Заключение. Под безопасностью кого-либо или чего-либо понималось такое их положение или состояние, при котором их существованию и коренным интерес

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Под безопасностью кого-либо или чего-либо понималось такое их положение или состояние, при котором их существованию и коренным интересам не угрожает опасность. Иначе говоря, это пребывание субъектов в состоянии защищенности.

ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. РОЛЬ И МЕСТО ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВОЕННОЙ ДОКТРИНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тема 1.- Современные войны и военные конфликты

Раздел 1 – Общие положения о военном искусстве и оперативном искусстве войск ГО

Учебные вопросы:

1. ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. РОЛЬ И МЕСТО ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ;

2.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ;

С началом XXI века в России исследованиям проблем национальной безопасности стало уделяться более существенное внимание.

Это объясняется:

- во-первых, тем, что проблема особенно остро проявилась с распадом Советского Союза, подлинные геополитические последствия которого пока еще трудно предвидеть,

- во-вторых, наличием в мире сверх разрушительных средств вооруженной борьбы, которыми начинают обладать все новые и новые страны;

- в-третьих, объективными изменениями, происходящими в мире:

· критическое состояние окружающей среды,

· бурные демографические процессы на планете,

· практически неконтролируемую антропогенную деятельность,

· видимые пределы истощения природных ресурсов при недостаточности во многих странах должного внимания развитию ресурсосберегающих технологий и ряд других глобальных проблем.

Все это предопределяет необходимость системного (комплексного) подхода к исследованию проблем национальной безопасности

Учитывая, что Россия является многонациональным государством, нередко поднимают вопрос о правомерности использования термина «национальная безопасность».

Понятие «безопасность» непосредственно связано с понятием «опасность». В современных изданиях утвердилось такое понимание явлений опасностей и безопасностей общества, при котором весь круг проблем, связанных с этими процессами, концентрируется в понятии «национальная безопасность». Все люди, организации и учреждения, государство и общество в целом считают обеспечение безопасности одной из важнейших задач. Наличие большого многообразия опасностей в обществе порождает проблему ликвидации их причин или защиты от них, то есть создания обществу в целом и его составляющим структурам условий для существования и функционирования без опасности.

Отсюда и происхождение первых определений понятия безопасности в начале 90-х годов в России.

Состояние защищенности кого-либо или чего-либо может быть следствием:

- во-первых, отсутствия вообще источника опасности,

- во-вторых, обеспечения им гарантированной защиты от опасностей.

Примечательно, что подобное понимание безопасности порождает необходимость разведения двух подходов к содержанию понятия «безопасность».

Первый подход связан с абсолютным толкованием этого понятия, которое предусматривает идеальное положение, идеальную ситуацию, при которой нет вообще никакого источника опасности, а, следовательно, и самой опасности. Однако, абсолютная безопасность принципиально недостижима.

Следовательно, нужен другой подход, который исходит из относительности понятия «безопасность». Но при этом следует всегда помнить, что чем сложнее тот или иной социальный организм, тем больше число опасностей может возникать при его функционировании. Однако только при втором подходе можно адекватно отражать имеющиеся и предвидеть новые опасности.

«Национальная безопасность» - понятие американского происхождения. Используется оно многими странами, в том числе и западноевропейскими, не в смысле безопасности какой-то отдельной национальности, а в смысле безопасности всей страны. Во-первых, этому соответствует смысл слова «nation», которое переводится с английского не только как «нация», но и как «страна».

Во-вторых, западные страны в основном соответствуют стандарту: одна нация – одна страна (одно государство).

Заимствование этого понятия многонациональными государствами порождает на первый взгляд определенную некорректность.

Например, в нашей многонациональной стране понятие «национальная безопасность» вынуждены каждый раз использовать с оговоркой, что речь идет о безопасности всей страны. Дело в том, что у нас не просто десятки национальностей. Многие из них имеют свою государственность в виде республик, свою конституцию и даже свои советы безопасности, занимающиеся опять-таки обеспечением национальной безопасности. Получается, что у нас в Российской Федерации не одна, а несколько национальных безопасностей. Однако в современных условиях применимость этого термина по отношению к России вполне обоснована. Дело в том, что мировое сообщество функционирует как система национальных государств, вместе с тем национальности (народности, этносы), выступающие в государственной оболочке, различаются между собой не только по степени своего развития, но и по типу национальной консолидации, уровню гомогенности. Целый ряд государств, помимо России, также являются многонациональными государствами, что не мешает им вместо термина «государственная безопасность» применять термин «национальная безопасность» для обозначения необходимых условий их существования, нормального функционирования и дальнейшего развития.

Если продолжать мысль об американском происхождении понятия «национальная безопасность, то надо иметь в виду и другой аспект этой проблемы. Даже поверхностный исторический анализ внешней политики США показывает, что рассматриваемое понятие возникло в недрах геополитики, в ходе разработки различных геополитических концепций, призванных обеспечить процветание американцев и защиту их интересов в различных районах мира. При этом политики США не считают нужным соотносить свои интересы с интересами стран и народов, расположенных в этих регионах, и объявляют о своей решимости всеми силами защищать эти интересы, обеспечивая таким путем свою безопасность.

При подобном подходе понятие «национальная безопасность» по существу приравнивается к понятию «национальные интересы». Это, в свою очередь, порождает своего рода охранительный подход к проблемам обеспечения безопасности, так как в основе этого обеспечения лежит только необходимость защиты национальных интересов от происков врагов.

Теория и практика национальной безопасности базируется на определенной совокупности принципов, вытекающих из анализа триады: интересыугрозы (опасности) – возможные пути обеспечения безопасности (защиты).

Рассмотрим содержание интересов нашего государства в современном мире и определим субъекты национальной безопасности.

Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в различных областях, характерных для рассматриваемого периода. Они носят относительно долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в духовном обновлении России, в поддержании общественного согласия.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Функции защиты населения, объектов производственного и социального назначения и окружающей среды от поражающих воздействий оружия, возникающих катастроф (чрезвычайных ситуаций), сформировались в системе государственного регулирования России как насущная и объективная потребность, как и в других странах мира. Они обусловлены накоплением вооружений, применением самых мощных и точных средств поражения в современных войнах и вооруженных конфликтах, существованием потенциальных опасностей и угроз возникновения природных и техногенных катастроф, ежегодным возрастанием их количества и разрушительной силы. Примечательно то, что наше государство вследствие сложившихся обстоятельств, пережитых потрясений от крупномасштабных чрезвычайных ситуаций раньше и острее многих других стран осознало опасность указанных тенденций и подняло проблему защиты человека, общества и государства от нарастающей угрозы природных и техногенных катастроф на уровень государственной политики.

Проанализируем вторую составляющую триады – угрозы (опасности).

С точки зрения НБ, под угрозой понимается состояние той или иной системы, объекта, при котором жизненно важные интересы личности и общества, окружающая среда находится в опасности. Угрозы в широком смысле рассматриваются как возможные опасности. При этом под опасностями понимаются объективно существующие возможности нанесения какого-либо ущерба личности, обществу, государству. Таким образом, понятие угрозы и опасности близки по своему смыслу и могут применяться в сочетании.

Так, на Западе интересы России, занимающей центральное место на Евразийском континенте, объективно не могут во всем совпадать с интересами других государств, прежде всего США. Восстановление политической и военной мощи России, рост ее влияния в странах СНГ, в Европе не соответствует стремлению Вашингтона закрепить свое лидирующее положение в мире. Следовательно, необходимо учитывать усиление взаимодействия этому процессу. В таких областях, как миротворчество, торговля оружием и некоторых других российско-американские противоречия уже носят острый характер. Источником угрозы является и возможное обострение противоречий в самой Европе. Здесь существуют две культурно-исторические общности – западноевропейская и восточноевропейская, развитие которых характеризуется противоположными тенденциями. В Западной Европе в отличие от Восточной доминирует тенденция к формированию единого в культурно-историческом плане региона, идентификации населения как жителей единого континента. Эта, в какой-то мере, обособленность западных стран и одновременно с этим непонимание проблем интеграции России с ними, очевидно, предполагает создание в перспективе собственной системы безопасности и реализацию своей военной политики.

Возрастает так же вероятность межгосударственных трений и конфликтов из-за территориальных претензий.

В частности, в Польше есть силы, которые способны поставить на повестку дня вопрос о возвращении Белоруссией части Гродненской, Брестской и Минской областей Украиной – части Львовской и Волынской.

претензии к Украине со стороны определенных кругов Словакии (на территорию так называемой Подкарпатской Руси),

в Венгрии (на районы компактного проживания венгров в Закарпатской области – Мукачевский, Береговский, Виноградовский),

в Румынии (на Бессарабию, Северную Буковину, округа Герца, Хотин и острова Змеиный).

уже сегодня в Финляндии раздаются голоса о праве на часть территории Карелии,

а в Норвегии – о пересмотре разграничения континентального шельфа в Баренцевом море.

государствами Балтии претензии к России: со стороны Эстонии – на Печорский район и Заморовье, территорию Кингисеппского района Ленинградской области на восточном берегу реки Нарва; Латвии – на Пыталовский и Палкинский районы Псковской области; Литвы на местность в районе озера Виштитис, Куршскую косу и город Советск.

На Востоке главный узел противоречий лежит в сфере отношений Китай – США – Япония – Россия – и возможно КНДР. С одной стороны, эти государства объективно призваны быть партнерами в конструктивном решении важных политических проблем Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), что является главной базой для развития сотрудничества и добрососедства. В частности, Россия и Китай заинтересованы в предотвращении военно-политического доминирования в АТР какой-либо одной державы, а также в недопущении распространения ядерного оружия. С другой стороны, по оценкам экспертов, через 10-15 лет Китайможет оказаться на пороге серьезного демографического и сырьевого кризиса. Очевидно, этим можно объяснить его заинтересованность в сырьевых ресурсах Сибири, Дальнего Востока, Монголии, Юго-Восточной Азии. И, как следствие продолжает расти нелегальная миграция с территории Китая в стратегически важные районы Забайкалья, Приморья и Хабаровского Края.

Позиция Японии в контексте отношений с Россией постоянно усиливается. Добившись надежного положения на рынках сырьевых ресурсов Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, Япония уже не проявляет прежнего интереса к оказанию помощи России в освоении природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока, развитию широкомасштабных экономических и торговых отношений. Вместо этого активизируются попытки использовать экономические и политические рычаги в целях благоприятного для Японии решения территориальной проблемы. Непредсказуемо могут влиять на обстановку в регионе и отношения между такими государствами, как СШАи КНДР.

На Юге угрозу национальной безопасности России несут противоречия, связанные с культурно-историческим и социально-экономическим развитием стран Малой Азии, Ближнего и Среднего Востока. Обстановка здесь в значительной мере определяется развязыванием 20 марта 2003 года военных действий США и Великобританией против Ирака, а также усилением влияния исламского фундаментализма и попытками реализовать идеи «истинного ислама» не только в регионе, но и за его пределами.

Американский ультиматум Саддаму и начало войны в Ираке смяли международную систему безопасности, основанную на принципах и Уставе Организации Объединенных Наций. Восстановить значение Совета безопасности до прежнего уровня становится практически невозможным. Однополюсный мир с началом войны стал объективной реальностью и России, очевидно, для обеспечения своей собственной безопасности необходимо разрабатывать более гибкую и рациональную политику. Необходимость этого подтверждается военной мощью группировки вторжения в Ирак и высокой оперативностью ее развертывания.

США и их союзники

Сухопутная группировка насчитывала около 255 тыс. чел.

Боевых самолетов - более 1000, из них: стратегических бомбардировщиков - около 50; тактической авиации - 450; палубной авиации – 420; авиации специального назначения - более 70; крылатых ракет воздушного базирования - более 250; беспилотных летательных аппаратов – 5.

Боевых кораблей -125, из них: авианосцев - 6; носителей КР -35 (атомных подводных лодок - 14, надводных кораблей - 21); крылатых ракет морского базирования - более 870.

Прикрытие созданных группировок многонациональных сил от ударов с воздуха осуществляют около 40 зенитных ракетных комплекса («Патриот», «Усовершенствованный Хок», «Шаин-2»). Из них: Кувейт и Саудовскую Аравию прикрывают более 20 ЗРК, юго-восточную часть Турции-3 ЗРК; Израиль и Иорданию-10 ЗРК.

Вооруженные силы Ирака (исключение-численность СВ) значительно уступали по военной мощи антииракской коалиции.

Сухопутные войска: более 250 тыс. человек.

ВВС: боевых самолетов - 22, из них: бомбардировщиков - 5; истребителей ПВО - 120; истребителей-бомбардировщиков -90; разведчиков - 5;

ВМС: боевых кораблей - 6; боевых катеров - более 200.

В боевом составе войск ПВО Ирака имеется ПУ ЗУР - 106, из них: С-75 - 62; С - 125 - 44; орудий зенитной артиллерии, включая СВ, - более 1800.

Война существенно ударила по престижу и интересам России. Она, безусловно, затронула судьбы всех стран и народов СНГ.

Например, можно ли исключать вариант размещения части антииракской группировки в Грузии, так как именно грузинский парламент с началом войны в Ираке законодательно уже предоставил американским военным право полновластного хозяина в стране.

Следовательно, американские интересы в ближайшем будущем будут непосредственно представлены и в российском Северном Кавказе и защита их будет, вероятнее всего, обеспечиваться силовым давлением.

У России, безусловно, есть и политические, и экономические, и военные интересы в Ираке, поскольку он является узловым звеном, связывающим в политике самые различные регионы: Ближний Восток, Индостанский полуостров, Среднюю Азию...

Таким образом, с учетом проведенных исследований и анализа, под национальной безопасностью следует понимать такое состояние страны, при котором отсутствуют или устранены (парированы) внешние и внутренние угрозы ее национальным ценностям и национальному образу жизни, обеспечивается реализация ее жизненно важных интересов. Национальная безопасность - это защищенность жизненно важных интересов граждан, общества, государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе.

При этом термин «национальная безопасность» является составной частью «региональной» и «международной безопасности». Он включает такие понятия как военная, общественная, экологическая, промышленная, информационная безопасность, а также безопасность жизнедеятельности населения государства.

Отметим, что основными принципами обеспечения национальной безопасности являются:

- соблюдение законности;

- поддержание баланса жизненно-важных интересов личности, общества и государства;

- взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности.

Следует подчеркнуть, что изменение взглядов на характер природных и техногенных опасностей и угроз, способы ведения современных войн и вооруженных конфликтов предопределяет необходимость в формировании новых подходов к обеспечению национальной и военной безопасности.

Это можно рассмотреть на примере обеспечения военной безопасности.

В период глобального противостояния двух политических систем требовалось учитывать последствия массированного применения ядерного оружия. В новых же условиях после прекращения «холодной войны» для решения проблем военной безопасности необходимы более гибкие и многовариантные пути, учитывающие возможность агрессии против России с массированным применением высокоточного оружия, широкомасштабный характер разведывательно-подрывных действий в глубине страны, применение новых способов и средств вооруженной борьбы, а также воздействие вторичных поражающих факторов.

К основным особенностям современных войн и вооруженных конфликтов следует отнести:

· широкомасштабное применение высокоточного оружия для огневого поражения важнейших объектов экономики и инфраструктуры;

· массированное информационное воздействие;

· интенсивное проведение террористических актов иррегулярными формированиями в глубине страны.

Особенности ведения современных боевых действий можно проследить на примере Югославии.

В воздушных налетах на Югославию США испытали новейшее оружие Пентагона: «малозаметный» стратегический бомбардировщик В-2А "SPIRIT" и управляемые авиационные бомбы нового поколения «JDAM», в которых используется космическая навигационная система «NAVSTAR», обеспечивающая точность наведения в любых погодных условиях.

За полтора месяца проведения операции стратегические бомбардировщики В-2А совершили 45 вылетов и применили 550 управляемых бомб «JDAM» (в одном вылете самолет может поднять 16 авиабомб).

Впервые в Югославии были применены глубинные управляемые бомбы «GBU» с массой взрывчатого вещества свыше 2200 кг, предназначенные для уничтожения защищенных подземных сооружений.

Бомбы сбрасывались самолетом-носителем с удаления 60-80 км от объекта с рубежа, находящегося вне зоны воздействия большинства комплексов ПВО средней дальности.

Для вывода из строя объектов энергоснабжения и линий электропередач широко использовались специальные авиабомбы - «графитовые бомбы».

Их применение позволяло в ходе одного налета парализовать обеспечение электроэнергией всей территории Югославии.

Снаряжение «графитовых боеголовок» авиабомб легкими и длинными электропроводящими углеводородными волокнами вызывало массовые короткие замыкания, отключения электроснабжения в радиусе «зоны поражения» 200-500 м и создавало колоссальные трудности в работе объектов жизнеобеспечения населения больших городов из-за нарушений систем энерго-, водо-, теплоснабжения, коммунального и медицинского обеспечения, снабжения продуктами питания и работы транспорта.

Для уменьшения влияния метеоусловий на применение высокоточного оружия ВМС и ВВС США использовали системы оружия с лазерным наведением, имеющие комплексные блоки инерциальных навигационных систем.

Для уничтожения запасов топлива и других объектов топливно-энергетического комплекса (бронетанковой техники сухопутной армии Югославии), находившихся на территории Косово, командование ВВС НАТО применило новейшие кассетные противотанковые боеприпасы с инфракрасными системами наведения типа «CBU-97 SFW».

Каждая такая авиационная кассета CBU-97 "несла" 10 суббоеприпасов, с четырьмя независимо действующими малоразмерными поражающими элементами «SKIT».

После раскрытия кассеты и разлета суббоеприпасов в воздухе эти элементы отделяются от них и спускаются к земле на парашютах. Во время спуска инфракрасный датчик «SKIT» ведет поиск цели, обнаруживает ее по тепловому излучению и выдает команду на пуск.

Захватив цель, «SKIT» с помощью специального ракетного ускорителя выстреливается в направлении танка и с колоссальной скоростью (1500 м/с) пробивает его сверху, где броня имеет минимальную толщину.

В целом особенностями боевых действий в Югославии являлись:

· не объявление состояния войны;

· широкое применение новых средств поражения, в т.ч. графитовых авиабомб, бомб электромагнитного импульса и глубокого проникающего воздействия;

· проведение воздушной наступательной операции без ввода сухопутной группировки войск;

· массированное применение высокоточного оружия по объектам тыла и войскам;

· мощное информационно-психологическое воздействие на войска и население;

· высокая интенсивность воздушных налетов (31,3 тыс. вылетов, 24 тыс. сброшенных боеприпасов, в т.ч. 3,8 тыс. управляемых авиабомб и 445 крылатых ракет);

· участие в вооруженном конфликте «иррегулярных» формирований;

· бесконтактные формы боевых действии;

· первоочередное подавление систем ПВО, государственного управления и наиболее важных объектов экономики.

В результате нанесения ударов по объектам экономики и жизнеобеспечения было выведено из строя:

· до 70% объектов оборонной промышленности;

· 70 % мостовых сооружений (11 железнодорожных и 34 автомобильных);

· 35 % объектов энерго- и водоснабжения;

· 40 % жилого фонда Косово, 32 % школ и 88 % больниц.
Всего было поражено 900 целей, в т.ч. 30 - незапланированных.

Общие экономические потери Югославии составили свыше 100 млрд. долларов. Опыт ведения боевых действий против Югославии показывает, что основными проблемами защиты в условиях применения высокоточного оружия являются:

· обеспечение комплексной защиты объектов экономики и жизнеобеспечения с использованием мероприятий по комплексной маскировке и повышению их устойчивости;

· необходимость оказания помощи пострадавшим в режиме «скорой помощи»;

· проведение «локальной эвакуации» из районов, в которых размещены потенциально опасные объекты;

· воздействие вторичных поражающих факторов;

· усиление внимания к оповещению населения и автономному электроснабжению;

· обеспечение жизнедеятельности беженцев;

· обеспечение психологической устойчивости населения в зонах военных действий.

Структура военной безопасности и роль различных государственных структур и МЧС России в обеспечении защиты и выживания населения в военное время показаны на рис. 1.2.1.

На схеме видно, что «активными компонентами» обеспечения национальной безопасности в военное время являются Минобороны, Министерство внутренних дел, Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности, федеральные органы исполнительной власти (в плане обеспечения мобилизации экономики и поставки мобилизационных ресурсов). Силы этих ведомств призваны отражать агрессию, локализовывать и ликвидировать вооруженные конфликты, охранять границу и вести контртеррористическую борьбу на своей территории.

К «пассивным компонентам» относятся силы МЧС России, других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, решающих задачи гражданской обороны.

Основными задачами системы гражданской обороны являются.

· оповещение населения об опасностях;

· проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

· разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, которые необходимы для выживания населения и устойчивого функционирования экономики в военное время;

· эвакуация населения, материальных и культурных ценностей;

· проведение мероприятий в соответствии с требованиями световой и других видов маскировки.

Совершенно очевидно, что гражданская оборона должна быть готова к защите населения в условиях применения, как обычных средств поражения, так и оружия массового поражения.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в дальнейшем Концепция) - политический документ, излагающий систему официальных взглядов на место и роль России в современном мире, ее национальные ценности, интересы и цели, силы, средства и способы предупреждения и отражения внешних и внутренних угроз, а также на основы организации и принципы функционирования системы национальной безопасности.

Положения Концепции являются базой для формирования и осуществления единой общегосударственной политики реализации и защиты национальных интересов, разработки частных концепций и доктрин обеспечения национальной безопасности в международной, военной, экономической, социальной, экологической, информационной и других сферах. Концепция является также основой для разработки Стратегии обеспечения национальной безопасности.

Национальная стратегия является долгосрочной, комплексной, согласованной по целям, задачам, условиям, средствам и времени программой практических действий по обеспечению национальной безопасности. Стратегия обеспечения национальной безопасности является основой для комплексного планирования деятельности всех государственных структур в области национальной безопасности.

Концепция национальной безопасности России утверждена указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года за № 24 и состоит из четырех разделов:

- Анализ роли и места, занимаемого Россией в мировом сообществе.

- Национальные интересы.

- Основные виды угроз национальной безопасности (внешних и внутренних).

- Обеспечение национальной безопасности России.

В первом разделе Концепции при анализе характера международных отношений показано, что в настоящее время в мире возобладали две основные и взаимоисключающие тенденции.

Первая - (позитивная) проявляется в укреплении экономических и политических позиций большого числа государств и усилении тенденций к их интегрированию и сотрудничеству.

Вторая - (негативная) проявляется в создании структур международных отношений, основанных на доминировании в мировом сообществе стран Запада при лидерстве США.

К числу негативных факторов относится и то, что в новых условиях формирование международных отношений сопровождается также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового поражения и оснащения им своих вооруженных сил.

Подчеркивается, что Россия, являясь одной из крупнейших стран мира с многовековой историей, богатыми природными ресурсами и культурными традициями, в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

Попытки игнорировать интересы России при решении сложных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны только подорвать международную безопасность, стабильность и затормозить позитивные изменения в развитии международных отношений.

Во втором разделе Концепции представлены национальные интересы государства в экономической, социальной, внутриполитической, международной, военной, информационной, экологической и других сферах.

Они оказывают существенное влияние на определение целей и задач внешней и внутренней политики нашей страны на долгие годы.

В общем случае под национальными интересами понимается совокупность объективных потребностей граждан, общества и государства, вытекающая из особенностей социально-экономического и политического устройства страны, уровня ее экономического развития, исторически сложившегося места в международном разделении труда, специфики географического положения, национальных и культурных традиций.

В третьем разделе Концепции определены основные угрозы национальной безопасности, которые, как правило, носят комплексный характер и представляют совокупность факторов и условий, угрожающих жизненно важным интересам личности, общества и государства.

В этом разделе определены следующие виды угроз:

а) в международной сфере - любые действия, направленные на подрыв целостности государства, интеграционных процессов в СНГ, вооруженные конфликты в сопредельных государствах, ведущие к ослаблению и подрыву международных позиций России, нарушению прав и свобод человека.

б) в военной сфере - сохраняющаяся военная опасность со стороны стран Запада и наличие на вооружении их армий значительного арсенала новейшего оружия, способного поражать жизненно важные объекты на всей территории России; переход Запада к практике военных действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета безопасности ООН; множащиеся очаги вооруженных конфликтов вблизи границ Российской Федерации; сокращение (прекращение) поступления образцов современной техники и вооружения в Российские Вооруженные силы.

Особую опасность в современных условиях для России, как и для ряда других стран, представляет проблема терроризма. Терроризм приобрел транснациональный характер, угрожающий мировой стабильности, и борьба с ним требует объединения усилий мирового сообщества.

в) в экономической сфере - деиндустриализация экономики России, потеря интеллектуального, технологического и промышленного потенциала, закрепление топливно-сырьевой специализации страны в мировой экономике и ослабление экономической самостоятельности государства.

В Концепции отмечается, что рост масштабов организованной npecтупнocти и наркомании, социальная дифференциация общества и девальвация духовных ценностей дополнительно способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях peгионов и центра, представляя угрозу федеративному устройству и социально экономическому укладу Российской Федерации.

Подчеркивается, что последствиями глубокого социального кризиса переживаемого Россией, является резкое сокращение рождаемости, снижение средней продолжительности жизни и угроза демографического кризиса в ближайшем будущем, подрывающего творческий потенциал и трудовые ресурсы. Это подрывает рост экономического потенциала, благополучия страны и увеличивает риск катастроф техногенного характера во всех сферах экономики и жизнедеятельности. Дальнейшее углубление кризиса в экономической, внутриполитической, социальной и духовной сферах может привести к социальной нестабильности и утрате основных демократических завоевании в стране.

г) в экологической сфере - связаны с обострением в России экологической ситуации вследствие усиления техногенного воздействия на окружающую среду, качеством продуктов питания, приближением состояния земельных угодий (водоемов) к критическому состоянию.

Системный кризис, разразившийся в России в конце XX века, обусловил необходимость определения стратегических задач по обеспечению национальной безопасности России.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Концепцией определены:

· прогнозирование внешних и внутренних угроз и реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации;

· обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и безопасности ее пограничного пространства;

· подъем экономики страны;

· преодоление научно-технической и технологической зависимости от внешних источников;

· обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими странами мира;

· подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала страны;

· предупреждение и пресечение подрывной деятельности против Российской Федерации;

· обеспечение конституционных прав и безопасности гражданина на всей территории России;

· совершенствование системы государственной власти и формирование гармоничных межнациональных отношении;

· укрепление правопорядка и политической стабильности общества;

· укрепление режима нераспространения оружия массового поражения в мире и средств его доставки.

При этом основными направлениями обеспечения национальной безопасности во внутриэкономической деятельности государства определены:

· создание правового законодательства и эффективных механизмов контроля за его исполнением;

· усиление государственного регулирования в экономике;

· принятие надлежащих мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно технического, технологического и производственного потенциала, повышение конкурентоспособности отечественной продукции и переход к экономическому росту.

Важнейшими же задачами во внешнеэкономической деятельности являются:

· создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики;

· расширение рынков сбыта российской продукции;

· формирование единого экономического пространства с государствами-участниками Содружества независимых государств.

В настоящее время особое значение приобретает консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией. Приоритетное значение имеет формирование системы мер для борьбы с организованной преступностью, действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан.

В связи с этим, важнейшими задачами в области борьбы с преступностью в Концепции определены:

· выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность;

· усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы и механизма ее применения;

· укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности;

· привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний.

В Концепции отмечается, что обеспечение национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих низменные проявления.

К числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере в Концепции отнесены:

· рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения;

· предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;

· предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;

· экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;

· безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;

· создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации.

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. В связи с этим главной целью в данной области в Концепции определено обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону.

Основные принципы применения военной силы:

· применение всех имеющихся сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;

· применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.

Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне.

Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности.

Одним из важнейших стратегических направлений в области обеспечения военной безопасности Российской Федерации должно быть эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами-участниками Содружества независимых государств.

В современной теории принято считать, что доктрина представляет собой определенную «связную концепцию, совокупность принципов» (Философский энциклопедический словарь. – М., 1983, с.174).

При этом под военной доктриной понимается «система официальных взглядов и положений, устанавливающая направление военного строительства, подготовки страны и вооруженных сил к возможной войне, способы ее ведения» (БЭС. – М., 1991, т.1, с. 223).

Сегодня трудно ответить на вопрос «когда точно возникли военные доктрины» и когда и кто впервые употребил словосочетание «военная доктрина». Однако можно утверждать, что возникновение военных доктрин было тесно связано со становлением государств и развитием вооруженных сил. Применение вооруженной силы для достижения тех или иных политический целей также стало важным фактором формирования некоторых положений военных доктрин, которые исходя из обобщения военного опыта, стали называть доктринальными.

И, действительно, еще в глубокой древности руководители государств и военачальники вынуждены были решать многие военные вопросы, связанные с численностью, составом своих армий и порядком их комплектования. Необходимо было выбирать цели для военных походов и организовывать охрану границ. Важную роль играли оценки противников и выбор способов борьбы с ними. Реализация принятых решений была связана с привлечением значительных масс людей. Были нужны большие усилия по их вооружению, снабжению и обучению. В ходе последующего развития государств стали появляться нормативные акты, которые определяли правила решения военных вопросов. В этих актах излагался порядок привлечения населения в воинские формирования, их вооружение и подчиненность, а также определялись нормы налогообложения граждан для содержания армии. Совокупность таких актов явилась основой для формирования нормативных установок государства в военной сфере. Они, в конечном итоге, и определяли порядок создания, применения и обеспечения вооруженных сил. В целом эти установки отражали собой уже доктринальный характер.

Структура определяется важнейшими сферами военной деятельности государства. С учетом этого она обычно включает несколько разделов, объединяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические положения. Эти группы доктринальных положений справедливо называют основами. Содержание военной доктрины определяется взглядами государства на организацию и ведение военной деятельности.

К важнейшим элементам содержания военной доктрины относятся:

-цели;

-принципы;

-направления и задачи такой деятельности.

Эти элементы излагаются в каждом структурном разделе доктрины применительно к его направленности и составляют основное содержание военно-политических, военно-стратегических и военно-экономических основ.

Принятая в государстве военная доктрина выполняет многие функции, среди которых выделяются три основные: нормативная, организационная и информационная.

Первая функция (нормативная) проявляется в том, что основные положения военной доктрины носят нормативно-правовой характер.

Их выполнение является обязательным для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, принимающих участие в обеспечении военной безопасности.

Нормативная функция является преимущественно внутренней, так как в основе своей доктринальные положения определяют направления подготовки государства к обороне, цели и задачи применения вооруженных сил. Она также стимулирует развитие науки и техники в интересах обороны, нацеливают экономику на обеспечение ее потребностей.

Вторая функция (организационная) связана с тем, что реализация положений военной доктрины достигается за счет централизации государственного и военного управления. Поскольку организационные мероприятия могут проводиться как внутри страны, так и за ее пределами, то эта функция является и внутренней, и внешней.

Третья функция (информационная) заключается в доведении государством до своих граждан и всего мирового сообщества содержания основных доктринальных положений, и, прежде всего, целей, принципов, направлений и задач по защите национальных интересов и обеспечению военной безопасности

Военная доктрина Российской Федерации не смогла появиться на голом месте. Ее появление на свет в какой-то мере предопределили первая доктрина России 1993 года и военная доктрина СССР конца 80-х годов прошлого столетия. В 70-е и начале 80 годов в мире произошли процессы, которые после противостояния двух основных группировок - блока НАТО во главе с США и стран Варшавского договора во главе с СССР - стали приводить к определенной разрядке военно-политической обстановки. Противоборствующие стороны все в большей степени стали понимать неприемлемость мировой ядерной войны. Впервые в официальных взглядах ведущих держав мира появились положения о военных аспектах мирного сосуществования и стратегической стабильности. Предотвращение войны стало одной из доктринальных задач, решаемых политическим и военным руководством Советского Союза.

После распада СССР и образования на его территории ряда независимых государств коренным образом изменился государственно-правовой статус России. Она стала самостоятельным субъектом международных отношений, правопреемницей СССР. Это позволило России занять место постоянного члена Совета Безопасности ООН и получить признание как ведущей мировой ядерной державы. Появились новые подходы к формированию и осуществлению внешней и внутренней политики, к решению вопросов собственности. С созданием в мае 1992 года российских Вооруженных Сил и потребности формирования новых военных взглядов перед новым государством встала задача разработки национальной военной доктрины.

При разработке первой военной доктрины России за основу были взяты положения, отраженные в Концепции национальной безопасности РФ.

Сейчас снова возникла необходимость уточнения и развития основных положений военной доктрины России. Чем она была вызвана?

Очевидно, прежде всего, изменяющейся геополитической и геостратегической обстановкой на западе, на востоке и юге не в пользу российских национальных интересов. С выводом последних группировок войск России из стран Западной и Восточной Европы, вместо ожидаемых адекватных мер по снижению стратегической напряженности на Европейском ТВД от Запада, мы получили такой феномен, как расширение блока НАТО в сторону наших границ.

При этом союзники по НАТО перестали церемониться с развязыванием военных действий в целях установления нужных им режимов в суверенных странах (1991г., 1998 г. и по настоящее время - Ирак, 1999 г. - Югославия) и начинали их без санкции Совета Безопасности ООН.

С созданием благоприятных условий в европейском доме при помощи введения шенгенских соглашений и единой европейской валюты в то же время мы почувствовали, что в этом доме не хотят видеть нормальных отношений России с ее – Калининградской областью.

На юге России сформировались условия для разжигания как внутренних, так и приграничных конфликтов на этнической почве, получила значительное усиление турецкая экспансия.

На востоке сформировались территориальные претензии от государств-соседей и увеличилась незаконная миграция народов китайской и корейской национальности.

Были и другие причины, медленный экономический рост, вступление в силу обязательств России по выплате внешнего долга и, как следствие, пробуксовка из-за недостаточного финансирования военной реформы, проведение которой было объявлено еще в начале 90-х годов.

Недостаточно развивался военно-промышленный комплекс, в результате чего Вооруженные Силы РФ не полностью обеспечивались всем необходимым вооружением и материально-техническими средствами.

Военная доктрина - совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности РФ
Военно-политические основы Военно-стратегические основы Военно-экономические основы
Военно-политическая обстановка Характер войн и вооруженных конфликтов. Военно-экономическое обеспечение военной безопасности.
Основные угрозы военной безопасности.
Обеспечение военной безопасности Основы применения Вооруженных Сил и других войск. Международное военное (военно-политическое) и военно-техническое сотрудничество.
Военная организация государства
Руководство военной организацией государства.

Рис. 1.2.4 Структура военной доктрины России

И вот, Указом №706 от 21 апреля 2000 года была утверждена новая военная доктрина Российской Федерации (первый пункт Указа), а Основные положения военной доктрины от 2 ноября 1993 года по Указу №1833 были признаны утратившими силу (второй пункт Указа). В третьем пункте Указа исполняющий Президента РФ объявил, что он вступает в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 21 апреля 2000 года.

Военная доктрина является одним из основных документов, определяющих систему взглядов на обеспечение военной безопасности, основы военно-политического, военно-стратегического и военно-экономического обеспечения военной безопасности России в современном мире в начале XXI века и имеет три раздела рис. 1.2.4.

Первый раздел Доктрины «Военно-политические основы» включает пять подразделов: военно-политическая обстановка, основные угрозы военной безопасности, обеспечение военной безопасности, военная организация, руководство военной организацией.

Оценивая военно-политическую обстановку, в Доктрине указывается, что ее состояние и перспективы развития характеризуются качественным совершенствованием средств, форм и способов вооруженной борьбы, увеличением ее пространственного размаха и тяжести последствий, распространением на новые сферы.

Ее содержание характеризуется следующими основными факторами:

· снижением опасности развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной;

· формированием и укреплением региональных центров силы, усилением национального, этнического и религиозного экстремизма и активизацией сепаратизма;

· распространением локальных войн и вооруженных конфликтов и усилением региональной гонки вооружений;

· распространением ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки, обострением информационного противоборства.

Отмечается, что дестабилизирующее воздействие на военно-политическую обстановку в мире оказывают:

· нарушение отдельными государствами международных договоров и соглашений в области ограничения вооружений и разоружения;

· использование субъектами международных отношений информационных и других (в том числе нетрадиционных) средств и технологий в агрессивных (экспансионистских) целях;

· деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских, террористических движений, организаций и структур;

· расширение масштабов организованной преступности, терроризма, незаконного оборота оружия и наркотиков, транснациональный характер этой деятельности.

В Военной доктрине констатируется, что в современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против Российской Федерации и ее союзников снизилась благодаря позитивным изменениям международной обстановки, поддержанию на достаточном уровне российского военного потенциала, прежде всего потенциала ядерного сдерживания.

Вместе с тем, сохраняются, а на отдельных направлениях усилились потенциальные внешние и внутренние угрозы военной безопасности Российской Федерации и ее союзникам.

В Доктрине определены следующие основные внешние угрозы военной безопасности:

· возможное вмешательство во внутренние дела Российской Федерации;

· создание (наращивание) группировок войск (сил) вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил;

· возможный ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;

· нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане;

· действия, направленные на подрыв глобальной и региональной стабильности, на нарушение функционирования стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны, контроля космического пространства и обеспечение их боевой устойчивости, а также действия по поражению объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов;

· действия сил международного терроризма.


Основными видами внутренних угроз в Доктрине названы:

· попытки насильственного свержения конституционного строя;

· противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране;

· действия (планирование и подготовка действий), направленные на дезорганизацию функционирования федеральных органов, объектов жизнеобеспечения, инфраструктуры, военных объектов;

· деятельность организованной преступности, сил терроризма, незаконная (контрабандная) деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации.

Подчеркивается, что для обеспечения военной безопасности Российской Федерации необходимо достижение следующих целей:

· предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз в контексте строительства демократического государства;

· сохранение статуса ядерной державы для сдерживания (предотвращения) агрессии;

· проведение с Республикой Беларусь совместной оборонной политики и координация военного строительства.

Военная доктрина придает приоритетное значение коллективной безопасности в рамках Содружества Независимых Государств.

В Доктрине указывается, что основными принципами обеспечения военной безопасности являются:

· сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;

· эффективность прогнозирования и классификация угроз при адекватном реагировании на них;

· достаточность сил, средств и ресурсов для обеспечения военной безопасности;

· соответствие степени готовности военной организации потребностям военной безопасности;

· не нанесение ущерба международной и национальной безопасности других стран.
Положения Военной доктрины определяют раздельно содержание военной безопасности на мирное и военное время.

В мирное время приоритетное значение в обеспечении военной безопасности придается решению следующих задач:

· формированию и проведению единой государственной политики в области военной безопасности;

· поддержанию политической стабильности, защите конституционного строя и территориальной неприкосновенности государственных границ;

· укреплению союзнических отношений с другими государствами;

· постоянному совершенствованию системы обороны, Вооруженных сил, других войск и формирований, их готовности к предотвращению, локализации и нейтрализации угроз;

· созданию условий, обеспечивающих своевременный перевод промышленных предприятий на выпуск военной продукции;

· защите объектов и интересов России на территориях иностранных государств, в мировом океане и космическом пространстве;

· военной поддержке (в случае необходимости) политических акций, а также военно-морскому присутствию;

· развитию необходимой военной инфраструктуры;

· совершенствованию гражданской и территориальной обороны.

С началом вооруженного конфликта (войны) и в угрожаемый период основными задачами обеспечения военной безопасности являются:

· объявление состояния войны и введение военного (чрезвычайного) положения в стране (либо в отдельных местностях);

· проведение стратегического (частичного) развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, приведение их в готовность;

· организация и скоординированное ведение вооруженной, экономической, информационной, дипломатической и других видов борьбы;

· перевод экономики и объектов инфраструктуры на режим работы в условиях военного положения;

· организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны.

Для обеспечения военной безопасности России Военной доктриной предусмотрена военная организация, включающая Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими. Роль и место федеральных структур мы рассматривали в первом вопросе.

Военной доктриной определены следующие принципы построения военной организации Российской Федерации:

· постоянное прогнозирование состояния и перспектив развития военно-политической обстановки;

· централизация руководства;

· единоначалие на правовой основе;

· соответствие задачам обеспечения военной безопасности уровня боевой и мобилизационной готовности, а также подготовки органов военного управления и войск (сил), их структур, боевого состава и численности резерва, запасов
материальных средств и ресурсов;

· единство обучения и воспитания;

· обеспечение реализации прав, свобод и социальной защищенности военнослужащих.

В качестве важнейших приоритетов развития военной организации государства Доктриной определены:

· создание единой и эффективной системы управления;

· постоянное совершенствование сил (в том числе ядерных), обеспечивающих стратегическое сдерживание;

· поддержание в необходимой готовности структур для подготовки мобилизационных ресурсов и обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск;

· оснащение и подготовка соединений и частей общего назначения постоянной готовности для решения задач сдерживания и ведения боевых действий в вооруженных конфликтах и войнах.

Отмечается, что в рамках проведения военной реформы должно осуществляться скоординированное реформирование всех составляющих военной организации государства.

Военной доктриной определены функции органов государственной власти.

Руководство военной организацией государства осуществляет Президент Российской Федерации - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации.

На Правительство Российской Федерации возлагаются обязанности по организации оснащения вооруженных сил и других войск, их всестороннему обеспечению и осуществлению общего руководства оперативным оборудованием территории государства.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют полномочия по обеспечению военной безопасности, возложенные на них федеральным законодательством.

Управление Вооруженными Силами и другими войсками осуществляют руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При этом Министерство обороны России координирует работу различных федеральных ведомств по вопросам обороны, разрабатывает концепцию военного строительства, координирует заказы на вооружение и военную технику, готовит предложения по государственному оборонному заказу.

Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами по выполнению задач в области обороны, координирующим и организующим их взаимодействие с другими войсками.

Управления главнокомандующих (командующих) видами (родами) Вооруженных Сил осуществляют разработку и реализацию планов строительства и применения видов (родов) войск Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечивают управление силами и их повседневную деятельность.

Управления военных округов (оперативно-стратегические командования) осуществляют управление межвидовыми группировками сил общего назначения в установленных границах ответственности с учетом их задач и единой системы военно-административного деления.

МЧС России координирует работу федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации по развертыванию системы гражданской обороны для защиты населения и экономики страны от современных средств поражения.

Второй раздел доктрины «Военно-стратегические основы» включает два подраздела - характер войн и вооруженных конфликтов и основы применения Вооруженных сил Российской Федерации и других войск.

Говоря о возможном характере войн, Военная доктрина отмечает необходимость Вооруженным Силам быть готовыми к ведению войн и участию в вооруженных конфликтах исключительно в целях предотвращения агрессии, защиты целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечения безопасности Российской Федерации, а также ее союзников.

Подчеркивается, что в зависимости от применяемых средств современные войны (вооруженные конфликты) могут быть с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения или только обычных средств поражения рис. 1.2.5.

По масштабам они могут быть локальными, региональными и крупномасштабными.

Локальные войны могут вестись группировками войск, развернутыми в районе конфликта или с усилением их за счет переброски сил с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил. Они могут возникать вследствие эскалации сети вооруженных конфликтов.

Для достижения важных военно-политических целей с участием двух и более государств одного региона могут быть развязаны региональные войны с участием коалиционных группировок сил и применением как обычных, так и ядерных средств поражения.

Крупномасштабная война с применением только обычных средств поражения будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания в ядерную войну с катастрофическими последствиями для основ жизнедеятельности, существования человечества и цивилизации в целом. Она ведется сторонами для достижения «радикальных военно-политических целей». В войне различают несколько периодов и, в частности, ей может предшествовать угрожаемый период. Основным содержанием начального периода войны является борьба за овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, завоевание (удержание) господства в воздухе, достижение информационного превосходства. Цели при затяжном характере войны будут достигаться в последующих и завершающем периодах. Основные признаки современных войн и вооруженных конфликтов представлены на рис. 1.2.6.

Вооруженный конфликт Локальная война Региональная война Крупномасштабная война
Участие населения и нерегулярных вооруженных формирований. Ограниченные военно-политические цели. Важные военно- политические цели. Радикальные военно-политические цели.
Использование диверсионных и террористических методов. Военные действия в границах участвующих государств. Участие государств одн

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow