Права и обязанности сторон трудового правоотношения в области охраны труда

Законодательство об охране труда не только представляет действующие нормы, регулирующие данный институт трудового права, но прежде всего раскрывает содержание субъективных прав и обязанностей сторон (субъектов) социально-трудовых отношений.

В соответствии с требованиями законодательства обязанности по обеспечению безопасных условий, права работника на охрану труда в организации возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:

безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;

применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;

недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;

информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;

принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

расследование и учет в установленном ТК (ст. 227 - 229) порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;

беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;

обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ознакомление работников с требованиями охраны труда;

разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного органа инструкций по охране труда для работников;

наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации.

За работником в области охраны труда законодательством закреплены следующие обязанности:

соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

Работник не несет расходов по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда.


93. Управление охраной труда: государственные органы исполнительной власти, службы охраны труда у работодателя, комитеты (комиссии) по охране труда.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти. Правительство РФ осуществляет и распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда. Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами охраны труда, является Министерство труда и социального развития РФ. Полномочия этого Министерства в области охраны труда значительно расширены. Так, в соответствии со ст. 11 Закона об охране труда все федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать свои решения, а также координировать свою деятельность с Минтрудом России.

Структура службы охраны труда в конкретной организации зависит как от особенностей деятельности организации, так и от численности ее персонала.

В целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью работников более 100 человек создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. В организации с численностью менее 100 работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации.

При отсутствии в организации в силу ее малочисленности службы охраны труда работодатель заключает договор со специалистами или структурами, оказывающими услуги в данной области.

В организациях, где служба охраны труда создана, структура этой службы и численность ее работников определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда. Кроме того, субъекты РФ издают свои нормативные акты - рекомендации для работодателей по охране труда.

Так, в организациях с численностью более 10 работников по инициативе работодателя или работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.


94. Особенности охраны труда слабозащищенных категорий работников (женщин, молодежи, инвалидов).

Специальные нормы об охране труда женщин и лиц с семейными обязанностями, закрепленные в гл. 41 ТК, предусматривают, во-первых, охрану труда всех работающих женщин, во-вторых, охрану труда в связи с материнством. Общими для всех являются нормы, ограничивающие труд женщин на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда согласно особому Перечню <*>, а также предельно допустимые нагрузки при подъеме и перемещении тяжестей вручную.

Особое внимание уделяется вопросам охраны труда несовершеннолетних. Лица, не достигшие 18 лет, в трудовых правоотношениях приравниваются к совершеннолетним. Вместе с тем в интересах охраны их здоровья устанавливаются дополнительные гарантии и льготы, закрепленные в гл. 42 ТК.

Запрещается применение труда несовершеннолетних на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Перечень таких работ утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений <*>. Кроме того, несовершеннолетние не могут привлекаться к работам: а) выполняемым вахтовым методом; б) по совместительству; в) связанным с обслуживанием материальных ценностей и предполагающим заключение договора о полной материальной ответственности.

--------------------------------

Запрещается переноска и передвижение несовершеннолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные Нормы <*>. Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра, осуществляемого за счет средств работодателя, а в возрасте до 18 лет подлежат обязательному ежегодному медицинскому осмотру. Повышенные гарантии установлены при увольнении несовершеннолетних по инициативе работодателя. Помимо соблюдения общего порядка на их увольнение требуется согласие государственной инспекции труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 269 ТК). В условиях рыночной экономики вместо планов по трудоустройству вводится гибкая система квотирования (бронирования) рабочих мест. Отказ в приеме на работу в счет квоты запрещается и может быть обжалован в суд.

--------------------------------

В трудовом законодательстве устанавливаются специальные правила о трудоустройстве инвалидов, льготы и гарантии в области рабочего времени и времени отдыха. В соответствии с Законом о защите инвалидов гарантии трудовой деятельности предоставляются инвалидам федеральными законами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда (ст. 20). Особенно важно установление в организациях (независимо от форм собственности) квоты для приема на работу и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Так, в организациях, численность работников которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 3%.

Значительный вклад в улучшение условий и охраны труда вносят Федеральные целевые программы <*> и соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ.

--------------------------------

<*> См.: Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г., одобренная распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2000 г.

В частности, раздел пятый Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002 - 2004 гг. посвящен вопросам защиты трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности. Рассматривая защиту трудовых прав, охрану труда, промышленную и экологическую безопасность в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества, стороны Соглашения обязуются:

разработать и осуществить меры экономического стимулирования работодателей для обеспечения безопасных условий труда;

предусмотреть финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовой формы собственности;

предусмотреть создание в федеральных органах исполнительной власти в пределах установленной численности и фонда оплаты труда работников служб охраны труда как одной из основных составляющих государственной системы управления охраной труда;

обеспечить финансирование деятельности технических инспекторов труда профсоюзов за счет работодателей в соответствии с заключаемыми коллективными договорами и соглашениями и др.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. установлено, что в РФ действует система нормативных правовых актов, содержащая государственные нормативные требования охраны труда. Она состоит из межотраслевых (ПОТ Р М) и отраслевых (ПОТ Р О) правил и типовых инструкций по охране труда (ТИ Р О), строительных и санитарных норм и правил (СНиП и СанПиН), инструкций по безопасности, правил устройства и безопасности эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда. Эти требования утверждаются сроком на пять лет и могут продляться не более чем на два года.


95. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Соц.страх-ние раб-в от несчат.случ.на пр-ве и профес-х заболеваний осущес.раб-лем(страхователем) за счет собственных средств путем перечисления Фонду соц.страх-я РФ(страховщику)в устан.порядке обязат.платежей(З-н «Об обязат.соц.страх-нии от несч-х случаев на пр-ве и профес-х заболеваний»).Несч.случай-это событие,в рез-те к-го застрах.получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязан.по ТДкак на терр.страхователя,так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с работы на транспорте,предоставл.страх-лем,и к-рое повлекло необх-ть пер-да застрах-го на др.работу,временную или стойкую утрату им профес.трудоспос-ти либюо его смерть.Профес.заболевание-хронич.или острое забол-е,явл.рез-том воздействия вредных произ-х факторов и повлекшие времен.или стойкую утрату застрах-ным профес.труд-сти.Связь повреждения(смерти)раб-ка с исполнением тр.обяз.подтв.оформлен.в устан.порядке актом о несч.случ.на пр-ве или актом о случ.проф.забол.Застрах.и его семья и.П.на обеспечение по страх-ю независимо от того,по чьей вине причинен вред(кроме умысла на вред самим затрах-ным).неуплата раб-лем страх.взносов не лишает раб-ка П.на страх.обеспечение.Степень утраты трудос-ти устан.учрежд.медико-соц.экспертизы,она уст.в пределах от 10до100%,а также опр.нуждаемость пострадавшего в реабилитации,а также признают инвалидом.В случае смерти застрах.п.на обеспеч.и.:нетруд.лица,состоявшие на иждивении умершего,ребенок,родвшийся после его смерти,один из родит.,супруг(супруга) либо иной член семьи независимо от трудосп-ти и др.Виды обеспеч:пособие по временной нетруд-ти,единовременная страх.выплата,ежемесячная страх.вып-та,оплата доп.расходов на мед.,соц.,профес.реабилитациюРазмер ежемесяч.страх.выплаты снижает.,если грубая неосторожн.застрах-го содействовала возникнов.или увелич.вреда,причин.его здоровью,но не более,чем на 25%.Степень вины устан.комссией по расслед.несч.случ.(проф.забол.)Возмещение расходов на погребение з-ном не предусм..Страх.обеспеч.предоставл.страховщиком или раб-лемв зависим-ти от вида обеспечения(пособ.по времен.нетруд.-раб-лем,страх.выплаты-страховщик.Решение о назнач.или отказе в назнач.страх.выплат принимается страховщ-м не поздн.10 дн.(в случ.смерти-не позд.2дн.)со дня поступл.соотв.заявл.и всех необхо-х док-тов.При задержке страх.выплат страх-к обяз.выплатить пеню в размере 0,5% от невыплач.сумы за кждый день просрочки.Все споры рассм.в суде.


96. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Расследов-ю и учету подлежат несч-е случаи на произ-ве, происшедшие с раб-ми и др.лицами, в том числе подлежащими обязат.соц.страхов-ю от несч-х случаев на произ-ве и проф.заболев-й при исполнении ими труд.обяз-тей. Расслед-ся и подлежат учету как несч-е случаи на произв-ве: травма, в том числе нанесенная др.лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электр.током, молнией, излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные поврежд-я, нанес-ые жив-ми; поврежд-я, получ-е в рез-те взрывов, аварий, разруш-я зданий, сооруж-й и конструкций, стих.бедствий и др.чрезв.ситуаций, - повлекшие за собой необх-ть перевода раб-ка на др.работу, врем-ю или стойкую утрату им трудосп-ти либо смерть раб-ка, если они произошли: 1.в теч.раб. вр. на тер-рии орг-ции или вне ее, а также в теч.вр., необх-го для привед-я в порядок орудий произв-ва и одежды перед началом и после оконч-я работы, или при выполн-и работ в сверхур.время, вых.и нераб.празд.дни; 2.при следов-и к месту работы или с работы на транспорте, предоставл-м раб-лем, либо на личном транспорте в случае использов-я указ-го транспорта в производств-х целях по распоряж-ю раб-ля; 3. при следов-и к месту служеб.команд-ки и обратно; 4.при следов-и на трансп.средстве в кач-ве сменщика во вр.междусменного отдыха; 5.при работе вахтовым методом во вр.междусм-го отдыха, а также при нахожд-и на судне в своб.от вахты и судовых работ вр.; 6. при привлеч-и раб-ка в установл-м порядке к участию в ликвид-и последствий катастрофы, аварии; 7.при осуществл-и действий, не вход-х в труд.обяз-ти раб-ка, но соверш-х в инт-сах раб-ля или направл-х на предотвращ-е аварии или несч-го случая. Порядок расследов-я: Для расследов-я несч-го случая на произ-ве в орг-ции раб-ль создает комиссию в составе не менее 3-х чел-к. Состав комиссии утвержд-ся приказом раб-ля. Комиссия выявляет о опрашивает очевидцев происш-я, лиц, допустив-х наруш-я норм-х требов-й по охране труда,получает необход.инфо от раб-ля и по возмож-ти объяснения пострад-го. Перечень представл-х материалов определ-ся председ-м комиссии,проводивш-й расследов-е. На осн-и собр-х док-тов и материалов комиссия устанавл-т обстоят-ва и причины несч-го случая,квалиф-т несч-й случай,как несч-й случай на произ-ве или как несч-й случай не связ.с произ-вом,определяет лиц,допустив-х наруш-я требов-й безоп-ти и озраны труда,определяет меры по установл-ю причин и предупрежд-ю несч-х случаев на произ-ве.


97. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Федеральная инспекция труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства является одним из способов защиты трудовых прав и законных интересов работников. Он распространяется в равной мере на предприятия и организации всех форм собственности и всех организационно-правовых форм, а также на работодателей — индивидуальных предпринимателей и физических лиц

Законодательством определены система и компетенция специальных органов государства, основным направлением деятельности которых является надзор за соблюдением законодательства о труде, правил и норм охраны труда. Высший надзор за исполнением законодательства о труде осуществляется органами прокуратуры РФ.

Основным контролирующим государственным органом является Федеральная инспекция труда, деятельность которой регулируется ст. 354-365 ТК.

Федеральная инспекция труда — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет Главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Основными задачами инспекции являются:

¦ обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

¦ обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;

¦ обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных методах соблюдения норм трудового законодательства;

¦ доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений или злоупотреблений, не подпадающих под действие трудового законодательства.

В соответствии со ст. 357 ТК государственные инспекторы труда имеют право:

¦ в порядке, установленном законодательством, в любое время беспрепятственно при наличии соответствующего удостоверения посещать организации любой организационно-правовой формы, работодателей — физических лиц;

¦ осуществлять проверки и расследования причин нарушений трудового законодательства и правил охраны труда;

¦ получать от любых должностных лиц и органов объяснения, документы и другую информацию, необходимую для осуществления своих полномочий;

¦ давать работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

¦ изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;

¦ направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

¦ расследовать несчастные случаи;

¦ запрещать использование не имеющих сертификатов или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной защиты;

¦ выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение и инструктажи по охране труда, технике безопасности;

¦ составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, готовить и направлять в правоохранительные органы и суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности в соответствии с законодательством;

¦ выступать экспертами в суде по искам о нарушении трудового законодательства.

¦

¦ Кроме Федеральной инспекции труда функционируют и другие специальные государственные органы и инспекции. Они осуществляют государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (ст. 366 ТК); государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК); государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК); государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (ст. 369ТК) и др.

Компетенция всех контролирующих органов четко регламентирована законом. Их должностные лица вправе проводить проверки подконтрольных им объектов по всем вопросам, относящимся к кругу их полномочий. Они могут требовать от работодателей представления всех необходимых документов и объяснений по выявленным нарушениям; давать предписания об устранении нарушений; в установленном порядке привлекать (либо передавать в компетентные органы материалы о привлечении) виновных к административной или иной правовой ответственности и т. д.

В целях проверки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда введена государственная экспертиза условий труда. Она проводится Министерством здравоохранения и социального развития РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ, ведающими вопросами охраны труда.


98. Порядок инспектирования организаций Федеральной инспекцией труда.

Федеральная инспекция труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда. Она функционирует в тесном сотрудничестве с правоохранительными и другими государственными органами, наделенными правом надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также с

Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ. Руководители государственных инспекций труда - главные государственные инспекторы труда назначаются на должность и освобождаются от должности главным государственным инспектором труда РФ (ч. 3 и 4 ст. 354 ТК).

Деятельность органов федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности (ч. 1 ст. 355 ТК).

Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:

обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с возложенными на них задачами органам федеральной инспекции труда предоставлены широкие полномочия, основные из которых указаны в ст. 356 ТК. Основные права государственных инспекторов труда весьма разнообразны и широки, что предоставляет инспекторам возможность вести эффективную и действенную борьбу с нарушениями трудового законодательства. Все указанные права предусмотрены ст. 357 ТК.

В сфере правового регулирования деятельности федеральной инспекции труда важнейшей новеллой, получившей законодательное закрепление в ТК (ст. 356) и КоАП, является предоставление органам и должностным лицам федеральной инспекции труда прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 и ст. 5.28 - 5.34, 5.44 КоАП.

Гарантией реализации прав государственной инспекции труда служит ответственность за воспрепятствование ее деятельности. Так, ст. 363 ТК предусматривает, что лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявляемые им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами.

Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольных функций несут установленные ст. 358 ТК обязанности. За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 364 ТК).

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по надзору в этих отраслях. Раньше к ним относились:

Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности (Госгортехнадзор), осуществлявший надзор за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горно-рудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геолого-разведочных экспедициях и партиях, а также при установке и эксплуатации подземных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа и при ведении взрывных работ в промышленности (ч. 1 ст. 366 ТК) <*>;

--------------------------------

<*> В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. Федеральный горный и промышленный надзор (Госгортехнадзор) преобразован в Федеральную службу по технологическому надзору.

Государственный энергетический надзор (Госэнергонадзор) - специальный орган, ведавший вопросами энергетического надзора в Российской Федерации, осуществлявший государственный надзор за проведением государственных мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок (ч. 1 ст. 367 ТК);

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Госсанэпиднадзор) - специальный орган, ведавший вопросами санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм и правил (ч. 1 ст. 368 ТК);

Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (Госатомнадзор) - специальный орган, ведавший вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью, осуществлявший надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности (ч. 1 ст. 369 ТК) <*>.

--------------------------------

<*> В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. Федеральный надзор по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор) преобразован в Федеральную службу по атомному надзору.

При осуществлении своих полномочий работники всех указанных специальных органов независимы и подчиняются только закону (ч. 2 ст. 366, ч. 2 ст. 368, ч. 3 ст. 369 ТК).

В той или иной форме государственный надзор в отдельных отраслях экономики обязательно сохранится.

Государственные инспекторы всех специализированных государственных инспекций надзора имеют право в любое время беспрепятственно посещать все без исключения находящиеся в их ведении сферы производства с целью проведения плановых проверок, проводить расследование несчастных случаев, выдавать работодателю обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию неисправного оборудования и функционирование соответствующих производственных участков, налагать штрафы на должностных лиц, виновных в трудовых правонарушениях.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления. Так, органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 8 декабря 2003 г.) наделены правами по созданию организаций, определению условий и порядка их деятельности, назначению и увольнению их руководителей. Поэтому согласно ст. 353 ТК они обязаны осуществлять внутриведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в организациях, находящихся в муниципальной собственности.

Полномочия органов местного самоуправления по осуществлению контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде работников на муниципальных унитарных предприятиях закрепляет также Закон РФ от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (в ред. от 8 декабря 2003 г.), согласно которому администрация (районная, городская, сельская, поселковая) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, в том числе в сфере труда, а также охрану прав граждан в этой сфере. Так, она вправе предъявлять в суд требования о признании недействительными актов органов исполнительной власти и организаций, нарушающих права и законные интересы граждан, работающих на их территории.

Генеральная прокуратура и подчиненные ей нижестоящие прокуратуры осуществляют высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде на территории РФ (см. ст. 353 ТК). Так, в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, являющихся объектами надзора. В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона. По основаниям, установленным законом, прокурор возбуждает уголовное дело или производство по делам об административных правонарушениях, а также требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.

Государственные органы надзора и контроля взаимодействуют при осуществлении своей деятельности между собой, а также с профсоюзами, инспекторами труда профсоюзов, объединениями работодателей, другими организациями. Координация деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля профсоюзов, их объединений проводится федеральной инспекцией труда (ст. 365 ТК).


99. Понятие и виды трудовых споров. Причины их возникновения и классификация.

Трудовые споры — это неурегулированные разногласия, возникающие между работником или коллективом работников и работодателем по вопросам, связанным с применением труда. Действительно, в процессе применения труда в рамках трудовых отношений работника с работодателем могут возникать и возникают разногласия, которые зачастую перерастают в трудовые споры.

Трудовой спор считается возникшим, когда разногласия не урегулированы путем непосредственных переговоров работника (коллектива) с работодателем. Поэтому, чтобы не доводить разногласия до трудового спора, работнику (коллективу) следует попытаться урегулировать их непосредственно с работодателем.

Наличие трудовых споров — свидетельство неблагополучия в обществе в целом и в рамках трудовых коллективов в частности.

Причин возникновения трудовых споров много, и они разные. Наиболее распространенная — это нарушение работодателем трудовых прав отдельных работников или трудовых коллективов в целом.

Современный период, к сожалению, характеризуется грубейшими нарушениями трудовых прав работников (незаконные отказы в приеме на работу, незаконные увольнения, невыплата или выплата в неполном размере и несвоевременно заработной платы, непредоставление отпусков или предоставление их без оплаты, введение штрафных санкций за нарушения трудовой дисциплины, невыплата пособий по обязательному социальному страхованию и т. д.). В этой ситуации закономерно перерастание разногласий в качественно новое состояние — в трудовые конфликты, сопровождающиеся митингами, демонстрациями, забастовками и другими проявлениями возмущения людей.

К трудовым спорам приводит плохая организация труда, нечеткое разграничение трудовых функций между работниками, неудовлетворительный стиль руководства трудовыми коллективами и т. д.

Иногда трудовые споры возникают вследствие низкой правовой культуры работников, не знающих своих трудовых прав и обязанностей, предъявляющих необоснованные требования работодателю и т. д.

Основным средством преодоления трудовых споров является искоренение причин и условий, их порождающих.

Законодательством установлен различный порядок рассмотрения трудовых споров. Он зависит от вида трудового спора. Поэтому необходимо знать классификацию трудовых споров, чтобы разобраться в порядке их рассмотрения.

Классификация трудовых споров проводится: а) по субъектам споров; б) по характеру споров.

По субъектам трудовые споры подразделяются на индивидуальные -и коллективные. Индивидуальные — это споры между конкретным работником и работодателем; коллективные — споры между коллективом организации или ее структурного подразделения (цеха, производства и т. д.) и работодателем.

По предмету (характеру) спора трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые. Исковые — это споры по вопросам, связанным с применением действующих условий труда, установленных законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. К ним относятся споры по поводу увольнений, переводов на другую работу, применения систем и форм оплаты труда и т. д. Неисковые — это споры, связанные с установлением новых или изменением действующих условий труда (о пересмотре норм выработки, об установлении новых условий оплаты труда и т. д.).

Нормами трудового права регулируется порядок рассмотрения:

¦ индивидуальных исковых трудовых споров непосредственно в организациях комиссиями по трудовым спорам (ст. 381-397 ТК);

¦ всех (исковых и неисковых) коллективных трудовых споров (ст. 398-418 ТК).

Судебный порядок рассмотрения трудовых споров распространяется только на индивидуальные исковые трудовые споры и регулируется нормами гражданского процессуального права.


100. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам.

Индивидуальные трудовые споры — это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в органы по рассмотрению трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовом отношении с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа последнего от заключения такого договора (ст. 381ТК).

Первичным органом по рассмотрению индивидуальных исковых трудовых споров, как правило, является комиссия по трудовым спорам.

Комиссия по трудовым спорам (КТС) образуется по инициативе работников или работодателей из равного числа их представителей. Представители работников избираются на общем собрании (конференции) или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании. Представители работодателя назначаются руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем. Возможно создание КТС и в структурных подразделениях организации (ст. 384 ТК). Поскольку КТС создается по инициативе сторон, создание такой комиссии не является обязательным.

В состав КТС должны входить авторитетные работники, пользующиеся уважением и доверием в коллективе, профессионально подготовленные к работе по разрешению трудовых споров. Комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря. Организационно-техническое обеспечение ее деятельности осуществляет работодатель.

В компетенцию комиссии по трудовым спорам входит разрешение индивидуальных трудовых споров, кроме тех, для которых установлен иной порядок рассмотрения. Комиссия может рассматривать только исковые трудовые споры, поскольку она не уполномочена устанавливать новые условия труда или изменять действующие.

В КТС не могут рассматриваться трудовые споры, которые переданы на непосредственное рассмотрение судам (ст. 391 ТК).

Работник вправе обратиться в КТС путем подачи письменного заявления в 3-месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (ст. 386 ТК). При пропуске указанного срока по уважительной причине КТС вправе восстановить его и рассматривать дело по существу.

Порядок разрешения трудовых споров и принятия решений в КТС регламентируется ст. 387,388 ТК. Спор должен быть рассмотрен в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления в присутствии заинтересованного работника. Рассмотрение спора в отсутствие работника возможно только по его письменному заявлению. Комиссия вправе вызывать на заседание свидетелей, специалистов. По требованию КТС руководитель обязан предоставить ей необходимые документы.

Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины представителей каждой из сторон.

Решение принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Копия решения должна быть в 3-даевный срок вручена работнику.

Если КТС не рассмотрит трудовой спор в течение 10 дней, работник вправе перенести его рассмотрение в суд.

Решение КТС может быть в 10-дневный срок обжаловано сторонами спора в суде. Решение вступает в силу по истечении 10 дней после его принятия (если оно не было обжаловано) и подлежит обязательному исполнению работодателем в 3-дневный срок. При обжаловании стороны должны дождаться судебного решения.

При неисполнении решения работодателем КТС выдает работнику удостоверение на принудительное исполнение, имеющее силу исполнительного листа, которое работник передает в суд для исполнения.





Подборка статей по вашей теме: