Объективные причины возникновения конфликтных ситуаций в социальной сфере

В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ

6.1. Объективные причины возникновения конфликтных ситуаций в социальной сфере.

6.2. Субъективные причины возникновения конфликтных ситуаций в социальной сфере.

В общефилософском плане понятие «причина» означает яв­ление, действие которого вызывает или производит какое-либо другое явление, называемое следствием. В общем смысле при­чина конфликта — это то явление, которое предопределяет его появление.

В обществе существует бесконечное множество причинно-следственных связей и зависимостей. И конфликты также мо­гут порождаться самыми различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными и субъективными и т. д. Их клас­сификация многообразна по разным основаниям и вряд ли может быть исчерпывающей.

При кратком рассмотрении характера взаимосвязей между объективными и субъективными причинами конфликтного вза­имодействия полезно отметить следующее.

Во-первых, жесткое разделение объективных и субъектив­ных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, по-видимому, неправомерно. Любая объективная причина иг­рает свою роль в возникновении конкретной конфликтной си­туации, в том числе по причине действия субъективных фак­торов.

' Вместе с тем трудно найти конфликтную ситуацию, воз­никшую в силу объективных обстоятельств, которую нельзя было бы разрешить конструктивным путем. В любом меж­личностном конфликте ту или иную роль играет субъектив­ный фактор. Если человек субъективно не примет решение о начале конфликтного противодействия, конфликта не будет, поэтому практически у любого конфликта существует комп­лекс как объективно-субъективных, так и субъективно-объек­тивных причин.

Тем не менее, условное разделение причин конфликтов на объективные и субъективные полезно не только в теоретичес­ких, но и в практических целях, например, в диагностических.

На разных уровнях общественной жизни объективные фак­торы, вызывающие конфликт, весьма многочисленны и раз-нокачественны. Их объединяет одно — независимость от лич­ностных качеств людей, сознания и воли, ценностей и при­страстий. К числу объективных причин конфликтов обычно относят те обстоятельства и условия социального взаимодей­ствия людей, которые привели к столкновению интересов, мне­ний, установок и т. п.

Объективные причины приводят к созданию конфликтной обстановки — объективного компонента конфликтной ситуации.

Причины конфликтов крайне разнообразны, а для некото­рых видов конфликтов бывают свои причины, но можно со­гласиться с выделением следующих укрупненных групп объек­тивных причин.

Информационная группа причин. Причиной многих конф­ликтов является информация, приемлемая для одной стороны и неприемлемая для другой. Это могут быть неполные, не­точные, недостоверные факты, слухи, искажение информации

(случайное или намеренное). Искаженная информация приво­дит к неправильному восприятию сложившейся ситуации, не­адекватному поведению личностей, непониманию, а затем и к конфликтам. К числу коммуникационных причин следует так­же отнести слабую систему коммуникации в организации, от­сутствие встречных информационных потоков. Ценностная группа причин включает в себя:

— принципы как таковые, которые общество в целом, со­циальные группы, а также отдельные люди разделяют, провозглашают или отвергают, которых они придержи­ваются или которыми пренебрегают, о которых забывают или которые сознательно и даже намеренно нарушают;

— социально-групповые, а также личностные системы убеждений, поведения; различия в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;

— принципы, следования которым ожидают люди друг от друга;

— общественные, групповые, личностные системы убежде­ний, верований и поведения, предпочтения, стремле­ния, предрассудки, опасения, идеологические, культур­ные, религиозные, этические, политические, професси­ональные и региональные ценности.

Структура и отношения власти и подчинения. Социальные группы связаны с существованием формальной или нефор­мальной организации, что определяет их структуру и распре­деление властных полномочий и включает следующие источ­ники и объективные причины конфликтов:

— распределение власти (полномочия, привилегии, льго­ты, делегирование, контроль);

— распределение ресурсов в организации (материальных, финансовых, временных);

— степень открытости и закрытости организации. Чем бо­лее закрыта организация, тем шире и глубже условия для возникновения конфликтов, связанных, например, с нарушением прав человека и гражданина;

— конфликтогенные (способствующие возникновению кон­фликтов) организационные структуры (отделы труда и заработной платы, нормирования труда и др.);

— недостатки в организации труда (неблагоприятные ус­ловия, неритмичность, сверхурочные работы);

/ — устаревшая технология, от которой зависят условия, оп­лата и безопасность труда;

— несовершенная система оплаты труда;

— низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;

— система мотивации работников и рассогласование мо­тивов партнеров по выполнению единого проекта;

— статусно-ролевые положения и притязания работников;

— несоответствие прав и обязанностей;

— отсутствие четкости в распределении обязанностей, в частности, неэффективные, слишком расплывчатые или устаревшие должностные инструкции;

— система безопасности.

Отношения в контексте конфликтологии — мера выраже­ния взаимосвязи субъектов конфликта, как правило, эмоцио­нально окрашенная, это форма и способ конфликтного взаи­модействия. Отношения связаны с той или иной степенью удовлетворения от взаимодействия или его отсутствия между двумя и более сторонами. В возникновении и протекании кон­фликта важную роль играют следующие факторы:

— основа отношений (добровольные или принудительные);

— сущность (независимые, зависимые, взаимозависимые);

— ожидания от взаимоотношений;

— значимость для себя и других;

— длительность и история отношений;

— баланс сил;

— вклад сторон (надежды, деньги, время, эмоции, энер­гия, репутация);

— различия в образовательном уровне, жизненном и про­фессиональном опыте;

— уровни доверия и авторитетности.

Нововведения. Современные социально-экономические ус­ловия определили быстрый темп интегративных и инноваци­онных процессов всех социальных институтов и организаций. Нововведения, или инновации, всегда были источником и при­чиной конфликта. Данные процессы могут вызывать активное противодействие и сопротивление работников.

Группу неизбежных конфликтных проблем нововведений составляют следующие противоречия: масштаб последствий, изменение и стабильность, «старое-новое», «стало хуже». Наи­более распространенными причинами сопротивления переме­нам считают следующие:

— состояние неопределенности;

— возможность личных потерь;

— неверие в то, что перемены приведут к улучшению по­ложения;

— возможность увольнения;

— потеря статуса;

— нежелание перемен в отношениях с коллегами;

— убеждение, что изменения не обязательны для органи­зации.

Нормы. Прежде всего полезно отметить, что нормы обще­ства разные: нормы права, морали, групповые, индивидные нормы.

Конфликты, связанные с нормативной правовой базой, раз­решаются в судебном порядке (уголовном, арбитражном и граж­данском), с нормами морали — в рамках общественного мнения.

Важно обратить внимание на следующие наиболее акту­альные источники и причины возникновения конфликтов в нормативно-правовой сфере:

— законы (их противоречие);

— нормативно-правовые акты органов государственной вла­сти и управления, представляющие собой механизм ре­ализации законов (в России нередко выхолащивают суть принимаемых законодателем социальных законов);

— правоприменительную практику (судебный и админист­ративный произвол).

Одной из причин типичных социальных конфликтов выс­тупает столкновение между нормативными предписаниями и реальным положением дел.

Начальным звеном деформаций является отставание фун­кций социальных институтов от объективно изменившихся ус­ловий жизни, потребностей социально-экономического, поли­тического, культурного, нравственного развития общества. Это влечет за собой изменения в социальном поведении различ­ных групп и слоев населения и соответствующий пересмотр ценностных ориентации (дифференциация, деградация, обнов­ление).

Изменения ориентации и форм поведения приобретают все более распространенный характер и, с одной стороны, вызы­вают рост межличностных конфликтов, а с другой — ведут к нарушениям социальных норм, регулирующих соответствую­щие отношения. Таким образом, деформируется не сама нор­ма, а ситуация, на которую она была рассчитана. Процесс этот углубляется в следующих направлениях:

— социальная норма фактически перестает действовать;

— набирает силу «теневое нормотворчество»;

— функционирование социальных институтов заменяется неформальными связями и отношениями, которые в свою очередь приобретают институциональный характер.

Происходят существенные и большей частью необратимые изменения и деформации в системе общественных отношений. Растут социальные противоречия, продуцирующие социально отклоняющееся поведение в различных формах и разновидно­стях, наблюдается ухудшение структуры динамики антиобще­ственного поведения.

Слабая разработанность, например, этических нормативов и отсутствие комитетов или комиссий по этике в организации являются важным фактором возникновения конфликтов. Эти­ческий фактор — объективный для членов организации, пото­му что ни один сотрудник субъективно не в силах изменить общепринятые этические нормы и принципы поведения и дол­жен считаться с ними. Проблема заключается еще и в том, что отсутствие интереса различных служб организации к про-

фессиональной этике очень часто приводит не только к внут-ригрупповому, но и внутриличностному конфликту.

Другими источниками и причинами возникновения конф­ликтов являются следующие.

Потребности. Причиной конфликта выступают неудовлет­воренные потребности социума, социальной группы и личнос­ти. Наличие потребности является необходимым, но недоста­точным условием возникновения конфликта. Если удовлетво­рение потребности не затрагивает интересы, ценности и чувства людей, конфликта не происходит. Конфликт возникает, когда наблюдается дефицит явлений, выступающих как потребности у людей, вступающих во взаимодействие.

Интересы — форма проявления познавательной потребно­сти личности или социальной группы, направленная на тот или иной предмет, отношение к предмету как к чему-то цен­ному, важному, привлекательному, актуализированная потреб­ность.

Причиной конфликта является осознанная потребность, ко­торая выступает как интерес. Однако не всякий интерес явля­ется причиной конфликта, а только тот, который связан с удовлетворением дефицитных потребностей, из-за овладения которыми возникает противоречие и происходит столкновение сторон. Таким образом, конечная причина социального конф­ликта — противоречие интересов между социумом и социальны­ми группами, различными социальными группами, социумом и его субъектами, социальными группами и индивидами.

Материальные конфликтные отношения определяются на­рушением финансовой дисциплины, присвоением государствен­ных средств, а также фирмы, предприятия в личных целях.

Коммуникативные конфликтные отношения возникают из-за несоблюдения норм делового и неформального общения.

Оценочные конфликтные отношения являются результа­том необъективной оценки труда, поведения социальных лиц и групп.

Нравственные конфликтные отношения проявляются в не­честности, грубости, низкой этической культуре, т. е. в нару­шении нравственных норм.

Идейные конфликтные отношения возникают в результате принципиальных расхождений в идейных взглядах, убеждениях в ответ на оскорбления национальных чувств, пренебрежение традициями, унижение достоинства, ущемление суверенитета.

Взаимозависимость ответственности и заданий. Возмож­ность конфликта в организации существует везде, где несколько человек зависят от выполнения заданий другими. Это обус­ловлено тем, что любая организация представляет собой сис­тему, элементы которой функционально взаимосвязаны. По­этому, если какой-либо элемент системы (работник, подразде­ление) не выполняет возложенные на него обязанности и задачи, т. е. функционирует неадекватно, допускает сбои в работе, в этом случае нарушается нормальное функционирова­ние всей системы, что чревато конфликтом между различны­ми действующими лицами организации.

Возникновению конфликта способствует также нечеткое распределение ответственности между членами организации или ее подразделениями.

Несогласованность целей различных групп работников. При­чина конфликта кроется в том, что различные функциональ­ные группы в организации могут уделять достижению своих целей больше внимания, нежели организации в целом. При этом конфликт может возникнуть как между группой и орга­низацией, так и между группами внутри организации.

Возможность конфликта вместе с тем увеличивается по мере того, как подразделения становятся более специализиро­ванными и дифференцированными, так как они сами форму­лируют свои цели в качестве более приоритетных по сравне­нию с целями организации.

К числу других объективных причин возникновения конф­ликта в организации можно отнести:

— несогласованность целей различных групп работников;

— нечеткое распределение прав и обязанностей;

— несоответствие занимаемой должности;

— чрезмерную загруженность сотрудников, превышающую личные возможности;

— неблагоприятный стиль руководства;

— плохие условия труда и др.

Конфликты между личностью и группой обусловлены не­совпадением индивидуальных и групповых норм поведения.

Объективные причины существуют для многих участни­ков конфликтного взаимодействия, а в конкретном конфликте принимают участие лишь отдельные личности, чьи интересы будут затронуты именно здесь и сейчас.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: