Лекция 1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Отношений 160
Лекция 16. Международный опыт регулирования социально-трудовых
Социально-трудовых отношений 155
Лекция 15. Международная организация труда и ее влияние на развитие
Отношений 146
Регулирования и усовершенствования социально-трудовых
Лекция 14. Мониторинг социально-трудовой сферы как интсрумент
Лекция 13. Анализ отчетность и аудит в сфере труда 136
Лекция 12. Политика доходов и оплата труда 125
Лекция 11. Производительность и эффективность труда 116
Лекция 10. Организация труда 97
Лекция 9. Планирование труда 87
Лекция 6. Социальное партнерство 49
Трудовых отношений: организационные аспекты 40
Лекция 4. Социально-трудовые отношения как система 37
Производства 21
Лекция 3. Труд как сфера жизнедеятельности и природный фактор
Лекция 2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества 6
|
|
Содержание
Лекция 1. Объект, предмет и задание дисциплины 3
Лекция 5. Механизм функционирования системы социально-
Лекция 7. Рынок труда и его регулирование 59
Лекция 8. Социально-трудовые отношения занятости 65
1. Труд как объект изучения дисциплины «Экономика труда» и социально-трудовые отношения.
2. Предмет и задание дисциплины.
Современный этап развития экономики Украины требует трансформации подходов к изучению дисциплины «Экономика труда и социально-трудовые отношения», рассматривая труд и взаимоотношения людей в процессе труда в развитии и динамике. Изучение и анализ закономерностей организации, функционирования и результатов деятельности рынков труда, поведения работодателей и работников в результате воздействия стимулов в виде заработной платы, цен, прибыли, влияния неденежных факторов и государственной политики на социально-трудовые взаимоотношения позволяет сформировать концепцию поведения в сфере труда и объективно правильное мировоззрение специалиста.
Труд является основой существования человека, определяет его место в обществе, служит одной из важнейших форм самовыражения и самоактуализации, поэтому он должен быть организован таким образом, чтобы адекватно отражать эти особенности человека, обеспечивать соответствующее соразмерное вознаграждение.
Особенности труда как объекта исследования и изучения состоят в том, что, во-первых, труд – это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна, рациональна, экономично организована, во-вторых, он является одним из основных условий жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и общества в целом, фактором функционирования любой организации (предприятия), в-третьих, он не может рассматриваться как товар, поскольку товаром является не он сам, а услуга труда, и, наконец, в процессе труда формируется система социально-трудовых отношений, которые составляют стержень общественных отношений на уровне народного хозяйства, региона, фирмы и отдельных индивидов.
|
|
В условиях коренных изменений в системе общественных отношений наиболее существенные преобразования происходят в социально-трудовой сфере, вызывая закономерное в таких случаях противостояние основных субъектов этих отношений. Именно поэтому ни одна из сфер экономической жизни нашего государства не подвергается такой жесткой критике, как социально-трудовые отношения. Этому способствовал ряд факторов, среди которых можно выделить господствовавшие долгие годы традиции государственного патернализма в этой сфере, упрощенная система оценки состояния социально-трудовой сферы и т. д.
В этих условиях не вызывает сомнения необходимость формирования новой системы социально-трудовых отношений, что должно найти отражение в современном понимании особенностей труда как объекта исследования и изучения, а также в трактовке предмета и метода современной экономики труда и социально-трудовых отношений как науки.