double arrow

Аргументы сциентистов и антисциентистов

3

Сциентизм и антисциентизм. НТР и ее последствия

Сближение естественнонаучной и гуманитарной культур

Критерии различения естественнонаучной и гуманитарной культур

Критерий ЕНК ГК
Объект Природа Общество
Функция Преобладает функция объяснения Преобладает функция понимания
Предмет познания Типичен Индивидуален
Влияние ценностей Малозаметно, неявно Существенно и открыто
Субъект и объект познания Строго разведены Частично совпадают
Оценки Преобладание количественных оценок Преобладание качественных оценок
Экспериментальные методы Основа методологии Применение затруднено
Объект исследования Материальный, относительно устойчивый Больше идеальный, чем материальный, относительно изменчивый

1. Естествознание все больше интересуется уникальными объектами.

2. Современное естествознание стало эволюционным, историчным.

3. Образное мышление, интуиция признаются необходимыми элементами научного познания.

4. В современном естествознании признается, что исследователь не может полностью избежать своего влияния на изучаемый объект и влияния своей личности – на результат исследования.




  • Сциентизм и антисциентизм представляют собой две остро конфликтующие ориентации относительно роли науки в обществе и культуре.
  • Сциентизм– мировоззренческая позиция, абсолютизирующая роль науки и объявляющая ее высшей ценностью. Сциентисты приветствуют достижения НТР, модернизацию быта и досуга, верят в безграничные возможности науки, в ее способность решить все острые проблемы человеческого существования.
  • Антисциентизм – мировоззренческая позиция, выступающая за снижение роли науки, аргументируя это негативными последствиями НТР. Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия НТР, их пессимизм усиливается по мере краха всех возлагаемых на науку надежд в решение экономических и социально-политических проблем.

Научно-техническая революция (НТР) – коренное преобразование производительных сил общества на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства и всей жизни общества.

Сциентисты Антисциентисты
Приветствуют достижения науки. Предубеждены против научных инноваций.
Считают, что знание – высшая культурная ценность. Не устают критиковать науку.
Полагают, что наука стала производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности. Успехи науки не сделали человечество счастливее, и оно стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения.

Рекомендуемая учебная литература по теме «Наука в системе культуры»



Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2008. Главы 1-3.

Концепции современного естествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2008. Глава 1.

Концепции современного естествознания / Под ред. С.И. Самыгина. 4-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д., 2003. Введение, Раздел II, §§1.1, 4.2.

Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов н/Д., 2004. Глава 1, §§ 1-3, 5; глава Y, § 4; глава YII, §§ 7-8.

Свиридов В.В. Концепции современного естествознания. 2-е изд. СПб., 2005. С. 10-19.



3




Сейчас читают про: