой и количеством товаров, выпускаемых и доставляемых фирмами для продажи на рынках, существует прямая зависимость.

 
 


Рис. 4. Функция предложения

Прямую зависимость между ценой товаров и количеством их выпуска для продажи на рынках можно представить как своеобразную альтернативу для фирм в политике осуществляемых ими капиталовложений.

Так, обратившись к рис. 4, можно отметить: все, что находится выше кривой предложения, - это область со знаком «плюс» для предпринимателей и фирм, поскольку означает растущие цены и доходы независимо от тенденций роста капиталовложений; площадь ниже кривой – альтернативы со знаком «минус», поскольку это область растущих капиталовложений и расходования ресурсов независимо от тенденции роста цен выпускаемых товаров.

Разумеется, для любой фирмы оптимальной будет ситуация, когда капиталовложения в производство товаров возмещаются ценой от продаж, поддерживаемых устойчивым спросом покупателей.

Изменяющееся предложение товаров – это особое понятие, характеризующее закон предложения. Оно не тождественно понятию изменения количества выпуска и продаж товаров под воздействием их цены.

Ситуация изменяющегося предложения товаров представлена на рис. 5 и 6, где изменение количества выпускаемых товаров происходит независимо от движения цен этих товаров. Рост предложения товаров на рынках показывает кривая на рис. 5, сместившаяся вправо вниз, что означает увеличение выпуска товаров независимо от их рыночной цены.

Снижение предложения (рис. 6) представляет кривая, сместившаяся влево вверх, что означает снижение количества выпуска товаров при неизменной их цене на рынках.

       
   
 


Рис. 5. Увеличение предложения Рис. 6. Снижение предложения

Причины изменения предложения. Смещение кривых, означающее изменение предложения в ту или иную сторону, происходит под воздействием следующих факторов:

1) изменения объема и структуры инвестиций (капиталовложений) в фирмах, выпускающих данные блага;

2) наличия на рынках ресурсов взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства (таких, как труд, капитал и др.), их качества и уровня цен;

3) изменения, обновления, совершенствования технологий производства, позволяющих экономить ресурсы при выпуске товаров или улучшать организацию труда, снижать издержки производства;

4) проявления тенденций налогообложения, напрямую влияющих на уровень цен товаров, а соответственно и на спрос и количество их предложения на рынках;

5) наличия или отсутствия субсидий или иных форм поддержки производителей;

6) условий продажи товаров, например таких, как реклама, маркетинг и т.п.

Изменение этих условий, разумеется, увеличивает затраты фирм, но вместе с тем подобные затраты улучшают качество продукции, ускоряют процесс продажи, увеличивают объем проданных товаров, что способствует возмещению осуществленных затрат.

Вопросы для проверки и закрепления знаний:

1. Опишите основные особенности спроса.

2. Что такое эффект покупательских ожиданий? Приведите примеры.

3. Что такое функция спроса?

4. Опишите основные ценовые и неценовые факторы изменения спроса

5. Что такое предложение?

6. Что такое изменяющееся предложение товаров?

7. Опишите основные причины изменения предложения.

Список использованной литературы:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник для студентов вузов/ Е.Ф. Борисов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.- 544 с.

2. Носова С.С. Экономическая теория: учебник/ С.С. Носова. –М: КНОРУС, 2008.

3. Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник для студентов ВУЗов. –М.: Проспект, 2005. -432 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: