double arrow

Труд как объект изучения дисциплины «Экономика труда» и социально-трудовые отношения


Лекция 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Отношений 160

Лекция 16. Международный опыт регулирования социально-трудовых

Социально-трудовых отношений 155

Лекция 15. Международная организация труда и ее влияние на развитие

Отношений 146

Регулирования и усовершенствования социально-трудовых

Лекция 14. Мониторинг социально-трудовой сферы как интсрумент

Лекция 13. Анализ отчетность и аудит в сфере труда 136

Лекция 12. Политика доходов и оплата труда 125

Лекция 11. Производительность и эффективность труда 116

Лекция 10. Организация труда 97

Лекция 9. Планирование труда 87

Лекция 6. Социальное партнерство 49

Трудовых отношений: организационные аспекты 40

Лекция 4. Социально-трудовые отношения как система 37

Производства 21

Лекция 3. Труд как сфера жизнедеятельности и природный фактор

Лекция 2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества 6

Содержание

Лекция 1. Объект, предмет и задание дисциплины 3




Лекция 5. Механизм функционирования системы социально-

Лекция 7. Рынок труда и его регулирование 59

Лекция 8. Социально-трудовые отношения занятости 65


1. Труд как объект изучения дисциплины «Экономика труда» и социально-трудовые отношения.

2. Предмет и задание дисциплины.

Современный этап развития экономики Украины требует трансформации подходов к изучению дисциплины «Экономика труда и социально-трудовые отношения», рассматривая труд и взаимоотношения людей в процессе труда в развитии и динамике. Изучение и анализ закономерностей организации, функционирования и результатов деятельности рынков труда, поведения работодателей и работников в результате воздействия стимулов в виде заработной платы, цен, прибыли, влияния неденежных факторов и государственной политики на социально-трудовые взаимоотношения позволяет сформировать концепцию поведения в сфере труда и объективно правильное мировоззрение специалиста.

Труд является основой существования человека, определяет его место в обществе, служит одной из важнейших форм самовыражения и самоактуализации, поэтому он должен быть организован таким образом, чтобы адекватно отражать эти особенности человека, обеспечивать соответствующее соразмерное вознаграждение.

Особенности труда как объекта исследования и изучения состоят в том, что, во-первых, труд – это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна, рациональна, экономично организована, во-вторых, он является одним из основных условий жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и общества в целом, фактором функционирования любой организации (предприятия), в-третьих, он не может рассматриваться как товар, поскольку товаром является не он сам, а услуга труда, и, наконец, в процессе труда формируется система социально-трудовых отношений, которые составляют стержень общественных отношений на уровне народного хозяйства, региона, фирмы и отдельных индивидов.



В условиях коренных изменений в системе общественных отношений наиболее существенные преобразования происходят в социально-трудовой сфере, вызывая закономерное в таких случаях противостояние основных субъектов этих отношений. Именно поэтому ни одна из сфер экономической жизни нашего государства не подвергается такой жесткой критике, как социально-трудовые отношения. Этому способствовал ряд факторов, среди которых можно выделить господствовавшие долгие годы традиции государственного патернализма в этой сфере, упрощенная система оценки состояния социально-трудовой сферы и т. д.

В этих условиях не вызывает сомнения необходимость формирования новой системы социально-трудовых отношений, что должно найти отражение в современном понимании особенностей труда как объекта исследования и изучения, а также в трактовке предмета и метода современной экономики труда и социально-трудовых отношений как науки.







Сейчас читают про: