Ход урока. Тема:Наземно-воздушная среда обитания и почвенная среда обитания

План-конспект урока

Тема: Наземно-воздушная среда обитания и почвенная среда обитания.

Цель: Изучить адаптации организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Адаптации организмов к жизни в почве.

Задачи:

1. Образовательные:

· познакомиться с особенностями газового, водного, температурного режимов наземно-воздушной среды; охарактеризовать почву как среду жизни; изучить адаптации растений и животных в наземно-воздушной среде и почве

· обеспечить усвоение следующих понятий: климат и микроклимат

2. Развивающие:

· развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы

· содействовать развитию навыков самостоятельной работы

· содействовать формированию умения работать с рисунками и текстом учебника

3. Воспитательные:

· воспитывать бережное отношение к флоре родного края

· формирование научного мировоззрения;

Тип урока: комбинированный урок

Методы и методические приёмы: беседа, рассказ, работа с учебником, демонстрация фильма.

Оборудование: учебник, ноутбук.

Структура урока:

1. Организационный момент (1 мин)

2. Проверка домашнего задания (7 мин)

3. Изучение нового материала (25 мин)

4. Закрепление изученного материала (10 мин)

5. Домашнее задание (1 мин)

6. Подведение итогов(1 мин)

Содержание урока Методы и методические приемы
1.Организационный момент Приветствие учащихся и проверка отсутствующих на уроке. 2.Проверка домашнего задания
1. Во сколько раз плотность воды больше плотности воздуха А) 300 Б)500 В)700 Г) 800 1. Повышение температуры воздуха на 10 °С вызывает повыше­ние температуры воды на А) 0,5 Б)2 В) 1 °С С) 3
2. Среда жизни – это А) часть природы с особым комплексом факторов, для существования в которой у разных систематических групп орга­низмов сформировались сходные адаптации Б) совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь В) часть природы, которая окружает организм и с которой он непосредственно взаимодействует в течение своего жизненного цикла 2. Какой из перечисленных сред жизни не существует А) Водной Б) Почва В) Наземной Г) Живой организм
3. Особенностями водных растений является: А) Хорошо развитая проводящая ткань Б) Слабо развитая механическая ткань В) Наличие хорошо развитой корневой системы 3. Воздухоносная ткань в органах водных растений называется: А) Паренхима Б) Мезенхима В) Аэренхима
4. Организмы, обитающие в толще воды и ведущие пассивный образ жизни, называются: А) Планктон Б) Нектон В) Бентос 4. Организмы, обитающие в тол­ще воды и ведущие активный образ жизни, называются: А) Планктон Б) Нектон В) Бентос
5. К нейстону относятся: А) Акула Б) Рак В) Жук-вертячка 5. К бентосу относятся: А) Краб Б) Карась В) Медуза
6.Адаптации планктона направлены на повышение плавучести тела за счет: А) наличия плавников Б) сплющивания и удлинения формы тела, развития щетинок В) развития раковин и хитинизированной кутикулы 6.Адаптации бентоса направлены на уменьшение плавучести тела: А) наличия плавников Б) сплющивания и удлинения формы тела, развития щетинок В ) развития раковин и хитинизированной кутикулы
7.Установите соответствия между экологическими группами водных обитателей и их представителями: 1. Планктон А) жук-вертячка 2.Нектон Б) морская звезда 3.Бентос В) креветка 4.Нейстон Г) синий кит 1в 2г 3б 4 а 7.Установите соответствия между экологическими группами водных обитателей и их представителями: 1. Планктон А) тюлень 2.Нектон Б) морской еж 3.Бентос В) водомерка 4.Нейстон Г) медуза- корнерот 1г 2а 3б 4в

3. Изучение нового материала

Сегодня тема нашего урока «Наземно-воздушная и почвенная среда обитания». Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока.

Характеристики Наземно-возд. среда Почва
Газовый режим Наличие в ней воздуха(смеси газов) Больше СО2 и меньше О2 чем в воздухе
Плотность Воздух обладает низкой плотностью, поэтому не может выполнять функцию опоры для организмов Плотность почвы увеличивается с глубиной.
Водный режим Наземно-воздушная среда мо­жет быть как предельно насыщена влагой (тропики), так и очень бедна ею (пу­стыни). Осадки распределяются неравномерно Повышение влажности и температуры почвы ухудшает ее аэрацию
Температура Температура в наземно-воздушной среде имеет суточную и сезонную периодичность Температурные ко­лебания в почве сглажены по сравнению с приземным воздухом и на глубине 1 —1,5 м уже не прослеживаются.
Свет Вследствие высокой прозрачности воздух гораздо меньше, чем вода, препятствует проникновению солнечного света. Свет отсутствует

С понятиями «погода» и «климат» вы уже познако­мились в курсе географии. Вам известно, что жизнь организмов в наземно-воздушной среде зависит не столько от изменения отдельных факторов, сколько от их динамического комплекса — климата. Климат — это совокупность много­летних, относительно постоянных погодных условий для данной местности. Мно­голетний режим погоды характеризует тип климата местности. В понятие кли­мата входят суточная, сезонная и годовая динамика климатических факторов. Тип климата определяется географическим положением местности. На его зональное распределение могут оказывать влияние горы и степень удаленности от океана. В горах наблюдается климатическая зональность, аналогичная смене зон от низких широт к высоким в Северном полушарии (рис. 15). Для многих организмов важен не столько климат региона, сколько комплекс факторов в их непосредствен­ной среде обитания. Он может существенно отличаться от общих климатических условий. Микроклимат — климат отдельных, небольших участков территории. В каждой климатической зоне может формироваться большое разнообразие ми­кроклиматов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: