Тема 4. Маркетинговая среда

1. Понятие маркетинговых возможностей фирмы

2. Понятие и уровни маркетинговой среды

3. Характеристика факторов внутренней среды

4. Характеристика факторов внешней среды

1.

Цели и задачи фирмы
Возможности внутр.среды

Возможности внешней среды


Маркетинговые возможности фирмы – часть рыночных возможностей, ограниченная имеющимися у фирмы внутренними ресурсами, подчиненная целям и задачам деятельности фирмы

2. Маркетинговая среда предприятия – совокупность активных субъектов и сил, действующих внутри и за пределами предприятия, влияющих на разработку и реализацию маркетинговых мероприятий, а также установление и поддержание с клиентами отношений успешного делового сотрудничества

SWOT-анализ

Пример: Милавица

Сильные стороны: Кадры (квалифицированный, качественный) Имидж предприятия Качество продукции Наличие бренда Дифференцированный рынок Гибкая ценовая политика Весомая доля рынка в отрасли Наличие надежных поставщиков Широкий ассортимент Возможности: Дотации со стороны государства Повышение уровня жизни населения Отсутствие субститутов Расширение торговых связей
Слабые стороны: Недостаточно развитая торговая сеть Недостаток продукции Угрозы: Экономическая нестабильность страны Нестабильный валютный курс Изменение моды Демографический кризис Угроза приватизации

Пример:

Сильные стороны: Персонал Наличие бренда Высокое качество товаров Широкий ассортимент Продвинутая мат.-тех.база Относительная важность (10): Ранг: Весовой коэффициент:
Слабые стороны:      

Strenghts - преимущества фирмы

Weaknesses - недостатки фирмы

Opportunities - факторы внешней среды, дающие преимущества на рынке

Макросреда
Threats - факторы, ухудшающие положение на рынке

микросреда
Внутренний уровень


3. Внутренняя среда маркетинга определяется ресурсами потенциальной фирмы.

Ресурсный потенциал включает следующие компоненты: финансы, информация, юридический, технико-технологический, сбытовой, организационно-правовой, интеллектуальный, брендовый.

Микросреда – факторы, с которыми фирма находится в непосредственном взаимодействии. На мне она может оказывать влияние, но не имеет над ними контроля.

Внутренняя среда маркетинга определяется ресурсным потенциалом фирмы, который включает в себя следующие компоненты:

§ Финансовая

§ Информационная (информация, которой обладает фирма и которую она может использовать для принятия решений)

§ Юридическая (различные лицензии, договора – все юридически оформленные условия деятельности фирмы)

§ Технико-технологическая (техника и технологии, которые может использовать фирма для своей деятельности)

§ Сбытовая (имеющиеся каналы распределения)

§ Организационно-правовая (общереспубликанские нормативные акты и др, регулирующие деятельность предприятия, тип организационной структуры, распределение функциональных обязанностей)

§ Интеллектуальная (персонал с их знаниями, опытом, умениями, навыками, тип руководителя)

§ Брендовая (деловая репутация)

Эти факторы находятся под контролем фирмы и управляются ею

4.Храктеристика факторов внешней среды

Микросреда – факторы, с которыми фирма находится в непосредственном взаимодействии. На них она может оказывать влияние, но не имеет над ними контроля.

Факторы микросреды:

§ Поставщик – фирма или предприниматель, обеспечивающий предприятие материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и оказания услуг.

§ Посредник – лицо или фирма, стоящая между производителями и потребителями товаров и содействующие обращению товара

Посредник - юридическое или физическое лицо, осуществляющее закупку и реализацию продукции предприятий-изготовителей потребителям или содействующее продавцам (изготовителям) и покупателям продукции установлению непосредственных договорных отношений между ними.

Посредник – фирма или предприниматель, помогающий предприятию в продвижении и распространении его товаров среди клиентуры.

§ Потребитель - лицо или фирма, потребляющее какие-либо товары.

Потребитель –лицо, непосредственно использующие товары (потребляющее услуги) исключительно для личных, бытовых семейный или иных нужд не связанных с осуществлением предпринимательское деятельности.

Покупатель – граждане, имеющие намерения заказать (приобрести) либо заказывающие (приобретающие) товары (услуги).

Клиент – постоянный покупатель или заказчик.

§ Конкурент – экономический соперник в образе отдельного лица, группы лиц или фирмы, имеющий сходные цели в какой-либо области деятельности и потому заинтересованный в том, чтобы вытеснить, оттеснить других лиц на рынках сбыта, обойти их по эффективности производства и качеству продукции.

§ Контактные аудитории – группы людей и фирмы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к предприятию и оказывают влияние на достижение его коллективом поставленных целей. Различают следующие группы контактных аудиторий:

- финансовые учреждения (банки, страховые организации)

-СМИ

- государственные учреждения

-общественность

-юридические организации (суды, адвокатские конторы)

-внутренние контактные аудитории (собственные рабочие, служащие)

Макросреда – факторы, которые не испытывают на себе влияния фирмы, но оказывают влияющее воздействие на ее деятельность. С ними фирма не находится в непосредственном взаимодействии и должна приспосабливаться к их поведению.

Факторы макросреды фирмы:

§ Природные (площадь территории, запасы природных ресурсов, состояние окружающей среды, географическое положение, природно-климатические условия, цены на потребление энергоресурсов)

§ Экономические (объем ВВП, темпы прироста в отраслях экономики, средний уровень банковского процента, рентабельность деятельности отраслей и др.)

§ Демографические (половозрастной состав, уровень образованности, структура населения)

§ Научно-технические (расходы на науку, темпы развития наукоемких отраслей, степень инновационности экономики)

§ Национально-культурные (события в культурной жизни государства, соблюдение традиций и обрядов, религиозность общий культурный уровень населения)

§ Политико-правовые (стабильность политической ситуации, соблюдения прав граждан, законопослушность граждан, степень урегулированности отрасли, стабильность законодательно базы)

§ Мода

PEST (STEP) – анализ

Political-legal – политико-правовые факторы

Economic – экономические факторы

Socio-cultural – социально-культурные факторы

Technological – технологические факторы

Конституциональный анализ - анкетирование

Тема 5.Информационное обеспечение маркетинговой деятельности

1. Определение потребности предприятия в информации

2. Виды маркетинговой информации

3. Организация работы с маркетинговой информацией

1.Определение потребности предприятия в информации

Риски в маркетинговой деятельности:

Риск производства нового товара

Риск выхода на новые рынки

Риск изменения окружающей среды

Социальные риски

Риск разработки комплекса маркетинга

Коммуникативные рынки

Риск эмбарго

Маркетинговая информация – данные, уменьшающие степень неопределенности и риска при разработке и принятии управленческих решений в маркетинге, формируют основу системы информационно-аналитического обеспечения маркетинговой деятельности предпритий.

Потребность в маркетинговой информации определяется:

Целью, для которой необходима информация

Точностью постановки проблемы

Наличием ограничений в сборе необходимой информации

2.Виды маркетинговой информации

По секторам информационного рынка:

Статистическая информация

Коммерческая информация (об организациях и предприятиях)

Биржевая и финансовая информация

Профессиональная и научно-техническая информация

Публикации в СМИ

По месту (способу) получения:

Внутренняя информация

Внешняя информаци

По назначению:

Первичная информация (специально собираемая по мере возникновения проблем – не структурирована, дороговизна и длительность срока сбора)

Вторичная информация (собранная для других исследований, но являющаяся полезной при решении данной проблемы – дешевизна, но может быть или устаревшей, или не совсем соответствовать деятельности предприятия)

Специализированная информация (регулярно собираемая для контроля положения фирмы)

Виды опросов в маркетинге:

· устный опрос (интервью)

· анкетирование

· по почте

· телефонное интервью

Виды наблюдения:

· прямое

· непрямое (копаться в мусоре)

· открытое

· скрытое

· структуризованное (нужно узнать определенные вещи)

· неструктуризавнное

3.Организация работы с маркетинговой информацией

Организация работы с маркетинговой информацией в значительной степени определяется размером и организационной структурой предприятия

Формы организации информационно-аналитического обеспечения:

По сферам использования

По маркетинговым функциям

По способам сбора и обработки информации

Маркетинговая информационная система (МИС) – совокупность персонала, оборудования, методов, предназначенных для сбора, обработки, анализа информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений.

Подсистемы МИС Использование систем Характеристика подсистем
Разведывательная Анализ, внешний контроль Определение проблем, изменений и возможностей во внешней среде маркетинга
Маркетинговых исследований Анализ Сбор информации, которая отражает специфические маркетинговые проблемы компании (изучение рынка, эффективности рекламной деятельности, цен и т.д.)
Поддержки маркетинговых решений Анализ, принятие решений Хранение и обработка всех данных, имеющих отношение к маркетингу, включая вопросы стратегии и комплекса маркетинга
Маркетингового контроля Контроль (внутренний) Мониторинг маркетинговой детельности и оценка ее эффективности, а также выполнение планов
Маркетинговой отчетности Контроль (внутренний) Составление отчетов по объему продаж, затратам, доходам и др. показателям управленческой отчетности; прогнозирование объема продаж
Операционная (система сбыта) Сбор данных, выполнение решений Управление системой распределения, координация деятельности по продажам, корректировка информации о покупателях, составление списков рассылки и т.д.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: