Государство и ТНК

Известно, что взаимоотношения государства и рынка имеют свою историю развития. Было время, когда государство выполняло функцию «ночного сторожа», а рынок развивался на основе приниципов саморегуляции и саморазвития. Когда государству пришлось взять на себя функцию экономического дирижера, оно как политическая структура приобрело некоторые экономические функции. Именно в этой противоположности возникает острая проблема меры вмешательства.

Возникновение монополии усилило экономические функции государства и сегодня можно сказать, что мера государственного вмешательства в экономику прямо пропорциональна степени монополизации этой экономики.

Первоначально государство видит в монополии не только соперника в политике, но и силу, способную модифицировать рыночное равновесие в своих собственных интересах.

Эту опасность государство видит по следующим направлениям:

1. Монополистическая цена, в том числе и мировая, лишает участников рынка объективной рыночной информации (биржевая, равновесная цена);

2. Монополизация экономики создает экономические барьеры свободного движения капитала и ограниченный доступ к ресурсам. А это значит, что свободного воспроизводства уже нет, а соответственно и совершенной конкуренции;

3. Монополистический капитал устраняется в наиболее рентабельные отрасли;

4. Монополистический капитал с его коммерческим интересом противоречит социальным, общенациональным интересам государства, например, в области экологии.

Отсюда, антимонопольное законодательство.

Когда монополистический капитал становится транснациональным, внешнеэкономическая политика государства начинает совпадать с экономическими интересами ТНК.

Когда интересы транснационального капитала объективно совпадают с интересами определенных национальных государств, он может обеспечить им значительные преимущества в межстрановой экономической конкуренции. В передовых странах их двоевластие приняло характер симбиоза. Развитые государства активно поддерживают собственные ТНК, которые, в свою очередь, обеспечивают сюзеренам поступление налоговых средств от международной деятельности и, что, возможно, более важно, распространение их экономического и политического влияния. Среди разнообразных мер по поддержке транснационального капитала можно выделить следующие: предоставление государственных гарантий и страхование прямых инвестиций, как, например, в США, где действует Государственная Корпорация по страхованию и гарантированию инвестиций; поддержка в урегулировании инвестиционных споров и создание специализированных институтов международного арбитража в инвестиционной сфере (Международная конвенция по регулированию инвестиционных споров подписана 115 странами); создание справедливых и недискриминационных инвестиционных условий как для отечественных, так и для иностранных инвесторов; исключение двойного налогообложения; административная и дипломатическая поддержка своих международных корпораций при освоении новых иностранных рынков.

Существенной формой государственного стимулирования деятельности ТНК являются различные налоговые льготы. К примеру, налоги, которые платят филиалы корпорации в развивающихся странах, вычитаются из общей суммы налогообложения материнской компании. Более того, с общей суммы облагаемого зарубежного дохода разрешается списывать такие операционные расходы филиалов, как расходы на рекламу, деловые поездки, представительскую деятельность, взносы на социальное страхование. Эффективным методом формирования вывоза товаров и услуг является освобождение компаний-экспортеров от прямых налогов, то есть налогов с доходов.

Особенно значительна роль государства в поддержке транснационального бизнеса в Японии. По мнению экспертов, автомобильная промышленность в Японии развивается только благодаря государственным займам, ускоренной амортизации оборудования, помощи в области НИОКР, протекционистским мерам против импорта и запрещением иностранных инвестиций. Более того, японский бизнес и государство на равных разделяют ответственность за результаты национального экономического развития, то есть одновременно участвуют в разработке и реализации промышленной политики в стране.

Таким образом, взаимоотношения современных ТНК и западных государств выглядят так: правительство для ТНК способствует развитию их научно-технического потенциала, готовит кадры в своих заведениях для ТНК, создает выгодную законодательную базу внутри страны и разрабатывает защищающий комплекс законов для своих ТНК на мировом рынке.

ТНК для своего государства основной налогоплательщик, разработчик новых технологий, военно-промышленный комплекс, и вообще ведет такую политику, в соответствии с которой за рубежом соблюдаются интересы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: