Вопрос 2. Методы получения сведений о деятельности субъекта

Существуют следующие методы получения знаний о деятельности проверяемого предприятия:

1) изучение общеэкономических условий деятельности клиента, к которым относятся состояние экономики в целом (спад или подъем), процентные ставки и возможности финансирования, уровень инфляции, государственная политика в области денежно-кредитной, бюджетной, фискальной политики и валютного контроля;

2) анализ региональных особенностей, например, географического положения, экономических и налоговых условий региона;

3) учет отраслевых особенностей, к которым относятся такие факторы, как рынок и конкуренция, изменения в технологии производства, предпринимательский риск, спад или расширение отрасли, особенности бухгалтерского учета хозяйственных операций, основные экономические показатели и статистические данные, экологические проблемы, нормативно-правовая база, энергоснабжение и затраты;

4) знакомство с организацией и технологией производства;

5) сбор информации о персонале клиента, ассортименте выпускаемой продукции, применяемых методах ведения бухгалтерского учета (форма, учетная политика, степень автоматизации);

6) сбор информации о структуре собственного капитала, анализ размещения и котировок акций;

7) сбор информации о проводимой маркетинговой политике, основных поставщиках и покупателях;

8) анализ деятельности клиента на рынке ценных бумаг (например, выдача векселей, операции с финансовыми векселями, покупка и продажа акций);

9) учет наличия и взаимоотношений с филиалами и дочерними обществами и методов консолидации финансовой отчетности, порядка распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;

10) сбор информации о юридических и финансовых обязательствах клиента;

11) знакомство с организацией системы внутреннего контроля.

При выявлении таких аспектов деятельности проверяемого предприятия, которые требуют специальных знаний, аудитор может привлекать к работе эксперта. В целях получения более глубоких знаний о бизнесе клиента аудитор применяет аналитические процедуры, выявляющие существенные отклонения от различного рода базовых показателей.

Существует множество источников, из которых аудитор может получить знания о деятельности клиента. Это могут быть официальные публикации в периодических изданиях, журналах и монографиях, статистические отчеты, нормативные акты, результаты посещения специальных семинаров и конференций. Аудитор может воспользоваться также разъяснениями и подтверждениями, полученными от персонала проверяемого прёдприятия и от третьих лиц, консультаций с аудитором, который проводил аудит в предыдущие периоды. Много информации может дать изучение внутренних документов предприятия: учредительных документов, протоколов собраний совета директоров, контрагентов, бухгалтерской отчетности прошлых периодов, планов, положения о бухгалтерии, учетной политики, рабочего плана счетов и проводок, реестра акционеров, а также материалов налоговых проверок и судебных процессов.

Перед аудиторской проверкой и в ходе ее проведения все произведенные процедуры и полученная информация отражаются в рабочих документах аудитора.

Аудиторская организация может документировать и систематизировать знания о деятельности экономического субъекта в виде постоянных файлов, в том числе в автоматизированном виде, В состав постоянного файла могут входить следующие разделы:

· история развития экономического субъекта;

· перечень осуществляемых видов деятельности;

· положения учетной политики и ее последовательные изменения;

· другая информация, имеющая значение не только для последующего аудита проверяемого в настоящий момент экономического субъекта, но и для будущих аудиторских проверок.

При комплектации постоянного файла аудиторская организация должна следить за его периодическим пополнением и обновлением по итогам аудиторских проверок данного экономического субъекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: