План-конспект урока
Тема: География природных ресурсов Земли
Цели:
Образовательные – углубить представления о распространении различных видов природных ресурсов; узнать проблемы, связанные с потреблением природных ресурсов на Земле; изучить особенности распределения и использования земельных, климатических и биологических ресурсов;
Развивающие – развить умение работы со схемами и таблицами учебника;
Воспитательные - формирование позитивных взглядов на бережное отношение к природным ресурсам и интерес к охране окружающей среды.
Оборудование: учебник 11 класс, настенная карта «Природные ресурсы Земли».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент | Доброе утро! Присаживайтесь! Дежурный, кто сегодня отсутствует? | Приветствуют учителя! Дежурный называет отсутствующих, если они есть. |
Проверка домашнего задания | Доклад на тему «Способы добычи нефти» Индивидуальный опрос у доски? 1.В чём отличие понятий «окружающая среда» и «географическая среда»? 2. В чём различие между рациональным и нерациональным природопользованием? Фронтальный опрос: 1. Что такое природные ресурсы? 2. Что представляет собой охрана окружающей среды? 3. Что такое природопользование? 4. Что относится к сельскохозяйственному природопользованию? 5. Что такое мелиорация? 6. Какие вы знаете основные мелиоративные мероприятия? 7.Что называется природно-ресурсным потенциалом? 8.Какие вы знаете виды оценки природных ресурсов? Проверка домашнего задания окончена, перейдём к новому параграфу. | Выходят к доске и отвечают: 1. Под географической средой понимается часть географической оболочки освоенная человеком. В настоящее время она включает практически все сферы географической оболочки, а иногда даже выходит за их рамки. Что касается окружающей среды, то под этим термином подразумевается среда жизни и производственной деятельности человечества. Это окружающий человека и искусственно созданный им материальный мир, включая заводы, фабрики, АПК, поселения и др. Географическая среда имеет глобальный характер, поэтому она шире окружающей среды. 2. Рациональное природопользование - экономная эксплуатация природных условий и ресурсов, обеспечение равновесия между экономическим развитием и состоянием окружающей среды, охрана эстетических свойств ландшафтов и плодородия почв, чистота природных вод и воздуха. Нерациональное природопользование - ослабление восстановительных сил природы, истощение природных ресурсов, снижение качества и загрязнение окружающей среды. 1. Тела и силы природы, которые используются или могут быть использованы в качестве средств труда, источников энергии, сырья и материалов и предметов потребления. 2.Система мероприятий, оптимизирующих взаимоотношение человеческого общества со средой обитания. 3.Совокупность способов и средств использования природных ресурсов, условий воздействия человека на географическую оболочку и мероприятий по сохранению природного потенциала. 4.Земледельческое, пастбищно-животноводческое и мелиоративное природопользование. 5.совокупность мероприятий направленных на улучшение плодородия земель. 6.Осушение и орошение. 7.Совокупность природных ресурсов территории, которые могут быть использованы в народном хозяйстве, с учётом тенденций НТП. 8.Качественная и количественная. |
Изучение нового материала | Тема сегодняшнего урока: Распределение Природных ресурсов на суше и в Мировом океане. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 60 и перепишите тему урока в тетрадь. Вы уже изучили тему «Природные ресурсы» и знаете их классификации. С помощью схемы на странице 61расскажите какие бывают ресурсы: 1)по характеру возобновления; 2)по характеру использования; 3)по отношению к компонентам природы? Рассмотрим невозобновимые природные ресурсы. И чтобы систематизировать ваши знания составим таблицу «Страны-лидеры по запасам природных ресурсов». Три колонки:1.Вид полезных ископаемых. 2.название природного ресурса. 3. Страны-лидеры по запасам данного ресурса. Итак, начало таблицы у вас есть, её заполнение закончите дома. А сейчас перейдём к возобновимым природным ресурсам. Класс делится на три группы: первая группа читает о земельных ресурсах, вторая – о водных ресурсах, третья – о биологических. После прочтения расскажите о составе и особенностях заданного вам ресурса. Осталось рассмотреть неисчерпаемые природные ресурсы: 1) Климатические ресурсы включают солнечную энергию, осадки, энергию ветра 2) Рекреационные ресурсы – природные условия, объекты и явления, которые можно использовать для отдыха, туризма и лечения. 3) Ресурсы мирового океана включают одновременно водные, минеральные, энергетические, биологические и др. Приведите примеры стран где энергия ветра играет важное значение? Скажите, какие страны обладают более освоенными рекреациенными ресурсами? Проанализировав карту на странице 72 назовите самые рыбопродуктивные районы мирового океана? | Записывают тему в тетрадь. Работают со схемой. 1)Исчерпаемые, неисчерпаемые. 2)Промышленные, с/х, для отдыха. 3)Биологические, климатические, водные, земельные, минеральные. Записывают в тетради «шапку» таблицы и начинают заполнять. По представителю из группы рассказывают о составе и особенностях заданного природного ресурса. США, ОАЭ, Франция, Великобритания. США, Франция, Италия, Египет, Турция, Болгария, Испания. Северное море, шельф Западной Африки, шельф около Японских островов и Камчатки. |
Обобщение и закрепление изученного материала | А теперь по 3 человека с ряда расскажут нам, что нового они узнали на сегодняшнем уроке. Молодцы! Сегодня на уроке мы обобщили и дополнили знания о природных ресурсах Земли и выполнили стоящие перед уроком цели. | По очереди называют новую информацию. |
Домашнее задание | Теперь запишите домашнее задание: § 13; закончить заполнение таблицы. Всем спасибо! Все свободны. До свидания. | Записываю задания в дневник. |