Каламбур
Каламбур представляет собой один из видов остроты.
В «Словаре русского языка» Ожегова находим следующее определение:
«Каламбур — шутка, основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов»5. Каламбур строится на «звуковом сходстве при различном смысле»6.
Именно двусмысленность во многом и вызывает смеховой эффект.
Вот пример одной студенческой шутки:
ВОПРОС: Что общего между Остапом Бендером и белкой? ОТВЕТ: То, что стул у них ореховый.
Здесь обыгрывается одинаковое по звучанию, но разное по смыслу в данном контексте слово «стул». Возникает двусмыслица. И вот здесь-то сочинителя каламбуров подстерегает серьезная опасность. Этот пример был приведен как раз, для того чтобы эту опасность продемонстрировать: двусмыслица очень часто тянет нас на дурновкусие, а этого артист эстрады должен всячески избегать. Подобная реприза может вызвать смех, но при этом как-то неловко становится за артиста, который ее произносит.
В каламбуре проявляется важное качество остроумия вообще — умение быстро находить и применять узкий, конкретный, буквальный смысл слова и заменять им более обширное и широкое значение.
|
|
Чаще всего каламбур не преследует цели вскрыть какие-то недостатки. Это скорее безобидная шутка. Однако каламбур может иметь не только характер добродушной шутки, но может стать резким и чрезвычайно действенным орудием. Как насмешка каламбур способен убивать. Он может иметь и оскорбительный характер, чего артист эстрады не может себе позволить.
Сам по себе каламбур не может быть ни нравственным, ни безнравственным: все зависит от способа его употребления, от личностной позиции каламбуриста, от того, на что направлен каламбур.
Так, направленный против отрицательных явлений жизни, он становится острым и метким оружием сатиры. Еще одно важное обстоятельство:
Как бы ни был каламбур-реприза хорош сам по себе, он должен соответствовать обстановке, времени и происходящему событию.
Второй вид эстрадной репризы — реприза-парадокс, которая довольно близко примыкает к каламбуру. Но есть и отличие.
Парадокс — это такое суждение, в котором сказуемое противоречит подлежащему или определение определяемому.
«Все умники дураки, и только дураки умны». На первый взгляд, такие суждения лишены смысла. Но часто оказывается, что путем парадокса как бы зашифрованы некие особо тонкие мысли. Вот примеры парадоксов О. Уайльда (которые, кстати, показывают, насколько парадокс близок к каламбуру):
Холостяки ведут семейную жизнь, а женатые — холостую.
Ничего не делать — самый тяжкий труд.
Эта женщина и в старости сохранила следы изумительного своего безобразия.
В форме парадокса могут быть выражены едкие и насмешливые мысли.