Английская безработица
ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ПАНКА.
ЧАСТЬ 3
Слово «панк» относящееся к музыке
Что касается музыки, этот термин впервые был применен к так называемому "гаражному року" (1964-1967) - музыкальному молодежному течению в США, вдохновленному такими британскими группами как " Beatles " и " Rolling Stones ". Позже он был прикреплен к другому музыкальному направлению, появившемуся в Нью-Йорке в 1973-74 годах (" Ramones ", " Television " и др.). И, наконец, это название дали бунтарским английским группам 1976-1978 гг. (наиболее известные - " Sex Pistols ", " Clash ", " Damned ", " Alternative TV ", " X - Ray Spex ") журналисты, которые думали, что обнаружили ключевые моменты сходства между этими музыкантами и ньюйоркцами.
Таким образом, изначально слово "Панк" в значении 'гниль' было использовано как метафора по отношению к американским группам, которые затрагивали в своих песнях запретные темы и вели себя максимально непристойно.
В середине 1970-х в Америке не было тех условий, которые спровоцировали контркультуру 1960-х ("новые левые", хиппи, битники и др.). В Великобритании же 1970-ые - это время самой большой молодежной безработицы, такая была только до войны. Мировой энергетический кризис, повлекший за собой экономические трудности, еще более ухудшил и без того далекое от благополучия положение молодежи Великобритании. Это способствовало нагнетанию атмосферы социальной безысходности и духовной бесперспективности, что обусловило, в свою очередь, распространение среди молодых людей настроений отчаяния и обреченности, которые не могли найти выражения в пацифистской, неагрессивной субкультуре хиппи. Именно этот момент, по мнению Теда Полимуса, стал объединяющим для панк-субкультуры, несмотря на ее социальную разнородность: "Панки не были (как принято считать) сплошь жители трущоб из рабочего класса. Кое-кто был, но большинство - ребята из среднего класса, а так же подростки богатых пригородных районов. Их всех объединяла ненависть к хиппи", "вялым, ленивым и скучным".
|
|
Еще одной важной предпосылкой появления панка было изменение статуса рока, который к середине 1970-х из музыки детей-бунтарей превратился в "музыку для родителей". Иными словами, рок в большинстве своем утратил свои контркультурные качества и стал продуктом массовой культуры. Рок приносил колоссальные прибыли продюсерам, исполнителям, музыкальным корпорациям. Успех и богатство изолировали рокгруппы от простой молодежи. Теперь это были недоступные кумиры "развлекатели", приезжавшие на концерты в роскошных лимузинах под охраной полиции.
|
|
Панки резко порвали с этой традицией. В основном, панк-диски делались быстро и дешево, в маленьких звукозаписывающих студиях. Панк-группы не заключали контрактов с мэйджор-лейблами (крупными звукозаписывающими компаниями) дистрибьютировались независимыми фирмами. Панк противостоял коммерческой музыке двумя путями: во-первых, он бойкотировал крупные звукозаписывающие корпорации, во-вторых, изменил сам процесс создания музыки, провозгласив "это может делать каждый!" "Профессионализм считался внешним атрибутом коммерческого рока... Слова "звезда" и "слава" были проклинаемыми (анафемой) для панков". Иными словами подлиная Панк группа перешедшая черту и ставшая знаменитой вмиг теряла своих поклонников. Эта позиция начала формировать целую идейно-эстетическую программу и образ жизни, опирающиеся на принцип DIY (сокр. от англ. " Do It Yourself - "Сделай сам"). Его суть заключается в утверждении автономного существования, максимально независимого от коммерческих и государственных структур. Таким образом, панк явился новым витком контркультуры, противопоставив себя господствующей и массовой культуре, продуктами которой к середине 1970-х стали протестные явления 1960-х.
Однако буквально за несколько месяцев СМИ сумели свести панк-стиль к стереотипу. " Media - Punk " был чем-то вроде вируса, распространяемого каждой газетой, журналом и телевизионными передачами, спешащими предупредить мир об "угрозе” панка. Тем не менее, контркультурная сердцевина панка оказалась настолько крепкой, что это движение продолжало развиваться, сохраняя свою "анти-системную" суть. В 1970-е "настоящий" панк так и не стал продуктом массовой культуры, потому что прекрасно обходился без коммерческих структур, опираясь на принцип DIY.