III. Персоналистический подход

II. Соцегенетический подход

П О Д Х О Д Ы

I. Биогенетическая теория (подход)

Представители: Платон, Аристотель, Фрейд

Основной фактор: наследственность

Идея: человек развивается по заранее заложенной программе.

Воспитание играет вспомогательную роль и помогает

реализации данной программы

Аристотель: «Раб родился для того, чтоб быть рабом (внешность и т.д.) и заниматься физическим трудом. А свободный человек родился таким, чтоб заниматься интеллектуальным трудом».

В начале ХХ века в США и др. странах – наука педология.

Педология – это наука о детях. Цель: выявить особенности наследственности. Связано развитие человека с наследственным предрасположением.

Коэффициент умственной одаренности.

Метод: тесты разработали

Выбрать из 5 слов одно, не похожее на другие:

красный

зеленый

мокрый <<

желтый

голубой

В 1936 г. постановление «О педологических извращениях» в системе народных комитетов просвещения:

Педология – лженаука, запрещенная наука. Ее запрещают.

Это повлияло на изучение индивидуальности человека.

Свое второе дыхание педология как наука получила в 90-е годы, когда происходил переход от одной модели образования к другой. В этот момент проявляется большой интерес к изучению индивидуальности.

Представители: Руссо, Чернышевский, Гельвецкий

Подход появился в науке в XVIII веке в период революции, зарождение капитализма.

Основной фактор – среда.

Н.Г. Чернышевский выступал против биогенетического подхода и говорил «Не природа, не наследственная обреченность делают людей порочными, а ненормальные общественные «условия и дурное воспитание».

Чернышевский придавал большое значение в развитии личности нравственному воспитанию.

Джон Локк – английский педагог. «Ребенок чистая доска, на которой может быть все, что угодно».

Белинский: «Нет, ребенок – это не чистая доска, а результат его развития, зависит от качества доски и от того, кто на ней пишет».

Представители: Роджерс, Маслоу

Важный фактор развития – внутреннее Я, т.е. адекватная самооценка, развитие самого человека

Персона – развитие внутреннего мира человека

Советская педагогика

Воспитание имеет главенствующую роль.

И в советской, и в зарубежной педагогике большое внимание всегда уделялось активности самой личности.

Отечественная наука: Новикова, Дадонова, Русинский, Калькова

1) все факторы имеют большое значение

2) большое значение – активность самой личности

3) проблема социализации

Воспитание играет большую роль, а не главенствующую. Воспитание не всесильно.

Эти ученые выделяют три группы социальных факторов:

1) микрофакторы (ближайшее окружение: родители, школа, семья)

2) мезофакторы (культурные условия, в которых живет человек)

3) макрофакторы (влияние общества, государства, космоса)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: