Ход урока. Цель: Изучить особенности внешнего строения хвощей и плаунов, а также особенности их размножения и значение в природе

План-конспект урока

Тема: Плауны. Хвощи.

Цель: Изучить особенности внешнего строения хвощей и плаунов, а также особенности их размножения и значение в природе.

Задачи: 1. Образовательные:

· познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения хвощей и плаунов и особенностями его размножения

· обеспечить усвоение следующих понятий: спороносные колоски, антеридии, архегонии, спорофит, гаметофит, заросток

2. Развивающие:

· развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы

· содействовать развитию навыков самостоятельной работы

· содействовать формированию умения работать с рисунками и текстом учебника

3. Воспитательные:

· воспитывать бережное отношение к флоре родного края

Тип урока: комбинированный урок

Методы и методические приёмы:

1. Словесные (беседа, рассказ)

2. Наглядные (демонстрация динамического рисунка)

Оборудование: гербарий, таблица.

Структура урока:

1. Организационный момент (2 мин)

2. Проверка домашнего задания (10 мин)

3. Изучение нового материала (20 мин)

4. Закрепление изученного материала (10 мин)

5. Домашнее задание (1 мин)

6. Подведение итогов(2 мин)

Содержание урока Методы и методические приемы
   
1.Организационный момент Приветствие учащихся и проверка отсутствующих на уроке. 2.Проверка домашнего задания Давайте перед изучением новой темы вспомним основные особенности строения и размножения мхов. Вставьте пропущенные слова: “Тело мхов разделено на … и … Функцию корней выполняют… Жизненный цикл мха сложный: в нем происходит чередование двух поколений – … и …. На женских гаметофитах в особых органах – … -образуются…, в мужских – антеридиях – …. Оплодотворение возможно только при наличии … В результате оплодотворения образуется… Из зиготы начинает развиваться… Внутри коробочки созревают…Споры,попадая во влажную среду, прорастают в … Из протонемы формируется…. В жизненном цикле мхом преобладает… ” Ответ: стебель, лист, ризоиды, спорофита и гаметофита, архегониях, яйцеклетки, сперматозоиды, воды, зиготы, коробочка на ножке, споры, протонему, новое растение, спорофит. 3.Изучение нового материала Плауны — многолетние травянистые растения. Это одна из наиболее древних дошедших до нас групп высших расте­ний. Правда, в современной флоре плауновидные представлены небольшим числом родов и видов, которые не играют существенной роли в формировании растительного покрова – своего расцвета эти растения достигали около 300 млн. лет назад – в конце палеозойской эры. Для стеблей плаунов характерно верхушечное ветвление. На них располагаются узкие зеленые листочки. У плаунов, в отличие от мхов, имеются корни. В стебле и листьях, помимо покровной, ме­ханической и основной тканей, есть хорошо развитая проводящая ткань. Она представлена типичной флоэмой и состоящей из трахеид ксилемой. Особенности размножения плаунов рассмотрим на примере пла­уна булавовидного. Это обычное растение наших лесов. Размножение плауна булавовидного. Схема на доске: Хвощи — очень древняя и своеобразная группа растений. Со­временные хвощи — многолетние травянистые растения. В почве у них имеется корневище, от которого отходят придаточные корни и надземные побеги. Стебли хвощей имеют членистое стро­ение. Боковые ветви, если они есть, отходят от узлов мутовками. Листья превратились в пленчатые образования и также располага­ются мутовками. Основания листьев срослись между собой, а листо­вые пластинки превратились в небольшие зубчики. Листья потеряли способность к фотосинтезу, поэтому эту функцию выполняет стебель. Эпидермис стеблей пропитан кремнеземом, что придает ему жесткость. В стебле имеются механическая, основная и проводящая (ксилема и флоэма) ткани. Ксилема так же, как у плаунов, образо­вана трахеидами. Размножение хвощей во многом сходно с размножением плаунов. Поэтому давайте теперь составим схему на доске. Спорофит – спороносные колоски – спороносный листочек - спорангий – споры – заросток – яйцеклетка + сперматозоид – зигота – молодое растение А теперь давайте составим небольшую табличку и сравним между собой мхи, хвощи и плауны и увидим что нового появляется у плаунов и хвощей по сравнению с мхами. Таблица
Растения Вегетативные органы Ткани Чем представлен спорофит Чем представлен гаметофит Какое поколение преобладает
Мхи Стебель, лист, ф-я корня: ризоиды Мех, проводящие ткани отсутствуют Коробочка на ножке Растение мха Гаметофит
Плауны Стебель, лист, корневище с придаточными корнями Покровн., основн., мех., провод. Зеленое растение Заросток Спорофит
Хвощи Стебель, лист, корень Покровн., основн., мех., провод. Зеленое растение Заросток Спорофит
Папоротники          

А теперь давайте узнаем значение плаунов и хвощей в природе. Для этого откройте учебники на стр.127

Современные плауны и хвощи — это остатки когда-то большой, но сейчас практически вымершей группы растений. До наших дней дошло немногим более 1000 видов плаунов и около 30 видов хвощей. На территории Беларуси в насто­ящее время встречается лишь по 8 видов плаунов и хвощей. Наибо­лее обычными видами плаунов в Беларуси являются плаун годич­ный и плаун булавовидный. Многие виды хвощей являются злостными сорняками (например, хвощ полевой и хвощ луговой). Массовое развитие хвощей на пашне является свидетель­ством того, что почву на этом участке необходимо известковать. Это связано с тем, что большинство хвощей предпочитает кислые почвы. Три вида плаунов (баранец обыкновенный, плауночек заливаемый и полушник озерный) и хвощ большой — охраняемые растения.

Практическое значение плаунов и хвощей невелико. Некоторые виды плаунов и хвощей являются лекарственными растениями. Остатки вымерших плаунов и хвощей сыграли важную роль в образовании запасов каменного угля на нашей планете. В настоящее время эти растения не имеют важного значения в формировании со­временного растительного покрова планеты.

4.Закрепление изученного материала

А теперь давайте выполним несколько заданий, чтобы закрепить материал.

Вопросы:

1. Какие вегетативные органы имеются у плаунов и хвощей?

2. Назовите основные ткани плаунов и хвощей?

3. Чем отличаются плауны и хвощи от мхов?

4. Назовите органы полового размножения сфагнума?

5. Что собой представляет спорофит у хвощей и плаунов? А гаметофит?

6. Какое поколение преобладает в жизненном цикле плаунов и хвощей?

7. Какую роль играют хвощи и плауны в природе?

Кроссворды:

  с П о р о ф и т          
о п Л о д о т в о р е н и е
  з А р о с т о к          
    У г о л ь              
  а Н т е р и д и и        

Вопросы:

1. Какое поколение преобладает в жизненном цикле плаунов?

2. Как называется процесс слияния яйцеклетки и сперматозоида?

3. Чем представлен гаметофит у плаунов?

4. Остатки плаунов и хвощей сыграли важную роль в формировании этого полезного ископаемого.

5. Назовите мужские органы полового размножения?

          а р Х е г о н и и
    п о к р о В н а я      
        з и г О т а        
к о р н е в и Щ е          

Вопросы:

1. Назовите женские органы полового размножения?

2. Назовите одну из тканей, присутствующую у хвоща?

3. Что образуется в результате слияния яйцеклетки со сперматозоидом?

4. Чем представлен корень у хвоща?

5.Домашнее здание

Параграф 41, вопросы после параграфа на стр.128

6.Подведение итогов

Итак, в ходе нашего урока мы познакомились с особенностями внешнего и внутреннего строения хвощей и плаунов, с особенностями их размножения и узнали о их значении в природе.

Беседа Беседа фронтальная Рассказ Динамический рисунок на доске Рассказ Схема на доске Беседа Работа с учебником Беседа фронтальная Беседа

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: