double arrow

ТЕМА: ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА


Для современной конфликтологии характерно признание двойственной природы конфликта, в том числе и его не только разрушительных, но и позитивных функций.

В повседневной жизни сложилось традиционное отношение к конфликтам как к негативным явлениям. Конфликты, с одной стороны, выполняют отрицательную функциюпо отношению к главным участникам взаимодействия:

1) Большинство конфликтов оказывают выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников.

Если в процессе конфликта большинство людей (79 %) переживают его с испорченным настроением, то после конфликта настроение улучшается только частично (34 %).

2) Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием.

Статистика свидетельствует, что большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликтов. Огромным количеством жертв, как правило, сопровождаются межэтнические и межгосударственные конфликты.

3) Конфликт как трудная ситуация часто сопровождается стрессом. При частых и эмоциональных напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.




4) Конфликт неизбежно сопровождается нарушением системы коммуникаций в семье, коллективе, организации.

Конфликт может отрицательно повлиять на взаимоотношения в коллективе, на его социально-психологический климат. Исследования А.Я. Анцупова, АИ. Шипилова и др. показывают, что в результате деструктивного разрешения конфликтов ухудшаются взаимоотношения в 19 - 30 % случаев.

5) Конфликты негативно отражаются на эффективности деятельности оппонентов.

Участники конфликта обращают меньше внимания на качество работы. Во время конфликта почти в каждой третьей ситуации ухудшается качество совместной деятельности коллектива. После завершения конфликта наблюдается ухудшение качества совместной деятельности в 15 - 16 % ситуаций. Это обычно происходит когда:

- конфликт не разрешился и постепенно затухает;

- своих целей добился оппонент, который был не прав;

- конфликт оказался длительным, в конфликт оказались втянутыми многие члены социальной группы.

6) Деструктивные конфликты:

а) формируют негативный образ другого - "образ врага", который способствует формированию предвзятого негативного отношения к оппоненту;

б) закрепляют в социальном опыте личности и группы насильственные способы решения проблем;

в) отрицательно влияют на развитие человека.

С другой стороны, конфликт выполняет ряд позитивных функцийпо отношению к основным участникам.

1) Самая главная позитивная функция конфликта состоит в том, что, будучи формой противоречия, конфликт является источником развития.



В исследованиях интеллектуального развития детей доказано, что социо-когнитивные конфликты являются источником развития личности. Под социо-когнитивным конфликтом понимается ситуация когда индивиды имеют разные ответы на одну и ту же проблему и мотивированы на достижение совместного решения.

Чем значительнее социо-когнитивный конфликт для участников ситуации, тем потенциально сильнее его влияние на их интеллектуальное развитие.

2) Конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем.

Конфликт проявляет ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, его психологическую устойчивость к стрессовым факторам. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только привлекательных черт характера, но и ценного в человеке. Приблизительно в 10-15 % конфликтных ситуаций взаимоотношения оппонентов после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.

3) Конфликт позволяет ослабить психическую напряженность.

Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций.

Возможность разрядки напряжения, "оздоровления" отношений, которую потенциально содержит в себе конфликт, целенаправленно используют в педагогической и психотерапевтической практике. Прием усиления переживаний инициируют человека к изменениям во внутреннем мире - обретения нового смысла в критических жизненных ситуациях.



4) Конфликт служит источником развития личности и межличностных отношений.

При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту; расширить сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает уникальный социальный опыт решения трудных жизненных ситуаций.

5) Конфликт служит источником развития межличностных отношений.

Конфликт - это определенное отрицание старых, «отживших» отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия. Конфликтные отношения между партнерами, доведенные до предела могут стать моментом прорыва друг к другу. Момент прорыва, когда людям нечего терять, когда они пытаются прорваться друг к другу, может стать для них для них последней возможностью взаимопонимания. Социологи чикагской школы назвали такой конфликт "конфликт - возможностью разговора начистоту".

6) Межличностные конфликты служат одним из средств самоутверждения личности, формировании ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты личностного становления и успешной социализации.

Необходимость разрешения конфликта приводит к кооперации, к концентрации усилий участников на разрешение конфликтной ситуации, к вовлечению членов группы в общую жизнь группы.

Конфликт - это способ самоутверждения личности, особенно у подростка, конфликт - необходимая форма поведения для поддержания статуса в группе.

7) Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности.

Изменение качества деятельности руководителя и подчиненного показывает, что качество индивидуальной деятельности подчиненного значительно чаще (почти в четыре раза) ухудшается в ходе конфликта по сравнению с качеством деятельности руководителя. После конфликта руководитель лучше относится к выполнению обязанностей, чем до конфликта. Объясняется это тем, что руководитель значительно чаще добивается своих целей в конфликте, чем подчиненный.

8) При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих, улучшается отношениесослуживцев к нему. Это происходит в четыре раза чаще, чем в отношении к участнику конфликта, который отстаивал в борьбе сомнительные цели .

Конструктивные функции конфликтов по отношению к социуму следующие:

1) Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества. Так, Б.Ф.Ломов считает, что в совместной деятельности "соперничество (сотрудничество) играет роль своеобразного "катализатора" развития способностей".

Конфликт поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником нововведений и развития. Выявлено, что в инновационных конфликтах именно новатор выступает их инициатором и часто добивается изменений.

2) Сигнальная функция конфликта наиболее очевидна. Конфликт (как и боль), есть сигнал о том, что в отношениях и в нас самих (как и в организме) что-то не в порядке. Это сигнал о необходимости изменений в отношениях, что приведет к лучшей адаптации. Поскольку основой возникновения конфликта служит отрицание предшествующих отношений между сторонами, то конфликт может способствовать созданию новых, более благоприятных условий, к которым легче адаптируются члены коллектива.

Межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы.

3) Конфликт оптимизирует межличностные отношения, может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе. Обычно повышается трудовая дисциплина, руководители более чутко реагируют на нужды подчиненных, снимается напряженность в отношениях, устанавливается более доброжелательная обстановка. Это происходит почти в каждом втором конфликте.

Конфликт устраняет полностью или частично противоречие, возникающее в силу несовершенства организации деятельности, ошибок в управлении, недостаточной квалификации и дисциплинированности сотрудников и т.п. При завершении конфликта в более чем 65 % случаев удается полностью, в основном или частично разрешить противоречия.

В ходе конфликта появляются такие силы, которые смогут вернуть социальную систему, разъедаемую конфликтом, в состояние баланса и стабильности, а также поддержания ее в устойчивом состоянии:

- конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой;

- в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение, «снятие»; находятся средства предотвращения будущих конфликтов.

4) В научных коллективах конфликты, обусловленные предметно-познавательной деятельностью их членов, создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследовательского поведения, что способствует поиску продуктивных решений проблем.

5) Конфликт проявляет общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки. Обнажая противоречие, конфликтактуализируетгуманистическиеценности.

Таким образом, влияние конфликта на его участников и социальное окружение имеет двойственный, противоречивый характер. Это связано с отсутствием четких критериев различения конструктивных и деструктивных конфликтов, трудностями оценки результатов конфликта. Кроме того, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития. Также необходимо учитывать, для кого из участников он конструктивен, а для кого - деструктивен.







Сейчас читают про: